КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Современная структура международных экономических отношений
Экономика по причине усиления взаимозависимости мира все сильнее становилась обусловленной международными факторами. Первые работы, показывающие неразрывность политики и экономики в новых условиях взаимозависимого и глобализирующегося мира, появились в самом начале 1970-х годов. Это исследования С. Стрэндж, P. Кохэна и Дж. Найя. Значительна роль в развитии МПЭ Р. Гилпина («Политическая экономия международных отношений», изданная в 1987 г. Как Вам уже известно, спецкурс «Социальный менеджмент в переговорах» ориентирован не столько на углубление знаний в области «науки управления» и теоретических концептуальных основ социального менеджмента, сколько обращен к его наиболее востребованной практикой сфере актуализации эффективного менеджмента – к возможностям организации и проведения деловых переговоров. Тем не менее, в кратком экскурсе, стоит вспомнить и о возможностях концептуального осмысления социального менеджмента. Не обойтись нам без обращения, хотя бы фрагментарного, к теоретическому багажу мировой политической экономии, так как глобальный и международный уровень менеджмента являет собой претворение в практике управления и принятия решений, основных концепций мировой политэкономии. Электронная лекция Н. Р. Маликовой 10.11.2011, для 5 курса СФ
Информация для самостоятельной подготовки к семинарам, в целях повышения компетентности в сфере организационного социального менеджмента в международных переговорах, с последующей демонстрацией знаний, при отработке соответствующих навыков в проективных ситуациях на семинарах, в частности, в имитационно-деловой игре «Цена нефти». Вместо Преамбулы: вспомним концептуальные основы актуализации компетенций современных менеджеров в контексте глобализации.
Вам хорошо известно, что в начале ХХ века социальный менеджмент получил наиболее четкую теоретическую поддержку в концепциях: «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера, «науки администрирования» А.Файоли. Изначально социальный менеджмент преподносился как утверждение жесткого рационализма в управлении. Но, довольно скоро технократические иллюзии стали рассеиваться, а экономический кризис 30-х годов, заставил усомниться в незыблемости политико-экономического реализма и рационализма, базирующегося на идеях отстаивания исключительно собственных интересов, с опорой на силовое достижение доминирования, обеспечения могущества, престижа на всех уровнях социальной иерархии, управления экономическими, политическими внутригосударственными и международными отношениями. Рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах оказался не единственным и не лучшим путем повышения эффективности социально-организационной и социально значимой деятельности, взаимодействия различных учреждений, предприятий, организаций как из числа национальных, так и региональных, международных структур. Другое– бихевиористское (поведенческое, социально-психологическое) направлениестало реакцией на эту проявившуюся наглядно ограниченность диктата жесткого рационализма в социальном менеджменте. Оно основано было на привлечении достижений социальной и кросс-культьурной антропологии, социальной психологии и углубило понимание принципиальной нелинейности реальной практики и сути менеджмента в корпоративном управлении, в ситуациях конфликта интересов и целей. На основе бихевиористского направления стала возможной выработка практически значимых рекомендаций по совершенствованию социального измерения управления с более тонким учетом не только жестких структурно-иерархических, квалификационных диспозиций, но и мотивационно-психологических особенностей влияния «человеческого фактора». Это способствовало совершенствованию деловых отношений, внутренней мобилизации к конструктивному социальному взаимодействию и к росту позитивной самоактуализации каждой личности в группе менеджеров, повышению эффективности лидерства. Эти два направления - рационалистическое и бихевиористское, развивались параллельно, а ведущие теоретики этих научных школ и их адепты, нередко конфликтовали между собой в научных и публичных дискуссиях, на научных конференциях и публикациях, в СМИ. После второй мировой войны с развитием теории систем, кибернетики, экономико-математических методов анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризации управления бурно развивался системный подход. Углубилось осмысление сложных организаций как социальных систем управления. В 50-60-е гг. в социальном менеджменте стали распространяться идеи «постбюрократических организаций», «организационного гуманизма». Стали утверждаться представления о социальном менеджменте, как о деятельности в организациях как в открытых системах, активно взаимодействущих со средой. Состояние внешней среды во всех ее социальных параметрах, с учетом макроэкономических, социально-политических, социокультурных, цивилизационных особенностей, необходимо было соотнести с социальными технологиями, целями и качествами «человеческого ресурсно-трудового капитала», управляемой менеджерами в сложно структурированных организациях и самих менеджеров. Как известно, истину следует искать посередине, что и предприняли сторонники идеи «ситуационного подхода», ставшей популярной в 70-е годы. Они доказывали правомерность