Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и виды торговых объединений розничных торговых предприятий

Согласно ГОСТ Р «Розничная торговля. Классификация предприятий» различают три формы интеграции: торговое объединение, торговый комплекс, торговый центр.

Торговое объединение: добровольное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для кооординации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, разработке концепций ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др. Объединяться могут не только отдельные магазины, но и сети магазинов. Так в 2001 году крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М.Видео», «Спортмастер», «Арбат Престиж» и «Седьмой континент» объявили о создании стратегического союза. А розничные сети «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и «Мегамарт» создали в этом же году Альянс для защиты своих интересов.

 

Торговый комплекс: совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п. Московское правительство понятие торгового комплекса более конкретизировало: он включает 10-80 тыс. кв.м.

Торговый центр – совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и представляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

В соответствии с вышеуказанными определениями торговые кооперации классифицируют по месту расположению и концентрации (см. рис.7.). Для торговых объединений месторасположение не имеет значения. Торговые предприятия, входящие в торговое объединения могут располагаться в разных районах, городах и даже странах. Торговые объединения являются формой сотрудничества для централизации функций торговых предприятий.

В торговый комплекс и торговый центр объединены предприятия, расположенные только на близлежащей территории, для них концентрация в одном месте имеет важное значение.


 

                           
   
Торговые предприятия
 
   
 
По концентрации
 
   
     
 
 
 
   
Рис 7. Виды объединений торговых предприятий

 

 


       
   
 
 
По формам объединения

Торговые объединения находят все более широкое распространение в торговой инфраструктуре России.

Формы объединений классифицируются следующим образом:

· по количеству отраслей, представленных кооперирующимися предприятиями, на горизонтальную и вертикальную;

· горизонтальную интеграцию по типу предприятий (однотипная, комбинированная);

· по степени глобализации (локальные и интернациональные);

· по организационно-правовым формам: холдинговые компании, в т.ч. торгово-финансовые группы;

· по величине (крупные и мелкие).

Горизонтальная интеграция имеет место, когда объединяются торговые предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (или розничные или оптовые предприятия) (см. рис.8.)

 

1. По количеству отраслей, представленных кооперирующимися предприятиями:

     
           
  горизонтальная интеграция   вертикальная интеграция
                             
                             
интеграция оптовых предприятий   интеграция розничных предприятий (торговые сети или цепи предприятий)   производитель   розничное предприятие   оптовое предприятие   розничное предприятие   производитель   оптовое предприятие   розничное предприятие   банки  
                                                   

 

2) по типу предприятий

       
         
однотипная   комбинированная
           

 

3) по степени глобализации

       
         
локальная   интернациональная
           

 

4) по организационно-правовым формам:

     
       
холдинговые компании, торгово-финансовые группы и др.

 

рис.8 Формы интеграции торговых предприятий


 

Горизонтальная интеграция розничных предприятий получила название «торговая сеть».

Существование предприятий в виде сетей особенно распространено за рубежом, например, в Финляндии существует сеть магазинов Tesco, в Германии Metro, в Финляндии таких цепей 3, Германии - 5, Америке - 50. В развитых странах Запада около 90 процентов торгового оборота приходится на торговые сети, самые крупные из которых насчитывают до нескольких тысяч магазинов.

С переходом экономики на рыночный путь развития торговые объединения получают большое развитие в России. Так в 1995 году их уже насчитывалось свыше 90 тысяч. Интегрированные торговые сети получают особенно значительное развитие на потребительском рынке Москвы. Это сети продовольственных магазинов «Патерсон» (на июнь 2001 года -5 магазинов), «Рамстор» (9), "Перекресток" (30), "Седьмой континент" (19), «Копейка» (17), «Лондон Бридж супермаркет» (4) и др. Среди продавцов непродовольственных товаров это: «М.Видео», «Партия», «Диал электронике», «СВ-Техносила» (бытовая электроника), «Панинтер» (одежда), «Эконика» (обувь) и др.

Горизонтальная интеграция может быть однотипной, т.е. состоять из предприятий одного типа (например, сеть супермаркетов «Седьмой континент») или комбинированной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает супермаркеты и дискаунты). Оборот розничной торговой сети «Перекресток» в 2000 году достиг 150 млн. долл., у «Седьмого континента» и «Рамстора» оборот был по 10 млн.долл. По сравнению с 1999 годом оборот «Перекрестка» увеличился на 54%, «Седьмого континента» – на 70%. Однако несмотря на эти успехи доля сетей в общем торговом объеме остается небольшой. В Москве в 1997 году они занимали 1,7% рынка, в 2001 году их доля в лучшем случае вырастет до 10%. На западе крупные сети контролируют до 70% рынка.

