Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приёмка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей.

Предмет и задачи технологии торговых процессов

Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического прогресса в торговле выступает постоянное совершенствование её технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») – это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т. п.

Технология – это комплекс основных функциональных процессов конкретной отрасли деятельности человека. Каждая отрасль народного хозяйства имеет различную технологию. В отраслях материального производства технология содержит основные производственные процессы, на транспорте – процесс перевозки, в торговле – процессы товародвижения и обмена. Вместе с тем технология любой отрасли подчинена также общим закономерностям развития этой науки.

Технология торговли включает комплекс последовательных взаимосвязанных способов, приёмов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др.

Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах (торгово-технологические процессы – ТТП) – это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне их торгового обслуживания.

Следовательно, предметом технологии торговых процессов является комплексная торгово-технологическая система, совокупность способов, средств и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товаров от производства до потребления.

Изучение основ технологии торговых процессов подчинено задаче формирования специалистов, умеющих анализировать существующие процессы торговли, управлять ими и моделировать (проектировать) более совершенные процессы. В условиях научно-технической революции торговые процессы являются динамичными, развивающимися. Применение всё более сложных технических средств для выполнения коммерческих и технологических операций, рост масштабов деятельности торговых предприятий, расширение ассортимента товаров – всё это повышает требования к профессиональным знаниям специалистов торговли. Знания торговой технологии необходимы каждому торговому работнику независимо от его конкретной специальности. Особо важное значение имеют знания технологии для специалистов по организации и управлению торговыми процессами.

Поэтому важной задачей курса является изучение закономерностей взаимодействия различных факторов, определяющих успешное осуществление торговых процессов в конкретных условиях, а также методов оптимизации работ и операций – непосредственного управления.

 

1.2.Сущность процесса товародвижения.

Товародвижение как технологический процесс представляет собой последовательно выполняемые операции по доведению товаров народного потребления от производства до потребителя. Оно включает перемещение, хранение, дозировку, комплектование, сортировку, пакетирование, упаковку, взвешивание, выкладку, отбор, отпуск и другие операции в зависимости от особенностей самого товара, степени подготовленности к его к продаже и потреблению, способов движения и принятых коммерческих решений. Действительная смена форм стоимости достигается при розничной продаже товара покупателю, однако реальный путь движения предмета потребления на этом не завершается. Торговые предприятия оказывают дополнительные услуги покупателям, в том числе по доставке товаров на дом, их установке, организации эксплуатации и другие, которые не являются собственно торговыми.

Процесс товародвижения состоит из нескольких этапов (стадий): движение товаров от производства до складов оптовой торговли, внутрискладские операции и хранение, товароснабжения розничной торговой сети, отпуска покупателям.

Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций. Это: формирование партий товаров, их отгрузка, перевозка различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставка товаров в розничную сеть и конечному покупателю. При общности целей и задач процессы товародвижения и товароснабжения имеют вполне определенную сферу своего распространения.

Товароснабжение – это система мероприятий по доведению товаров от производства до конечных покупателей в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения. Товароснабжение включает закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров.

Товародвижение- это процесс пространственного перемещения товаров от производства в розничную сеть. Он охватывает процессы реального (физического) продвижения товаров от производства до розничного торговца, не включая обязательно места организации потребления (магазины и другие пункты розничной сети).

Хотя товародвижение предусматривает многозвенность, но оно не включает операции, связанные с организацией разгрузки, приемки и т.д., а ограничивается лишь организацией движения товара.

Участниками процесса товародвижения могут являться оптовые, розничные предприятия, органы транспорта, посреднические структуры.

В практике товародвижения используются две формы – транзитная и складская.

Транзитной считается отгрузка или завоз товаров из производственных предприятий непосредственно в розничную сеть, минуя торговые склады. Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом. Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

И тем не менее для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика – производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах:

количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);

товар требует высокоспециализированного сервиса;

Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому.

Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) – число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность – число перевозок товара из одного склада в другой.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения. Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам; не всегда в росте звенности заинтересован производитель, который вынужден делиться с посредниками частью потенциальной прибыли. Кроме того, рост цены за счет увеличения звенности товародвижения против оптимального размера, может привести к замедлению товародвижения, росту запасов и даже к сокращению спроса, т.е. возможно, к кризису сбыта товара. Число участников товародвижения зависит от ряда условий: пропорций спроса и предложения, физических особенностей товара, организации оптового и потребительского рынков, развитости их инфраструктуры и общей ситуации на рынке и т.д.

Звенность товародвижения зависит от маркетинговой стратегии выбора торговым предприятием-поставщиком канала товародвижения.

Канал товародвижения – совокупность фирм и частных лиц, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.

В маркетинге существует следующая классификация каналов товародвижения: прямые каналы товародвижения (каналы нулевого уровня).

Косвенные каналы товародвижения, в составе которых в свою очередь выделяются: одноуровневые каналы (Б), двухуровневые (В), трехуровневые (Г).

       
   
 
 


Б)

               
   
       
 


В)

                   
   
   
     
 
 
 
 


Г)

 

 

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства по покрытию затрат на продвижение товаров.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины, либо производитель имеет собственную сбытовую сеть.

Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат. Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемещается от производителя и которые затем реализуют его потребителям.

Торговая фирма, в свою очередь, может сама выбрать один из методов сбыта и /или использовать их вместе. Например, крупная оптовая автомобильная фирма, являясь официальным дилером завода-изготовителя может использоватьсобственную сбытовую сеть (положение фирмы определяет достаточное наличие собственных средств на прямой сбыт) товародвижения. Продавая свой товар крупным оптовикам, фирма-производитель, по сути, контролирует существующую долю рынка и снижает свои сбытовые расходы.

Под уровнями канала товародвижения подразумеваются торговые посредники. Число уровней (от которого зависит число звеньев) называется длиной канала товародвижения.

При определении длины канала учитываются уровни – посредники, которые приобретают право собственности на товар: дистрибьюторы, дилеры, джобберы.

Возможно также участие в товародвижении посредников, не приобретающих права собственности на товар, а только сводящих поставщика и покупателя, помогающих им заключить сделку, организовать товародвижение и берущих за это комиссию (маклеры, брокеры, агенты, комиссионеры и т.п.). Они, однако, не входят в число уровней канала товародвижения и поэтому не влияют на его звенность.

Каналы характеризуются не только (протяженностью) длиной, но и шириной.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

При узком канале сбыта предприятие продает свой товар через одного или не многих участников сбыта. При широком – через многих.

Узкий канал распределения

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГ ПОКУПАТЕЛЬ

Широкий канал распределения

ОПТОВАЯ ФИРМА

ПРОИЗВО - СПЕЦ.МАГАЗИНЫ ПОКУПАТЕЛЬ

ДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГИ

НЕЗАВИИСИМЫЕ АГЕНТЫ

 

К системе товародвижения, предъявляются следующие требования:

· Обеспечение соответствия объема завозимых товаров розничному товарообороту;

· Соблюдение планомерности и ритмичности доставки товаров в розничную сеть;

· Экономное расходование средств, выделяемых на организацию товароснабжения розничной торговой сети и хранение запасов товаров в магазине.

Выбор кратчайших путей движения предполагает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишнедальние и повторные перевозки. Излишнедальними считаются перевозки, выходящие за пределы зон установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на траспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения.

Рационализация товародвижения идет путем устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения. Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Коэффициент звенности определяется как отношение валового (складской и розничный) оборота к розничному за минусом единицы. Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор движения товаров обуславливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Коэффициент звенности определяется как отношение валового (складской и розничный) оборота к розничному за минусом единицы:

Кзв= (1)

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Для контроля эффективности работы службы товародвижения в магазине необходимо оценить издержки товародвижения.

Общая формула издержек товародвижения следующая.

D=T +F+W+S, где

D - сумма издержек товародвижения

Т - транспортные расходы

F - постоянные складские расходы

W - переменные складские расходы

S - стоимость заказов, не выполненные в гарантированные сроки

Оценим издержки товародвижения на примере закупки автомобилей со складов.

1. Определим транспортные расходы.

Данные затраты определяются как переменные издержки по следующим направлениям.

1.1 Затраты на бензин для перегона автомобилей до складов фирмы

а) Цена 1 литра АИ-76 – 19 руб.

Цена 1 литра АИ-92 -23 руб.

Перегон различных марок автомобилей (разные двигатели) предполагает расчет средней стоимости бензина за 1 литр. Средняя стоимость АИ-76,92 - 21,0 руб.

б) Количество бензина, требуемого для перегона 1 автомобиля до складов фирмы.

До СТО “ Волна ” - 2,5 л.

До СТО “ Автоцентр ” - 5,5 л.

Среднее количество бензина - 4 л.

в) Общая сумма затрат на бензин для перегона 1 автомобиля до складов фирмы 21,0 х 4 л. = 84,0 руб.

Таким образом, первая часть транспортных расходов - затраты на бензин в расчете на 1 автомобиль - составляет 84,0 руб.

1.2. Затраты на оплату труда водителю - перегонщику за 1 автомобиль составляют 2000 руб.

1.3. Затраты на обеспечение 1 автомобиля ГСМ (для дальнейшей

транспортировки самим потребителем)

Нормативное количество бензина- 5 л., автомобильного масла - 1 л.

Сумма затрат на бензин - 5 х 21,0 = 105,0 руб., сумма затрат на моторное масло - 1 х 100,0 = 100,0 руб.

Общая сумма составляет 205,0 руб.

Общие транспортные расходы на 1 автомобиль составляют 410, 0 руб.

2. Определим постоянные складские расходы

2.1. Арендная плата составляет 20000,0 руб.

2.2. Коммунальные услуги, включая электро и теплоснабжение, составляют 500,0 руб.

2.3. Износ основных средств (на складе) составляют 300,0 руб.

2.4. Затраты на охрану автомобилей, включая постоянные оклады охранников составляют 55000,0 руб.

2.5. Затраты на телефонную связь, рацию составляют 2000 руб.

2.6. Оплата труда складских работников составляет 900000,0 руб.

Общая сумма=20000,0+500,0+300,0+55000,0+2000+900000,0=167800,0 руб.

3. Определим переменные складские расходы.

3.1. Страхование автотранспортного средства составляет 2,5% от стоимости автомобиля. Средняя стоимость “Волги”- 300000,0 руб., следовательно, сумма страхования составит 300000´ 2,5/100=7500,0 руб.

3.2. Складское обслуживание автомобиля (подзарядка двигателя, мойка и т.п.) составляет 5000,0 руб.

3.3. Начисление резерва на ремонтные работы автомобиля - 2000,0 руб.

3.4. Расходы на бытовое обслуживание работников склада - 3000,0 руб.

3.5. Оплата труда работников при техническом осмотре автомобиля и приемке составляет 20000,0 руб.

Общая сумма= 7500,0+5000,0+2000,0+3000,0+20000,0=37500,0 руб.

4.Общие издержки товародвижения на предприятии в расчете на один автомобиль составляют = 410,0+167800+37500=205300,0 руб.

Сумма издержек минимизирована менеджерами фирмы путем:

-выбора оптимальных выплат по транспортировке автомобилей,

-исключения промежуточных звеньев товародвижения до складов фирмы,

-выбора складов с достаточно невысокой арендной платой,

-правильной организации перегона, приемки и хранения автомобилей, исключающей возникновение неисправностей и повреждений автотранспортных средств.

В таблице 2. 1.указаны издержки товародвижения на предприятии с разбивкой по видам затрат. Расчеты издержек товародвижения автотехники произведены на 1 единицу продукции, на автозапчасти - за месяц.

 

Таблица 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вставьте пропущенные буквы | Общие издержки товародвижения на предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.