использования равзличных типов социального менеджмента – как жестко регламентированных, если они эффективно работают в определенных ситуациях, так и неформализованных, основанных на принципах дебюрократизации, автономной саморегуляции. Среди основных концептуальных подходов к МПЭ выделяются — меркантилизм и торговый, или экономический, либерализм. Классический меркантилизм (термин Д. Блейкаи Р. У. Уолтерсу ), возникнув в Европе в связи с развитием капитализма, исходил из того, что экономика должна служить политике и усиливать мощь государства, а государство должно защищать свои интересы, в том числе экономические. Экономическая политика должна ориентироваться на развитие государства, получаемые государством от экономической активности доходы позволяют тратить больше средств развитие, в том числе и на военные нужды. Меркантилизм выступал за государственное регулирование экономической жизни, в том числе стихии рынка. В современных условиях идеи меркантилизма приобретают форму неомеркантилизма, центральным звеном остается первостепенная роль государства в политико-экономической жизни. Отмечая роль экономики в качестве мощнейшего фактора государственного строительства, неомеркантилисты ссылаются на успешный пример послевоенного развития Германии и Японии. Оба государства, как они подчеркивают, смогли занять лидирующее место в современном мире именно благодаря экономическому развитию. Неомеркантилизм акцентирует внимание на различиях в экономических интересах, которые существуют между государствами в распределении между ними ресурсов и полученного продукта, подчеркивается роль конкуренции. Неомеркантилисты ориентируются на развитие и поддержание национального производства, продвижение национальных товаров на мировой рынок, отчего получили название экономических националистов. Для развития национального производства неомеркантилисты предлагают ориентироваться на политику торгового протекционизма. Политика протекционизма может быть результат лоббирования соответствующих финансово-промышленных групп тех или иных отраслей экономики, стремление к развитию собственной новой зарождающейся отрасли, которая пока неконкурентоспособна на мировом рынке и т.п. Политика протекционизма предполагает применение различных экономических методов. Они условно делятся на две группы — тарифные, которые основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные методы,предполагающие введение квот, субсидий и т.д. Один из наиболее простых способов защиты внутреннего рынка — введение тарифов на импортные товары, ограничивая импорт и составляя статью дохода государства. Импортные квоты предусматривают, количество, виды и ограничения стоимости товаров поставляемых в страну, предполагая режим запрета на ввоз определенных видов товара (США вводило квот на ввоз автомобилей из Японии в 1980-е годы). Импорт продукции может регулироваться государством за счет различных процедур сертификации товара. Особенно это относится к продукции пищевой, фармацевтической и подобных отраслей. Еще одним методом защиты внутреннего рынка является дотации тех или иных отраслей, позволяя сохранять относительно низкие цены поддерживать национальных производителей. Существуют также иные методы защиты внутреннего рынка. В целом же политика протекционизма имеет позитивные и негативные последствия для экономики, стимулируя рост производства и занятости, ведет ограничению конкуренции и соответственно к дальнейшей неэффективности отечественного производства. Что касается роста зависимости поступлений в госбюджет от поставок импорта, то это ставит проблему обеспечения экономической безопасности, чтобы экономика и обороноспособность страны не зависели от внешних факторов. Однако в современных условиях крайне сложно и неэффективно развиваться, основываясь лишь на собственных ресурсах. Такая политика ведет к созданию автаркии. При ориентации только на собственные ресурсы себестоимость производимых товаров слишком высока. В результате страна лишается сравнительных преимуществ, которые имеет при включении в мировое хозяйство. Использование нетарифных методов также имеет свои ограничения, т.к. тормозит темпы модернизации, происходит отставание данных отраслей от мирового уровня. Политика торгового протекционизма вызывает ответную реакцию других государств, отчего страдают отрасли, ориентированные на поставки из стран-экспортеров. Эффективность протекционистских методов зависит от того, насколько адекватно они применяются. Представители меркантилизма особое внимание уделяют торговому балансу, под которым понимается соотношение стоимости совокупного экспорта и импорта. Торговый баланс нередко определяется как положительный макроэкономический показатель, но, взятый в отдельности, он не всегда отражает состояние экономики в целом. Существует ряд других показателей, которые необходимо учитывать. Опасно сохранение на длительное время отрицательного торгового баланса, с превышением импорта над экспортом. Во многом противоположным меркантилизму подходом является экономический либерализм. Его истоки восходят к воззрениям Адама Смита, Джона Стюарда Милля, Давида Рикардо. Классический экономический либерализм исходит из того, что каждое государство должно специализироваться на выпуске той или иной продукции, тогда в результате торгового обмена все его участники оказываются в выигрыше. Современный