КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №5. Характеристика психического развития подростка
Период, охватывающий 10/11-13/14 лет Между детством и ранней юностью (5-8 классы школы) Фельдштейн: младший подростковый возраст 10-12 Средний подростковый возраст 12-13 лет Старший подростковый возраст 13014 лет Резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Возрастание риска дебюта психических заболеваний. § Асинхронность развития интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту) и интраиндивидуальная (различные стороны развития одного школьника(одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее – по интеллекту уже подросток, а по особенностям личности –потребности, рефлексия- ребенок) Традиционно – период отчуждения от взрослых, но современные исследования показывают сложность отношений со взрослыми (стремление противопоставить себя, отстаивать собственные права, независимость, так и ожидание от взрослых поддержки, положительной оценки, одобрения, доверие к ним) Для подростка существенна не сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, а признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Социальная ситуация развития –потребность быть взрослым, общаться со сверстниками, в поведении проявляются признаки, говорящие о стремлении к независимости, самостоятельности. Основные характеристики – задачи возраста: 1. Режиссура собственной жизни 2. Сензитивность к накоплению жизненного опыта, которого недостаточно. 3. Восприятие себя как взрослого (взрослые воспринимают подростка как ребенка) Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение (Эльконин Д.Б.) – важный фактор психического развития подростка Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания, Я-концепции (переход от оценки окружающих к самооценке, формирование представления о Я-идеальном)
§1. Проблема перехода из начальной школы в среднее звено. Основные трудности. 9-11 лет – время перехода из начальной школы в среднюю. Новые условия учения –предъявляют новые требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний, действий, уровню развития произвольности и способности к саморегуляции. Однако уровень развития учащихся не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный период может сопровождаться появлением разного уровня трудностей, возникающих у учащихся и педагогов связаны с такими особенностями возраста как: · Эмоционально значим сам факт окончания начальной школы (дети ждут, что им станет интересно в школе, родители и учителя обращают внимание) · Предметное обучение (понимание и осознание связи разных предметов с определенной областью знаний) не учимся считать, а изучаем математику и пр. Много новых учителей, разные требования, не знание учителями особенностей детей. · Сильно выраженное эмоциональное отношение к учебному предмету (субъективное отношение к предмету как к легкому для себя)- благоприятные условия для развития интересов, способностей, умений. Трудности: · Доминирование эмоций, подчинение им всей психической работы (сильные эмоции приводят к эмоциональной усталости, капризы, раздражение, плач). · Общее положительное к себе отношение, не опирающееся на оценку своей успешности приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, но при первой же трудности их бросают, что снижает самооценку · Несформированность основных учебных навыков (умение учиться: внимательно слушать учителя, пробелы в усвоении учебного материала, навыки чтения, письма и т.д.) · Несформированность основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях) Рекомендации педагогам: § обсуждение индивидуальных особенностей школьников, преемственность обучения § ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неспешности § эмоциональное отношение педагогов к уроку, юмор § демократический стиль общения (инициатива учителя, общие рамки деятельности и свобода в принятии решения учеником, отсутствие пошагового контроля)
§2. Психофизиологические особенности подростков
Половое созревание (пубертатный период) – процесс, в ходе которого человек достигает наибольшей степени принадлежности к тому или иному полу в биологическом и социальном плане Этапы полового созревания (предпубертатный и пубертатный; негативная и позитивная стадии) и их влияние на поведенческие проявления подростков 2 стадии полового созревания:
I. 8-12 лет активация эндокринной системы «гормональная буря», «скачок роста», эндокринный шторб» ü неравномерная перестройка звеньев эндокринной системы, нижележащие отделы коры не могут в полной мере отвечать на импульсы, идущие вышележащих отделов (в возбужденном состоянии ЦНС соотношение между силой силой раздражителя и реакцией на него нарушается: § Сильный и слабый стимулы могут вызвать одинаковую реакцию. § Сильные раздражители не вызывают реакции (окончательное перевозбуждение НС) на слабые раздражители реакция есть (отсутствует состояние тормложея) § Неадекватная, неожиданная реакция на раздражитель ü Замедленная речь, замедленные реакции на речь другого человека (долго думают – ты что, глухой?) скудные фразы, упрощенная речь. Необходимы дополнительные вопросы, вытягивание ответа. ü Повышенная утомляемость, которая проявляется двигательным беспокойством, сонливостью, дремотой или сильным возбуждением В поведении взрослых – отсроченные поручения с восстановлением сил,, самостоятельным определением времени их выполнения.
