Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР




Лекция 7

Разные формы задержки психического развития у детей сопро­вождаются нарушением произвольного внимания. Типичным яв­ляется снижение его концентрации, которое отрицательно ска­зывается на процессе обучения. Недостатки внимания обуслов­лены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности со­средотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастани­ем ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нараста­ющая рассеянность выражается в постоянном переключении вни­мания на различные объекты. Многократные проявления недо­статков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.

Проблемы произвольного внимания могут по-разному отра­жаться на учебном процессе у младших школьников с задержкой психического развития. Например, ученик пишет текст и сосре­дотачивается только на том, чтобы передать его содержание, не замечая ошибок, искажений слов. Когда же ребенок обращает внимание на ошибки и правильное написание слов, то оказыва­ется неверным содержание текста. В данном случае рассматрива­ются проблемы распределяемости произвольного внимания, от сформированности которого во многом зависит успешность про­цесса обучения.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельно­сти. Перечисленные нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития це­ребрально-органического происхождения. С учетом практики ра­боты с детьми в школе выделяются различные особенности про­явления расстройств их внимания (3. Тржесоглава). Среди них:

1) повышенная истощаемость произвольного внимания;

2) недостаточная способность концентрации внимания;

3) чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информа­ции, что приводит к фрагментарности восприятия и иска­жению результата деятельности;

4) «неселективное» внимание, которое проявляется в неуме­нии сосредоточиться на существенных признаках воспри­нимаемых объектов;

5) частая переключаемость внимания. В этом случае подра­зумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиваться на выполнении учебных заданий;

6) инертность внимания, выражающаяся в снижении способ­ности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития

• препятствуют реализации мыслительной деятельности;

• не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;

• затрудняют реализацию процессов восприятия и па­мяти.

Исследования показали, что на начальном этапе обучения ре­бенка с задержкой психического развития в школе внимание ха­рактеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостыо. Эти недостатки особенно ярко проявляются при длительном вы­полнении однообразных учебных заданий, связаны с утомлени­ем. Учащиеся перестают воспринимать новую информацию, в учебных знаниях постепенно накапливаются значительные про­белы. В письменных работах детей появляется множество оши­бок, исправлений.

В учебной деятельности приходится учитывать некоторые ос­новные особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития. Во-первых, у них наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивно­сти (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием. Причем у учи­теля может создаваться ложное впечатление, что для данных изменений не имеется никаких оснований, что они возникают без видимых внешних причин. Во-вторых, на успешность выполне­ния учебных заданий отрицательно влияют не только характе­ристики произвольного внимания, но и такие учебные обстоятель­ства, как сложность задания, значительный объем работы в классе. В одном из своих педагогических исследований Н. А. Никашина приводит пример: после диктанта ученик на другом уроке не смог написать в тетради знакомое слово — у него получился нечитае­мый набор букв.

Снижение показателей произвольного внимания особенно за­метно в тех случаях, когда у учащихся с задержкой психического развития начинаются неадекватные эмоциональные реакции на различные ситуации, сопровождающиеся двигательным беспокой­ством. Дети суетятся, ерзают на месте, беспорядочно переклады­вают учебные принадлежности на парте, манипулируют ручками, карандашами, кисточками.

Понимая собственную неуспешность, связанную с трудностя­ми в обучении, одни школьники с задержкой психического раз­вития начинают раздражаться, им становится еще труднее спра­виться с учебными заданиями. Другие просто отказываются от дальнейших действий, особенно при изучении нового материала, заранее ожидая значительных затруднений. Возникает своеобраз­ный психологический эффект формирования вторичных лично­стных отклонений, когда психофизические проблемы сопровож­даются нарушением внимания и влияют на формирование устой­чивых личностных качеств ребенка: развиваются крайняя неуверенность в своих силах, заниженная самооценка в сочета­нии с неудовлетворенностью собой или учебным процессом.

В исследованиях Л. И. Переслени показано, что внимание на­прямую связано с восприятием и больше всего страдает при при­еме вербальной информации. В школьной практике можно заме­тить, что даже интересный и эмоционально насыщенный текст не может надолго привлечь внимание учеников с задержкой пси­хического развития. Дети постоянно реагируют на отвлекающие факторы: неожиданный стук в дверь, посторонний человек в клас­се, упавший предмет и пр. Из-за наличия внешних раздражите­лей усиливается их реактивность, так что учащиеся могут забыть основное содержание задания учителя.

Экспериментальные исследования подтвердили зависимость скорости переработки сенсорной информации у младших школь­ников с задержкой психического развития от уровня устойчивос­ти их внимания. На уроках учителю приходится учитывать замед­ленный темп усвоения учениками вербальной и невербально предъявляемой информации.

В процессе наблюдения за обучением в классе были выявлены особенности динамики произвольного внимания учащихся с за­держкой психического развития, что позволило условно разделить их на три большие группы.

Первая группа — учащиеся, у которых максимальное сосредо­точение внимания наблюдается в начале урока, учебного дня. По мере усвоения новых знаний оно постоянно и неуклонно снижа­ется.

Вторая группа — сосредоточение внимания наступает не сразу. Требуется постепенная врабатываемость. Дети медленно включа­ются в выполнение учебных заданий.

Третья группа — наблюдается периодичность в сосредоточении внимания (периоды устойчивой произвольности внимания чере­дуются с рассеянностью). Учителю приходится знать и учитывать индивидуальные осо­бенности динамики произвольного внимания учащихся, понимая их непосредственную взаимосвязь с поведением детей на уроке. Например, при задержке психического развития с синдромом ги­перактивности наблюдается расстройство непроизвольного вни­мания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это резко затрудняет сосредоточение на необхо­димом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нараста­ют в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интере­са к данному виду деятельности.

Недостаточность объема произвольного внимания нередко от­мечается у детей с задержкой психического развития с церебрас­теническим и астеническим синдромами, при выраженном пси­хофизическом инфантилизме, при задержке психического разви­тия с психопатоподобным синдромом.

Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей при задержке психического развития с астеническим и церебрас­теническим синдромами, у детей с детскими церебральными па­раличами (Ю. Г. Демьянов).

Проблемы произвольного внимания и поведения объединя­ют термином «реактивность» (Я. Стреляу). У детей с повышен­ной реактивностью отмечаются симптомы нарушения эмоцио­нальной и волевой сфер, которые выражаются в отсутствии про­извольной регуляции их собственных действий. Отклонения в поведении становятся особенно заметными во время выполне­ния заданий, требующих длительного сосредоточения внимания. Причиной их возникновения является не низкая мотивация, а влияние посторонних внешних стимулов (раздражителей). При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко уга­сают под воздействием обстоятельств, не зависящих от ребенка. Большая реактивность мешает реализации целенаправленной игровой и учебной деятельности, затрудняет общение с окружа­ющими людьми.

С точки зрения прогноза развития ребенка установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание мание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Психологическая коррекция нарушения внимания требует дли­тельного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учеб­ном процессе. Одновременно востребованными будут различные коррекционные приемы для преодоления нарушений произволь­ного внимания, в частности, это может быть предъявление инте­ресных, личностно значимых заданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.