либерализм рассматривает транснациональные фирмы и корпорации в качестве основных участников экономической сферы и видит наиболее эффективную роль государства в том, чтобы оно не слишком вмешивалось в их экономическое поведение, устраняли экономические барьеров, так как они препятствуют свободной торговле. Либералы, в отличие от сторонников меркантилизма, подчеркивают не конкуренцию государств, а, напротив, наличие у них общих интересов, необходимость сотрудничества в экономической сфере и получение взаимной выгоды. Взаимовыгодность, взаимодействие обусловлены сравнительными преимуществами, которыми обладает каждая страна. Получить выгоду от экономического сотрудничества государства могут через международные институты и организации, поэтому либерализм концентрирует свое внимание на исследовании международных институтов и режимов. Надо сказать, что в историческом плане изначально реализовывались идеи меркантилизма. Фактически экономическая политика в Европе XV — середины XVII века строилась на этих принципах. Великобритания с ее открытой торговой политикой (развитие получает и экономический либерализм) с ХУШ в. выходит вперед и доминирует в мировой экономике более двух столетий. Марксизм в осмыслении международной политэкономии, основывается на первичности экономики по отношению к политике и делает акцент на взаимодействии не государств, в политико-экономической сфере, а форм борьбы между имущими и неимущими, неомарксизм занимается в основном проблемами социально-экономического неравенства отношений стран «Севера—Юга». Наконец, некоторые исследователи, в частности У. Раймонд Данкан, Барбара Джанкар-Вебстер, Боб Свитки обращают внимание на теорию общественного выбора в МПЭ, которая исходит из представлений микроэкономики о человеческом поведении и подчеркивает роль внутриполитических факторов в экономическом поведении государств на мировой арене. С начала 80—х гг. была осознана огромная важность «культуры организационного управления», в которой отражаются все особенности социального менеджмента – и системные характеристики и специфические субъективные, социально-психологические черты групповой и индивидуальной деятельности менеджеров. Это вновь обусловило поворот от технократического стиля управления к возвышению значимости учета гуманитарного и социокультурного контекстов в социальном менеджменте. На исходе ХХ века, с 90-х годов по настоящее время стали наиболее заметны две новые тенденции. 1. Интернационализация менеджмента, привнесенная необходимостью коллективного осмысления и утверждения в практике, новых реальностей, порождаемых: · углублением международного разделения рынка труда и услуг; · возрастанием международной конкуренции и, одновременно - глобальной взаимозависимости народов, государств; · развитием ТНК (транснациональных корпораций) в мировой экономике; · созданием международных, транснациональных, глобальных сетевых систем информации; · возникновением и развитием интернациональных и транснациональных НПО и других структур, интегрирующих деятельность групп и общностей разнородных в социальном и этнокультурном отношении. С утверждением социального менеджмента как особой научной и учебной дисциплины обобщался опыт разных стран в области управления и социального менеджмента. 2. Второй тенденцией в современном социальном менеджменте последних лет является не элитарность или жестко иерархизированная рациональность, а обращение, скорее к социально – прагматическому, процедурному подходу, с обращением к здравому смыслу, основанному как в медицине, на принципе –“не навреди!”, на прописывании четко обоснованных рецептов проведения организационных процедур управления и повышения поведенческой культуры менеджера. Складывается определенное единство подходов к пониманию того, каким должен быть эффективный менеджмент и в сфере формирования деловой культуры. В современных условиях, как уже отмечалось важной тенденцией экономической глобализации мира является деятельность транснациональных корпораций и возможность непосредственно участвовать в ней становится все более вероятной и открытой для каждого из вас в связи с тем, что: ♦ увеличивается количество фирм, деятельность которых выходит за пределы национальных границ (фактически любая крупная компания сегодня так или иначе работает за пределами национальных рамок); ♦ становятся все более значимыми объемы деятельности ТНК, расширяется их сфера, охватывая не только продажу товаров, но и сервисные услуги; ♦ деятельность многих транснациональных корпораций связана с новыми коммуникационными или информационными технологиями; ♦ активность большинства ТНК географически аккумулируется в развитых или новых индустриальных странах и значительно меньше — в наименее развитых государствах; ♦ если первоначально большинство ТНК базировались в США, то сегодня ситуация изменилась: как отмечает К. Браун (С/г. Brown), совокупный акционерный капитал, принадлежащий иностранным гражданам в США, больше капитала, принадлежащего американцам за пределами их границ; ♦ все менее очевидной становится национальная привязка трансациональных корпораций. Регулирование деятельности основных субъектов глобализации – ТНК, с неизбежностью должен выходить на наднациональный уровень, представленный международными межправительственными организациями и неправительственными структурами. Либерализация