II. 12-18 лет § Стабилизация взаимосвязей между ЦНС, эндокринными центрами и половыми железами. Возрастание в крови количества половых гормонов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС § Интенсивное увеличение массы тела и размеров (половые гормоны способствуют активной выработке, синтезу белка) тела развитие половых органов и половых признаков, половые гормоны влияют на нервные центры и это проявляется в: ü Повышении интереса к противоположному полу ü Повышение полового влечения, пробуждение сексуального чувства. ü Информация сексуального характера становится актуальной. Особое значение приобретает красивая внешность, специфически воспринимаются особенности полового поведения § Внешность как фактор самоутверждения (переоценка себя и других) Нескладность, неуклюжесть, недостаточно скоординированные движения Протест против изменений внешности модет быть очень активным, например, анорексия у девушек. Источники подобных переживаний: ü Впечатлительность ü Большой объем знаний о себе, внимание к внешности ü Половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков § Более упорядоченные процессы в ЦНС, следовательно, большая способность к концентрации внимания, умственному и физическому усилию С точки зрения психологических изменений первая фаза – негативная, а вторая позитивная (настроение чаще оптимистическое, самооценка завышена)
§3. Общение как ведущий вид деятельности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками Центральный момент развития в младшем подростковом возрасте – формирующееся чувство взрослости: школьник остро ощущает, что он уже не ребенок и требует признания этого. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении личного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними. Положительные стороны: § «Чувство взрослости» как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с детских норм на взрослые. § Фактор усвоения ценностей, норм, установок, которые с точки зрения подростков подтверждают представление о них как о взрослых § Готовность к самым разнообразным действиям и жажда самоутверждения. (просоциальная и общественно полезная деятельность)
Школьники открыты по отношению к взрослым, доверяют им, не смотря на возрастающее значение общения со сверстниками продолжают ориентироваться на взрослых, их нормы и ценности. Потребность в общении со сверстниками – одна из центральных в отрочестве. Пик значимости группового общения приходится на 13-14 лет. Группа создает «чувство Мы» – разделение на «мы» – сверстники, члены одной группы и «они» –взрослые или ровесники, но члены другой группы.
Функции общения подростка со сверстниками: § Защита и поддержка подростка § Создание позитивного образа Я § Развитие адекватной, устойчивой самооценки § Снижение тревожности § Развитие способности к эмпатии § Предъявление к нему чрезвычайно жестких требований
§4. Развитие познавательных процессов подростков Интеллектуализация познавательных процессов т.е. необходима установка на размышление при работе с любым материалом, подростки способны логически его обработать, что связано с развитием рефлексивного, формального мышления. Новые связи между памятью, восприятием и мышлением (*для ребенка мыслить значит припоминать, а для подростка припоинать значит мыслить) Возникают новые формы интеллектуальной деятельности – усвоение научных понятий (мышление предположениями, анализ задачи предмет внимания – собственные интеллектуальные операции – рефлексивное мышление) Возраст снижения мотивации учения, что связано с возрастанием интереса к миру за пределами школы и увлеченностью общением со сверстниками. Возникает новое отношение к знаниям – ядро чувства взрослости Мотивация снижается из-за того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Для того, чтобы мотивация учения была, необходимо возникновение личностного смысла в учении (для чего это нужно лично мне), а так же отношение к предмету связано с отношением к учителю (оценивание личностных качеств учителя, его мастерства)
§5.Развитие личности подростка. Основные закономерности развития самосознания в подростковом возрасте Фельдштейн 3 стадии развития подростка как личности: 1. Локально-капризный 10-11 лет. Подросток всячески пытается получить факт признания его взросления (упрямство и независимость, участие в делах наравне со взрослыми)Решение как правило частных задач (я могу пойти в том пальто, в каком хочу) 2. Правозначимый 12-13 лет Ребенок не удовлетворен участием только в определенных видах деятельности, развивается потребность в общественном признании, освоение прав в семье, обществе. Стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а «я могу» и «я должен» 13 лет – подростковый кризис. Попытки родителей избежать проявлений кризиса путем создания условий для развития новых способностей ребенка безрезультатны. Подросток провоцирует запреты, принуждает родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить свои способности и силы. Позитивный смысл кризиса: § удовлетворение потребности в самоутверждении, самопознании § возникновение уверенности в себе и способности полагаться на себя § формирование способов поведения, позволяющие в дальнейшем справиться с жизненными трудностями.
3. Утверждающе-действенный 14-15 лет стремление проявлять себя, реализовывать свои возможности, обострение потребности в самореализации
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |