Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды розничной торговой сети

Торговая сеть - это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением (1). Различают розничную и оптовую торговую сеть. Розничная торговая сеть осуществляет розничную торговлю - торговлю товарами и оказание услуг потребителям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная сеть является основной частью материально-технической базы, посредством которой осуществляется реализация значительной доли совокупного общественного продукта, предназначенного для личного потребления. Розничная сеть обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства.

Розничная торговая сеть – основное организационное и техническое звено, через которое доводятся до потребителей товары и удовлетворяются их потребности в разнообразных товарах народного потребления. Лишь в магазине покупатель встречается с нужными ему товарами. Поэтому от того, сколько имеется торговых предприятий, насколько правильно они размещены, каков в них ассортимент товаров, зависит качество торгового обслуживания.

Розничная торговая сеть представлена предприятиями розничной торговли. В постприватизационный период количество предприятий розничной торговли значительно выросло. Так, на начало 2001 года в розничной торговле насчитывалось более миллиона предприятий. Это почти на 70% больше по сравнению с 1990 годом.

В зависимости от условий, в которых осуществляется розничная торговля, торговую сеть делят на:

 

- стационарную;

- нестационарную;

-посылочную (см. рис.5).

 

1. По месту расположения

 

1. По:

 

 
 

 

 

 


2. По объемам деятельности:

 
 

 

 


Рис.5 Виды розничной торговой сети

Стационарная сеть расположена в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарная розничная сеть представлена розничной (магазинами) и мелкорозничной сетью (павильонами, киосками, ларьками, палатками, торговыми автоматами).

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Преимущества магазинов перед другими видами розничной сети заключаются в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям в выборе и приобретении товаров, широким использовании наиболее прогрессивных форм их обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также труда работников.

Мелкорозничная сеть осуществляет продажу товаров массового, повседневного спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие из них работают круглосуточно. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов. К мелкорозничной сети относятся павильоны, палатки, киоски, торговые автоматы.

Павильон - это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

В летний сезон стационарная сеть дополняется палатками, торгующими овощами, фруктами, канцелярскими товарами к началу учебного года и др.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли. За годы реформирования розничная сеть получила большое распространение. Еще большие изменения произошли в стационарной сети, которая представлена магазинами разных организационно-правовых форм; форм интеграции; специализации, уровня цен и др.

Павильоны и палатки были распространены в дореформенный период экономики и играли существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной или другой продукцией.

Киоск - это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Киоски стали появляться в огромных количествах в 1991-93 годах как быстрое решение проблем сбыта. С 1995 года этот сектор пошел на убыль. Во-первых, из-за того, что киоски портят внешний вид города, и власти стремятся их ликвидировать, во-вторых, потребители уже предпочитают киоскам лучше оборудованные торговые точки с более широким ассортиментом товаров. Сегодня в Москве осталось 10000 киосков по сравнению с 40000 в 1996году. По объемам товарооборота их можно разделить следующим образом: 12% сегодня дают супермаркеты, 30% - мелкорозничная сеть и рынки, 58%- традиционные магазины. Многим удалось выжить благодаря переоборудованию в более крупные павильоны, которые могут конкурировать с продуктовыми магазинами и минимаркетами.

Разновидностью торговой сети являются торговые автоматы, которые пока еще не играют существенной роли в розничном товарообороте России, но распространены за рубежом для торговли мелкими предметами покупательского спроса: сигаретами, безалкогольными напитками, канцелярскими товарами и др. Продажа товаров через торговые автоматы достигла в зарубежных странах значительных размеров. Так, например, в США объем продажи через автоматы составил 2%, а их количество достигло почти 5 млн. единиц. Структура продажи отдельных товаров через автоматы составила: сигареты – 22%, кондитерские изделия – 13,3%, безалкогольные напитки – 35,9%. Этот вид торговли зародился в начале 50-х годов в США. Разовые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазинов или вне их (на улицах, вокзалах, в кафе, учреждениях и т.д.).

Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли. Она осуществляется индивидуальными предпринимателями или какими-либо организациями. Нестационарную сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. Развозная сеть включает сельские автомагазины, магазины-вагоны, магазины суда. За рубежом существует целая индустрия развозной торговли. Каждый производитель стремится доставить товар прямо в руки потребителю. Функционируют глобальные сети передвижной торговли, где все, от вывески на главном офисе фирмы до раскраски доставочных грузовиков и торговых прицепов, выполнено в едином стиле. В России передвижная торговля в последние годы также получает большое распространение. Достаточно привести примеры развозной торговли на уличных рынках, где с автофургонов продается товар производителя или торговля на лотках на вещевых рынках. Сегодня на уличную торговлю приходится 30% товарооборота и эта цифра постоянно уменьшается. Для сравнения: три года назад уличная торговля составляла более 50% товарооборота.

Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому - через торговых агентов, которые доставляют товар "прямо в руки" потребителю. Например, торговля цветами, мороженым или торговля в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте (на борту самолетов, в поездах) или на улице. Торговля здесь ведется с лотков, прилавков, корзин.

Другим видом торговой сети является посылочная торговля. Посылочная торговля осуществляется по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений. Технология этой формы продажи заключается в следующем: покупатель, получая информацию из различных рекламных источников, делает заказ продавцу товара, используя различные средства связи (почта, телефон, телефакс и др.). Оплата может производится как при получении посылки, так и предварительно. Таким видом осуществляется, например, торговля книгами, кассетами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индексация | Торговые предприятия, их виды, типы, функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.