национального законодательства в последние годы нацелено на привлечение зарубежных инвестиций, а это означает расширение международного делового сотрудничества. Это означает, необходимость адаптации отечественного менеджмента, как в государственном, так и в частном секторах, к участию в участившихся международных деловых контактах. Реальный рынок труда требует в условиях динамичных рыночных отношений, все большего количества не абстрактных системных аналитиков, а эффективных менеджеров, как для госструктур, так и для бизнеса, которые могли бы планировать и организовывать переговоры с самыми разными партнерами в условиях социально-политической и социально-экономической нестабильности. Современный менеджмент движется в сторону ухода от традиционного институционального подхода в сторону изучения реально действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации. Исследователи государственного и социального управления сосредоточиваются все в большей мере на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере непосредственного социального взаимодействия и принимаются практически и социально значимые решения, осуществляются управленческие функции и обеспечивается реальное социальное партнерство. Представление о деловой культуре современного менеджера, в условиях глобализации и рынка, предполагает наличие у него минимума не только конфликтологических, но и минимальных знаний в области мировой политической экономики.
На исходе XX в.произошли кардинальные изменениями на мировой арене. В орбиту международных экономических отношений вовлечены практически все страны и регионы мира, благодаря внедрению Интернета и различных видов телекоммуникаций, сделало возможным более тесное общение и взаимодействие на уровне отдельных людей, групп и организаций. В процессе глобализации отчетливее становятся такие социальные тенденции мирового развития, как социально-экономическая интеграция, социальная и социокультурная дифференциация и демократизация мира. С окончанием холодной войны и крушением биполярной системы мира, стала перестраиваться мировая экономика, что повлияло на изменение численности и облика участников социально-экономической структуры мира. Государства, по-прежнему, обладают суверенитетом и в международно-правовом отношении равны между собой, что отнюдь не означает фактического экономического равенства.Они различаются по многим параметрам, в том числе — политическому влиянию, военной мощи, экономическому потенциалу, территории и т.п. Не масштабы территории, а социально-экономический фактор становится все более значимым Всемирный банк; Международный банк реконструкции и развития выделяет три основные категории государств, в зависимости от ВВП на душу населения в год: ♦ с низким уровнем доходов (765 долл. США и ниже); ♦ средним (от 766 до 9385 долл. США); эта группа разбивается часто на две подгруппы; ♦ высоким уровнем доходов (выше 9386 долл. США). Примерно 40% государств с населением более 55% от всей численности людей на Земле попадают в первую категорию, в то время как государства с высоким уровнем доходов составляют примерно 15%. Большинство стран с высоким уровнем доходов являются членами международной Организации экономического сотрудничества и развития — «клуба богатых». Продолжается процесс формирования новых государств. И если, в 1960-х годах это было следствие крушения колониальных империй, то в конце XX в. этот процесс обусловлен во многом дезинтеграцией бывших социалистических стран (СССР, бывшей Югославии, Чехословакии). В 1990-х годах вновь появилось более 20 новых государств. Некоторые современные государства оказываются крайне слабыми. Для них часто характерны развал политических институтов, законодательной системы; этнополитические конфликты, что создает угрозу не только региональной безопасности, но и социально-экономической безопасности и стабильности для сопредельных стран, усиливает. Существует и немало национальных образований, которые стремятся получить статус государств. Наряду с этими проблемами, несомненно и то, что современное государство не может достаточно эффективно действовать в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экономического роста и в других областях. Наряду с государством этими вопросами активно начинают заниматься межправительственные и неправительственные организации, движения и т.п. Они играют все более важную роль на мировой арене, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государств. Но, тем не менее, государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в экономической и социальной сферах; увеличиваются возможности воздействовать на своих граждан с помощью электронных средств; государства сами активно создают международные институты и режимы. Развитие мировой экономики конца XX — начала XXI в. бросило серьезный вызов базисному атрибуту государства— государственному суверенитету. Изменяется то, что веками казалось незыблемым. В современном мире государства вынуждены все более считаться, 1) с одной стороны, с международными организациями и институтами (в результате происходит ограничение суверенитета «сверху»); 2) с другой — со своими же внутригосударственными экономико-географическими регионами, которые активно выходят на международную арену, развивая внешнеэкономические отношения - торговые, культурные и другие отношения (ограничение