Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вставьте пропущенные буквы

Самостоятельные части речи.

Морфологические ошибки.

Морфология.

Морфология – грамматическое учение о слове как части речи: его значении, грамматических свойствах (признаках) и синтаксической роли.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются все слова в языке.

В современном русском языке 10 частей речи, которые делятся на:

2.1.4.1 самостоятельные (знаменательные) – 6:

имя – существительное;

- прилагательное;

- числительное;

местоимение;

глагол (его особые формы: причастие и деепричастие);

наречие;

2.1.4.2 служебные – 3:

союз;

предлог;

частица;

2.1.4.3 междометие – 1: не имеет грамматических категорий – не самостоятельная часть речи, но и не служебная.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет-вещь(лицо), явление, состояние и отвечающая на вопросы: кто?что?

Принято выделять следующие категории: - имена собственные нарицательные;

- одушевлённые неодушевлённые;

- предметно-вещественные абстрактные собирательные.

У существительных определяют категории рода (мужск., женск., средн., общий);

склонения (1, 2, 3, разноскл.);

числа (ед. множ., только ед. только множ.)

падежа (И., Р., Д., В., Т., П.)

 

Задания для практической работы по разделу «Имя существительное».

  1. Лесное хозяйство находится в ведень… егеря.
  2. Большое видится на расстояни…
  3. Вчера я был на открыти... выставки.
  4. Слух о поражени… шёл по долин… со зловещ..й быстротой.
  5. В юност.. ему пришлось присутствовать при внезапном раскрыти… таланта.
  6. Деревья были в лёгком ине…
  7. Он сидел на площад… возле дорог… и в слепом отчаяни… слал патрон за патроном в утренн…ю мглу.

36.а) Укажите род существительных:

Алиби, кофе, мозоль, кенгуру, пальто, фиаско, вуаль, досье, рандеву, иваси, тюль, шимпанзе, ФБР, МИД, ЭВМ, НДС.

б) Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значения и выбор грамматической формы.

  1. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю.
  2. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истин … денди
  3. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби
  4. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро
  5. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим…
  6. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт… парвеню, котор… просочил… в высшее общество, теперь отворачивал… от друзей.
  7. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк… и по- своему миловидн… шимпанзе.
  8. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых ученых.

 

37. Выберите нужную форму:

 

1. Заграничные (паспорта, паспорты); опытные (доктора, докторы); известные (профессора, профессоры); вновь назначенные (директора, директоры); искусные (повара, повары); праздничные (торта, торты), внимательные (инспектора, инспекторы).

2. Клала в суп (перцу, перца); много (жиру, жира); посев (гороху, гороха); стакан (чаю, чая); килограмм (песку, песка); прикупить (меду, мёда); вкус (сахару, сахара).

38. Исправьте предложения:

1. До сих пор в (цехе, цеху) нет радио.

2. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чаю, чая).

3. Мы налили в пробирку двести граммов (бензину, бензина).

4. Мне налили чашку (чаю, чая) и в комнате долго держался аромат (чаю, чая).

5. Этот нападающий сегодня бьёт без (промаху, промаха).

6. В общежитии нас познакомили с Сашей Кох.

7. Все хотят услышать Эдиту Пиаф.

8. МИД предъявил ноту протеста.

9. С докладом выступил Герой Российской Федерации Елена Петрова.

10. Наше знакомство с Чарли Чаплин состоялось в период немого кино.

11. Газеты сообщили о падении цен на колумбийское кофе.

12. Над городом видели блестящий НЛО: оно то появлялось, то вновь исчезало.

13. С приветственным словом выступила руководительница делегации Вера Николаевна Иванова.

14. Бдительный ФБР вовремя предотвратил террористический акт.

15. По правде сказать, она мало походила на агитаторшу.

16. В Москву прибыл председатель олимпийского комитета Мария Шевчук.

17. В этом году мы посетили шумное, многолюдное Осло.

18. «Таймс» опубликовал, что ООН принял резолюцию о прекращении войны в Ираке.

19. В недавно открытой женской парикмахерской лучшей мастерицей считается Татьяна Леонова.

20. Директор дал указание перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову.

Обрати внимание!

1.Некоторые существительные мужского рода в И. п. мн. числа по­лучают окончание -а(-я):

дом-а, кра-я, лес-a; козлят-а, утят-а, стуль-я, коль-я.

2.В ряде случаев у существительных мужского рода возможно парал­лельное употребление окончаний -ы(-и) и -а(-я). Употребление оконча­ния -а(-я) наблюдается обычно в разговорной речи: трактор-ытрактор-a, год-ы — год-a, волос-ы — волос-а.

3. Окончания -ы(и) и -а(-я) могут служить средством различения лексических значений существительных: пропуск-и — пропуск-а, цвет-ыцвет-а, зуб-ы — зубь-я.

 

В Р. п. мн. числа наблюдаются следующие окончания: -ов (-ёв), -ев у ряда существительных II склонения: серп-ов, дом-ов, колось-ев, сapa-ев; -ей у некоторых существительных I, II и III склонений: вожж-ей, юнош-ей, кон-ей, мор-eй, степ-ей;

Нулевое окончание у большинства существительных I склонения и у некоторых существительных II склонения: корзин, дорог, стран, волн; сапог, чулок, солдат, грузин.

Запомните следующие формы Р. п. мн. числа су­ществительных:

а) головня - головней, клешня - клешней, будни - будней, ясли- яслей;

но: нападки - нападок, сумерки - сумерек, дрязги - дрязг;

дупло - дупел, простыня - простынь, кочерга - кочерег, цапля - цапель блюдце - блюдец;

б) подмастерье - подмастерьев, киргиз - киргизов, якут - яку­тов, узбек - узбеков;

но: румын - румын, осетин - осетин, мордвин - мордвин, туркмен - туркмен,

грузин - грузин, бурят - бурят, башкир - башкир.

Иноязычные имена и фамилии, а также названия населенных пунктов на -ин и -ов в Т. п. ед. числа имеют окончание -ом (Чарли Чапли-ном, под Ростов-ом, под Калязин-ом), а русскоязычные фамилии — окончание -ым (Петей Росто-вым, Михаилом Калязин-ым)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нумерация страниц | Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.