Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы размещения розничной торговой сети. Принципы размещения торговой сети впервые были сформулированы в нашей литературе проф

Принципы размещения торговой сети впервые были сформулированы в нашей литературе проф. С.В.Серебряковым в 1939г. Они состояли в равномерном размещении торговой сети, концентрическом ее построении и размещении «комплексными цепями» (кустовом размещении).Эти принципы находят отражение в современной территориальной организации торговли.

Равномерное размещение сети означает расположение однотипных магазинов равномерно по всей территории с учетом плотности населения. При равномерном размещении торговой сети жители должны затрачивать на дорогу до магазина, расположенного в районе жилой застройки, не более 7-10 мин.

Концентрическое строение розничной торговли связано с особенностями ассортимента товаров, его сложностью и периодичностью спроса. При концентрическом размещении образуется несколько ступеней торговой сети: магазины первой ступени имеют небольшой радиус действия и имеют в своем ассортименте, как правило, товары повседневного спроса; магазины второй ступени осуществляют продажу товаров периодического спроса и районы их деятельности включают магазины первой ступени; в магазинах третьей ступени имеется широкий ассортимент товаров редкого спроса.

Групповое размещение сети предполагает необходимость территориального сближения магазинов различного товарного профиля, торгующих товарами, на которые предъявляется комплексный спрос. В городах в результате соединения магазинов в группы образуются своеобразные центры торговли. Соединение магазинов в группы приводит к образованию своеобразных центров торговли, удобных для покупателей. Группа магазинов получает общий район деятельности, концентрирует поток покупателей, в результате чего общая посещаемость магазинов заметно усиливается и магазины, таким образом, помогают друг другу в привлечении покупателей.

На основании принципов размещения формируются системы размещения торговой сети. В начале это была ступенчатая система.

Ступенчатая система обслуживания получила свое название из-за четкого деления на уровни (ступени). В виду большого распространения в Великобритании эту систему называют «классической английской системой». В соответствии с этой системой размещения все магазины подразделялись на магазины общегородского значения; торговые предприятия жилых районов; торговые предприятия микрорайонов.

Магазины микрорайонов относились к первой ступени. Их ассортимент включал только товары повседневного спроса. Ко второй ступени относились магазины жилых районов с ассортиментом товаров периодического и повседневного спроса. Третья ступень была представлена магазинами городского значения, реализующих товары редкого и периодического спроса.

Характерная особенность ступенчатой системы состоит в том, что каждый центр вышестоящего уровня перекрывает функции, выполняемые нижестоящими торговыми центрами. Так, районный торговый центр служит местным центром для населения в пределах пешеходной доступности и одновременно районным для больших территорий. Равным образом региональный торговый центр выполняет функции местного центра для жителей деловой части города, функции районного центра для населения более обширной зоны и четко выраженные функции регионального торгового центра.

Ступенчатая система функционирования торговых центров была характерна для многих стран. Она была принята в США, Великобритании, ряде европейских стран. В отечественной практике функционирования торговой сети также действовала ступенчатая система, в основу которой было положено размещение магазинов по ступеням жилой застройки (микрорайон, район, город) и соответственно по ступеням спроса (повседневный, периодический, эпизодический). Первая ступень – магазины небольших размеров по продаже товаров повседневного спроса, которые размещаются в микрорайонах. Вторая ступень – более крупные магазины с универсальным ассортиментом товаров, которые размещаются в районах. Третья ступень – специализированные и универсальные относительно крупные магазины, расположенные в центральных местах города, обеспечивающие достаточно широкий выбор товаров всех товарных групп. Применение ступенчатой системы положительно сказалось на упорядочении размещения торговых предприятий.

Однако эта система имела ряд недостатков. Существенным недостатком этой системы, жестко регламентирующей зону действия магазинов первой ступени (повседневного) обслуживания планировочными границами микрорайонов, является измельченность магазинов. Обязательный при ступенчатой системе принцип расположения магазина в границах микрорайона (в идеальной схеме в его центре) только на первый взгляд кажется удобным, а фактически ведет к нерациональной затрате времени на специальное посещение магазина, да еще не располагающего достаточно широким ассортиментом товаров. В дальнейшем, в связи со строительством многоэтажных жилых домов микрорайоны стали укрупняться, их границы теряли четкость. Принципы ступенчатого построения сети, связанные со ступенчатой структурой города, потребовали пересмотра.

Со временем эти принципы развиваются и дополняются, отражая совершенствование торговли и пути развития городского хозяйства. Таким дополнением явилось внедрение «ступенчатой» системы обслуживания. Начиная с 1972 года после утверждения новой номенклатуры типов магазинов применяется функциональная система размещения торговых предприятий. Функциональная система предусматривает равномерное размещение магазинов на территории города и разделение городской территории на районы жилой застройки с радиусом действия магазина в пределах пешеходной доступности (примерно 500 м, время до магазина составляет 5 – 10 минут).и магазины общегородского значения.. Формирование ассортимента в магазинах местного и городского значения обуславливается частотой покупок отдельных товаров. Магазины, расположенные в районах жилой застройки, призваны полностью обеспечивать ежедневные потребности населения, предоставляя необходимый набор товаров повседневного спроса.

Главное требование к предприятиям городского значения – предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные запросы и индивидуальные вкусы людей.

Активное развитие торговли в настоящее время, сопровождающееся ростом численности магазинов и их структуры, требует поиска новых решений в размещении торговых предприятий. Сегодня теория приближения мелких магазинов к месту жительства себе не оправдывает. Размещение предприятий современной торговой сети определяется не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Потребитель, особенно с ростом благосостояния, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина, где он может получить широкий ассортимент товаров (как промышленных, так и продовольственных), чем пользоваться услугами хотя и приближенного к жилью, но мелкого магазина, где создать широкий ассортимент товаров невозможно. Большое влияние на процесс укрепления торговых предприятий и систему их размещения оказывает и высокий уровень обеспеченности личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями и развязками, развитие городского общественного и личного транспорта.

Опыт развития торговли в странах запада, США свидетельствует, что размещение торговых предприятий выходит за рамки функциональной системы. Торговые предприятия размещаются вблизи транспортных магистралей за чертой города.

Правительство Москвы в 2001 году объявило, что в ближайшее время в Москве и Московской области вдоль МКАД начнут строиться торговые комплексы, которые будут занимать площадь от 10 до 25 га и включать в себя одно- или двухэтажный гипермаркет площадью 20 – 25 тыс. кв. м, торговые галереи площадью 15 – 30 тыс. кв. м, торговые площади для продажи стройматериалов объемом 10 – 25 тыс. кв. м, парковку для автомобилей, предприятие быстрого питания и т.д, что еще раз свидетельствует о необходимости введения предложенного нами принципа «фокусирования».

 

Глава 5 Формирование торговых сетей и интегрированных торговых структур

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специализация и типизация магазинов | Формы и виды торговых объединений розничных торговых предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.