суверенитета «снизу»). Кроме того, государства вынуждены принимать во внимание нужды, интересы других участников международных экономических процессов — транснациональных корпораций, неправительственных организаций и во многих сферах, в частности – при создании условий для экономической безопасности и усойчивого развития экономики; подрываемого экономической преступностью и терроризмом, коррупцией, нелегальной иммиграцией; в гарантировании гражданских свобод и прав человека; в защите окружающей среды, экологической безопасности, в социальной защите и образовании. Оказываются размытыми нормы и принципы международного права, призванного стабилизировать мировое развитие. На практике эти нормы и принципы все с большей очевидностью вступают в противоречие друг с другом. Например, права наций на самоопределение, с одной стороны, и сохранение целостности государства — с другой; принцип невмешательства во внутренние дела и оказание гуманитарной помощи; соблюдение прав человека и силовое вмешательство в конфликт с целью сохранения мира (Устав ООН, глава VII), а также проблема характера этого вмешательства (наличие санкций ООН, возможности использования ВВС, ВМС, «принуждение к миру» и т.п.). Размывание суверенитета ставит и проблему идентичности. В эпоху безраздельного господства национального государства идентификация основывалась во многом на осознании принадлежности к тому или иному государству. В конце XX в. происходит размывание государственной идентичности. Английская исследовательница Сьюзен Стрэндж указывает на то, что некоторые государства уже не могут требовать к себе такой лояльности, которая превышала бы ее в отношении граждан к семье, фирме. Ослабление «государственной» идентичности нередко сопровождается формированием ее в ином качестве — корпоративной, региональной, этно-национальной, а в некоторых случаях и глобальной (космополитической) — и идет весьма противоречиво, появляется чувства утраты идентичности, «расщепленной» самоидентификации. Как следствие, идентификация, особенно в критические моменты, нередко идет по одному, наиболее очевидному основанию, например этническому или религиозному. Это влечет за собой открытые формы конфликтов. Не случайно возникшие в 1990-х годах конфликты получили название конфликтов идентичности. Выбор оснований самоидентификации ситуативен, «множественная» идентификация может вести и к идентификации более высокого уровня, куда входят все эти общности, или к некоей глобальной или космополитической самоидентификации («гражданами Земли», по данным социологических опросов В. О. Рукавишникова, Л. Хэлмана и П. Эстера, в США считают себя 15,4%.). Государства мира по-разному, но практически всегда негативно реагируют на размывание суверенитета. Порой возникает искушение противиться ослаблению суверенитета через диктатуру. В результате подобных действий возможно возникновение крайне коррумпированных режимов и квазигосударств, которые, используя предоставляемые им суверенитетом правовые гарантии, стремятся к поддержанию власти любым путем, создают тем самым очаги терроризма и социально-экономической нестабильности. Таким образом, мир действительно сталкивается с явлением, которое может быть названо «размыванием» структуры государственного вестфальского суверенитета, которая основана на том, что внешние акторы фактически не могут воздействовать на внутреннюю политику и экономику вообще, а если могут, то крайне ограниченно. Размывание вестфальского суверенитета в современном мире означает структурное его изменение, в связи с переходом части функций государства к другим акторам. Однако, иллюзии же относительно возможностей создания некоего «надгосударственного» центра в виде международной организации или «глобального правительства» остались иллюзиями, ибо суверенное государство продолжает существовать, несмотря на все вызовы, в силу того, что как политическая структура способно мобилизовать и материальные, и человеческие ресурсы. С момента возникновения Вестфальской модели мира государство способствовало развитию торговли, собирало налоги, обеспечивало социальную и экономическую безопасность своих граждан. Государство остается основной формой организации международного социально-экономического взаимодействия, главным актором международных отношений. Для СМЭО наиболее важным является то, как государство взаимодействует в современном мире с межправительственными организациями — МПО, которые нередко еще называют надгосударственными образованиями. Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Одновременно МПО являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. Межправительственные организации предполагают институциализацию своих структур (в том числе наличие штаб-квартиры, аппарата и т.п.) и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят в них на добровольной основе. Межправительственные организации возникли первоначально в Европе для осуществления сотрудничества сначала в экономической сфере. После победы над Наполеоном создается Постоянная комиссия по судоходству на Рейне, затем возникают и другие, в том числе Международный Телеграфный Союз, Всемирный Почтовый Союз и т.