Если торговая фирма имеет более 10 магазинов, она считается цепной. Обследованием, которое проводилось в США в 1990 году, было охвачено 145 тысяч магазинов, в том числе 30 тысяч супермаркетов с оборотом более 2 млн. долларов в год. Из этого количества предприятий 13 тысяч супермаркетов считались независимыми, а 17 тысяч входили в цепи. На долю цепных супермаркетов приходилось 51,5% товарооборота.

Цепные торговые фирмы различают на локальные и интернациональные.

Так, сеть Aldi, известная работой по системе скидок, обозначила процессы интернационализации уже в 1967 году; за ней последовали Metro и Carrefour (1971 и 1973 годах), и только WalMart выступила с опозданием. Произошло распределение по зонам: WalMart приобрела силу в Европе, а европейские предприятия внедрились на рынки США, Азии, Южной Америки и Австралии.

Шесть всемирно известных предприятий по торговле продовольственными товарами располагается в Европе (Carrefour, Metro, Spar, Ahold, Auchan, Intermarche, Rewe). В ближайшем будущем их годовой оборот составит 150 млрд. евро. Достаточно сказать, например, что Metro принадлежит 2000 магазинов в 21 стране, а ее оборот превышает 48 млрд. долл. Голландская Spar насчитывает 18 тыс. магазинов в 32 странах мира.

Самая крупная группа гипермаркетов принадлежит компании «Каррефур», владеющей филиалами во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Великобритании и в других странах

Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами. Еще на ранних этапах развития цепных фирм было исключено звено оптовой торговли, а функции оптовика стали выполнять сами фирмы. Они не только выполняют все обычные функции оптового звена, но и располагают собственными складами, равно как и другими основными фондами и техническими средствами. Другим важным изменением, хотя и не столь широко распространенным, является исключение из системы товародвижения не только оптовой торговли, но и производителей пищевого сырья — и даже фирм обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности. Цепные фирмы сами от начала до конца производят товары, которыми торгуют, например,"ГрейтАтлан-тнк энд Пасифик" одно время занимала по некоторым позициям до 10% всего производства США.

Рынок России также весьма привлекателен для интернациональных цепей. Его уже начинают осваивать голландский СПАР, немецкие АВА и МЕТРО, шведский ИКЕА, французский ОШАН.

На многих рынках можно констатировать противостояние современным дистрибьюторским системам. Страны с сильной традиционной торговлей и хорошей системой сбыта стремятся ограничить влияние на продовольственную торговлю. Это происходит через законодательство и органы власти, которые пытаются контролировать рост иностранных филиалов. Такие препятствия не смогут остановить захват рынков современными дистрибьюторскими сетями.

Между тем, почти во всех странах существуют ограничения на распространение подобных влияний – например, дифференцированное налогообложение. Запреты на продажу по цене изготовителя, вторжение в свободные торговые отношения (регламентация целей оплаты и времени работы магазинов и т.д.) – все это входит в государственный инструментарий.

Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе.

В соответствии с этим различают интеграцию:

-розничных предприятий с изготовителями;

-розничных и оптовых предприятий;

-смешанную.

В зависимости от участвующих сторон вертикальная интергация может быть двухотраслевой и многоотраслевой.

Интеграция розничных предприятий с изготовителями.

Примером двухотраслевой интеграции розничных предприятий с изготовителями является фирменная торговля. Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры, изготавливаемой каким- либо предприятием. Первые фирменные магазины возникли в Москве более 100 лет назад. Сегодня фирменная торговля в нашей стране так же широко развита и диктуется необходимостью создания собственной системы сбыта для изготовителей для поддержания некой тенденции производимых торговых марок. Фирменные магазины имеют мясокомбинаты, молокозаводы, хлебозаводы, текстильные комбинаты, кондитерские фабрики. Так фабрика "Кр. Октябрь" реализует в15 фирменных магазинах 14% выпускаемого объема кондитерских изделий. Совсем недавно в 2001 году группа предприятий «ОСТ», один из ведущих российских производителей алкогольной и безалкогольной продукции открыла в Москве и Московской области се фирменный магазинов "«Шестой океан"». Основу его ассортимента (80%) составляют алкогольные и безалкогольные напитки, произведенные предприятием «ОСТ». В течение 2001-2003 года планируется открыть около 20 таких магазинов.

Фирменная торговля широко развита и в других странах. Среди фирменных магазинов там преобладают два типа предприятий: магазины при предприятиях, где в основном продаются фирменные товары по сниженным ценам. Типичные примеры – магазины фирм Mikasa, Anne Klein, Dansk. Другая форма фирменной торговли – это так называемые образцовые магазины, организованные производителями. Во всем мире основными кредиторами розницы всегда были поставщики. Процесс создания сетей в Германии, Франции был инициирован именно изготовителями, которые заключали с магазинами соглашение о сотрудничестве, либо обменивались частью акций. В этих магазинах упор делается не на снижение цены, а на богатство выбора. Среди фирм, владеющих такими магазинами, - Nike и Sony.

Вместе с тем актуальной является задача интеграции торгового и производственного капиталов. Имеется в виду не только создание предприятиями производственного сектора дочерних торговых структур, но и обратное движение: формирование торговыми структурами сети производств, связанных единым управлением, маркетинговой политикой, стратегией развития и функционирования. Такое объединение производства и торговли под приоритетом последней может являться эффективным направлением поддержания жизнеспособности тех и других, расширить возможности отечественных производителей.

 

Интеграция розничных и оптовых предприятий.

Интеграция розничных и оптовых предприятий наблюдается на российском рынке уже несколько лет. Одним из вариантов упрощенной системы сбыта для крупных компаний дистрибьюторов стало создание собственных торговых точек, как не зависящих друг от друга, так и объединенных в сеть. Особенностью таких магазинов является то, что помимо ассортимента оптовой компании магазины предлагают потребителям максимальный спектр товаров. Такой подход реализуется в проекте для АО "Продснаб"(г.Москва). На пилотной стадии проекта намечается создать сеть из 100-130 магазинов. С распределительным центром будут работать розничные предприятия на принципах ассоциации. При этом возможен вариант включения в сеть не только мага­зинов без торговой марки, но и франчайзинговых.

Смешанная интеграция.

Смешанная интеграция становится перспективной формой ведения бизнеса. Таким примером является агрофирма "Энгельзская» (г. Энгельс Саратовской области), созданная на основе Горплодоовощторга. В него входят 26 магазинов, плодоовощная база, рынок, мясоперерабатывающий и пошивочный цехи, автобаза.

ТПК "Щекиноазот"(рядом с Тулой) включает хлебопекарню и 2 магазина, макаронный цех, участок хлебобулочных изделий, колбасный цех, участок по солению и копчению рыбы, склады, 2 торговые базы, 26 магазинов,3 столовые, автомобильный парк.

Концерн "Бабаевский" открыл дочерние предприятия 16 новых торговых точек на территории всей страны, занялся созданием сети детских кафе, первые из которых появились в Сочи, Калуге, Германии. Примерно 6% выпускаемой концерном продукции реализуется через сеть собственных торговых домов, которых насчитывается 41.

Примером торговых объединений в России являются объединения на базе упраздненных торгов. Так акционерное общество закрытого типа "Элита" в г. Ростове образовано в 1991 году на основе 24 магазинов из 47 бывшего «Хозмебельторга» и его складской базы (5 тысяч кв. м). В рамках акционерного общества централизованы основные общие для его учредителей функции - закупка товаров и снабжение ими магазинов, ведение учета хозяйственной деятельности, подготовка кадров, юридическое обслуживание. Вместе с тем, за магазинами сохранено право осуществлять самостоятельные товарные сделки. Заработная плата работникам магазинов начисляется в зависимости от результатов деятельности каждого конкретного предприятия. Акционерное общество выделяет значительные средства на реконструкцию, оборудование магазинов и поддерживает их в надлежащем состоянии. Или другой пример: акционерное общество закрытого типа " Маркитант" в г.Таганроге учреждено на основе объединения 92 продовольственных магазинов из 174 бывшего Горпродторга, а также его складов (около 6 тыс. кв. м.) с фасовочным цехом и автобазой. За рубежом эта форма существования предприятий не получила большого распространения.

Важное место среди объединений смешанной интеграции занимают торгово-финансовые группы и холдинговые компании.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой

Среди крупных финансовых инвесторов можно назвать Альфа-банк, МДМ-банк, Внешторгбанк, Дельта-капитал и другие. За годы реформ в России сформировались новые современные промышленно-финансовые торговые системы. Это «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор». «М-Видео», «Диал электроникс», «Техносила», «Партия» и другие. В Нижнем Новгороде к транснациональной ТФПГ, внесенной в Государственный реестр РФ относится "Нижегородские автомобили».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы размещения розничной торговой сети. Принципы размещения торговой сети впервые были сформулированы в нашей литературе проф | Франчайзинг в системе розничных торговых предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.