п. Расцвет МПО приходится на XX столетие, особенно на вторую его половину, когда количество межправительственных организаций, число членов в них, сферы и активность их деятельности резко возросли, охватив весь мир и спектр международной экономической проблематики. Стремительное развитие международных организаций во второй половине XX столетия обусловлено рядом причин:1) вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению (один из путей — создание международной организации, которая занималась бы сохранение мира и предотвращение войн - главными целями при создании ООН. 2) Мировое разделение труда, усиление иразвитие контактов требовали формирования международном организаций сотрудничества на глобальном и региональном уровнях. 3) Возникновение глобальных социальных и экономических проблем (экологических, голода) поставило вопрос о координации усилий. 4) Для ряда государств, особенно образованных вновь после крушения колониальной системы, совместная деятельность в международных организациях позволяла ставить и решать волнующие их вопросы, тем самым усиливая свое международное влияние. МПО - могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы. Примерами универсальных организаций служат Лига Наций и ООН. Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ). Существуют МПО с универсальными целями, но ограниченным членством. Так, Содружество (англ: Commonwealth) объединяет большинство государств, ранее входивших в состав Британской империи, а «Группа 7/8», или «Большая Семерка/Восьмерка» (англ.: Group 7/8, G-7/8) — наиболее экономически и политически влиятельные страны мира. МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями. Многие из них созданы ООН и являются ее специализированными учреждениями. Например, Международная организация труда (МОТ), возникшая в 1919 г. еще при Лиге Наций; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. Часть функциональных организаций действуют на основе межправительственных соглашений вне рамок ООН: Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и др. Одни МПО имеют неограниченное членство, другие — ограниченное (в частности, региональная экономическая организация, объединяющая часть стран Латинской Америки). В целом же большинство МПО имеют специальные цели и ограниченное число участников.Количество таких организаций составляет 72% от всех МПО Любая классификация МПО относительна, так как по мере функционирования межправительственной организации ее цели могут меняться. Например, Европейский Союз (ЕС) первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран и даже имел другие названия. Однако впоследствии цели данной организации стгали расширяться и включать в том числе координацию внешнеполитических действий. В результате ЕС фактически преобразовывается в организацию с множественностью целей. МПО постепенно начинают играть вполне самостоятельную роль, интересы самих межправительственных организаций нередко перестают быть тождественными интересам государств-учредителей. Так, МПО занимаются разработкой и осуществлением международными правовыми норм, которыми в своей деятельности руководствуются государства. Само участие в МПО выстгупает в качестве признания авторитета государств на международной арене. В то же время, по мере расширения состав; а членов МПО интересы государств-создателей «размываются» интересами новых членов. Или, в другом случае, в результате усиления влияния одного из членов организации, МПО все в большей степени начинает реализовывать его интересы в ущерб интересам других своих членов. Современные межправительственные организации выполняют следующие 6 основных функций: ♦ Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы. ♦ МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров. ♦ Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними (например, Франция стремится к усилению ЕС в области безопасности и снижению в этой сфере роли НАТО). ♦ МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях. ♦ Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики. В определенных условиях МПО формируют и базисные принципы, из которых исходят государства в дальнейшем (например, после окончания холодной войны вновь образованные государства восприняли идеи и принципы демократии, в том числе и через МПО). Вслед за крушением биполярной системы МПО столкнулись с необходимостью новых измерений безопасности и подходов к урегулированию конфликтов; неравномерностью экономического развития и уменьшением пропасти между развитыми и развивающимися странами (кстати, именно поэтому многие МПО, созданные в 1990-е годы, имели экономическую ориентацию); экологией; демократизацией и др. В направлении трансформации МПО выделяются наиболее существенных аспекты. · Окончание холодной войны, изменения на мировой арене вынуждают ряд стран думать о необходимости реорганизации ряда международных организаций. Так, экономическое усиление таких стран, как Германия, Япония, побуждает ставить вопрос о реформировании ООН с изменением их статуса в ней. В то же время, например, включение Германии и Японии в качестве постоянных членов СБ порождает проблему, связанную с усилением Европейского континента в мировой политике. При этом Африка и Латинская Америка, где находится множество стран, не представлены в таком качестве. · Развитие МПО, как и любой организации, нередко сопровождается излишним кадровым ростом и бюрократизацией аппарата, растут расходы на его содержание. В результате межправительственная организация становится малоэффективной. · По мере увеличения общего количества МПО и развития каждой организации в отдельности все острее становится проблема согласования деятельности множества комитетов и комиссий, занятых сходными вопросами. · Проблема необходимости участия всех заинтересованных стран в решении вопросов (не решаются или решаются плохо), когда те или иные государства не вступают в организацию или исключаются из нее. · Неоднородность потенциала членов международной организации, когда одни государства обладают большими политическими или финансовыми возможностями, чем другие. Отчасти данная проблема решается созданием коалиций государств для согласованных действий в целях усиления своего влияния. · Вопрос об исполнении решений межправительственных организаций также решается не всегда однозначно, что вызывает дискуссии относительно эффективности деятельности МПО. Неправительственные участники, неправительственные акторы на мировой арене являются еще в большей степени, чем межправительственные организации, разнородными, с различными интересами, целями, порой противоречивыми и даже несовместимыми, разной направленности, численности и т.п. В связи с этим их классификация крайне затруднена. Среди неправительственных акторов, оказывающих наибольшее влияние на мировую полититэкономию обычно выделяют: ♦ международные неправительственные организации; ♦ транснациональные корпорации; ♦ внутригосударственные НПО в регионах. Международные неправительственные организации, МНПО не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства (поэтому их иногда называют еще транснациональными). Это могут быть профессиональные организации (например, Международная социологическая ассоциация, Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет, Международная теннисная федерация); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест) и др. Членами МНПО могут быть как национальные неправительственные организации или ассоциации, так и частные лица. Действуют МНПО по своим учредительным документам. При этом их деятельность не направлена на извлечение прибыли. Принято различать неправительственные организации, имеющие конструктивные и деструктивные цели (террористические, экстремистские). Численный рост МНПО приходится, как и МПО, на вторую половину XX столетия. Современные международные неправительственные организации оказывают существенное влияние на общественное мнение, выступая часто против ядерных испытаний, захоронения ядовитых отходов (например, Гринпис), за сохранение мира и прекращение гонки вооружений (Пагуошское движение), защиту прав женщин (феминистские движения) и т.п. Их деятельность способствует созданию новых международных режимов, разработке новой повестки для решения глобальных проблем и демократизации мира. Многие НПО пользуются значительной поддержкой населения, что позволяет им действовать весьма эффективно. Так, во Франции неправительственным организациям доверяют в пять раз больше людей, чем правительству, и в девять раз больше по сравнению со средствами массовой информации (В. Катин) Половина опрошенных граждан в США, Великобритании, Германии и Австралии сказали, что больше склонны доверять неправительственным организациям, нежели своим властям. В 1900 г. насчитывалось 69 международных неправительственных организаций, на рубеже XX и XXI вв. — более 27 000. Одна из важнейших заслуг неправительственных организаций на международной арене состояла в том, что при подготовке Устава ООН в 1945 г. «Rotary Club» и Международный Красный Крест добились включения в него статьи 71, в которой сказано, что Экономический и Социальный Совет ООН уполномочивается консультироваться с неправительственными организациями. Для МНПО начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление влияния; расширение спектра вопросов деятельности. Следующий значимый участник международного взаимодействия — транснациональные корпорации, ТНК (в ряде случаев используется и другой термин — мулътинационалъные или межнациональные корпорации, МНК). ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличие от международных организаций (правительственных и неправительственных) ТНК работают с целью извлечения прибыли. При этом деятельность даже тех, которые обладают национальной спецификой, может противоречить национальным интересам. Социолог У. Бек заметил: «Что хорошо для "Дойче-банк", давно уже нехорошо для Германии. Количественный рост транснациональных корпораций, также со второй половины XX в продолжает увеличиваться. По оценкам ООН, в конце прошлого столетия в мире насчитывалось более 53 000 ТНК.. Около 90% всех ТНК базируются в развитых странах северного полушария. Только в сотне ведущих ТНК мира в середине 1990-х годов работали более 12 млн человек. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков — ТНБ которые осуществляют финансовые операции по всему миру, делая капитал крайне мобильным, предоставляют ТНК возможность быстрого развития.Очевидно, что, обладая таким финансовым, кадровым и прочим потенциалом, а также действуя по всему миру, ТНК и ТНБ не могут не оказывать существенного влияния как на экономические, так и на политические процессы, на международную деятельность. Финансовые рычаги, которыми располагают транснациональные корпорации, позволяют им порой действовать весьма эффективно и на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Известна и своеобразная посредническая деятельность ТНК. Например, в 1970-х годах, когда в мире разразился топливно-энергетический кризис, правительства стран ОПЕК получили финансовую поддержку от ряда ТНК, что способствовало более гибкой их позиции на переговорах со странами Запада. льность ТНК имеет и оборотную сторону. Широко известна роль компании Internationl Telephone and Telegraph (ITT) в чилийских событиях начала 1970-х годов. Желая сохранить свои интересы на рынке телекоммуникационных услуг в Чили, ITT пыталась предотвратить избрание марксистски ориентированного С. Альенде в качестве президента путем финансирования его оппонентов. Затем, когда он все же был избран, ITT стала оказывать давление на правительство США с целью подрыва чилийской экономики. В итоге С. Альенде был свергнут совершившимся военным переворотом. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север — бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Плюсы ТНК: развитие мировой торговли; инвестирование в экономику развивающихся стран; создание рабочих мест в развивающихся странах; развитие демократизации за счет совершенствования рыночных отношений; подготовка национальных кадров; внедрение процедур мирного разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Минусы ТНК: подрыв национального суверенитета; усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами; готовность ради собственной стабильности не только поддерживать репрессивные режимы, но и сотрудничать с ними; интерес к сохранению дешевой рабочей силы в развивающихся странах; размывание национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции; договоренности с другими ТНК по разделу рынков и снижению конкуренции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы (административно-территориальные образования государства — кантоны, федеральные земли, штаты и т.п.). С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя имеют развитые внешнеэкономические связи в области торговли, культуры, науки и т.п. Развитые регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой. В современных условиях инфраструктура нередко складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные внутри государства. Например, северные области Италии интенсивнее сотрудничают с прилегающими кантонами Швейцарии, чем с южными областями своей страны. В современном мире экономические, финансовые и другие вопросы международного сотрудничества приводят к тому, что регионы становятся самостоятельными акторами. Например, Шотландия заявляла о своем стремлении войти в структуры ЕС. Внутригосударственные регионы становятся все более значимым фактором европейского строительства, что привело даже к появлению такого понятия, как «Европа регионов». Однако, не контролируемая регионализация ослабляет центральные власти, создает опасность неравномерного развития государства, ведет к развитию конфликтных ситуаций. В Концепции внешней политики РФ сказано, что «субъекты Российской Федерации развивают свои международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 2 декабря 1998 г. и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации». Таким образом, множественность участников международных экономических отношений можно рассматривать как фактор изменения социально-политической и социально-экономической структуры мира. В ХХ1 веке на арену мировой экономики выходит множество весьма влиятельные акторов. Это и государства, и межправительственные, и международные неправительственные организации, и транснациональные корпорации, и внутригосударственные регионы. Они имеют крайне разнообразные цели. Все это крайне затрудняет и анализ участников взаимодействия (основного объекта СМЭО) и возможных социальных последствий их социальнол-экономического взаимодействия. Изменение в количественных и качественных характеристиках связей участников международного взаимодействия имеет и другие следствия. Во-первых, возникает острая проблема ответственности (в том числе политической, правовой, экономической, моральной) международных акторов за их действия; действуя в своих интересах, порой мало задумываются о возможных побочных результатах (в частности, экологических или социальных), особенно если изначально ставят перед собой краткосрочные цели, после чего уходят с международной арены. Негосударственные акторы не всегда осознают эту ответственность в полной мере, выступая на мировой арене как участники с ограниченной ответственностью, и в этом смысле являются квазисубъектами МЭО. Во-вторых, сложность взаимосвязей участников МЭО, которые трудно проследить и просчитать, порождает неопределенность относительно социальных перспектив, будущего, сказывается на планировании, восприятии мира конкретным человеком. В-третьих, множественность участников обусловила и так называемый парадокс участия, сформулированный М. Николсоном. Его суть сводится к тому, что чем меньше участников на мировой арене и чем более они однородны, тем более предсказуемы их действия и последствия этих действий. В-четвертых, сложность, запутанность, отсутствие согласованности и подчинения действий даже в рамках одного актора, государства (в том числе наиболее значимого) — еще один феномен современного мира. Все это вместе повлекло фундаментальные изменения в социальной структуре международных экономических отношений.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |