КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация землеустройства
Организация землеустройства Лекция № 7 Столыпинское землеустройство
Содержание и итоги землеустройства Аграрный кризис, малоземелье крестьян, вызванные реформой 1861 г., обнищание большей части крестьян, определили новый поворот в земельной политике Российского государства. Правительство перешло от политики охраны общины к ее разрушению и насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, ликвидации практически всех ограничений размеров землевладений, продажи удельных и казенных земель в единоличное владение крупным хозяйствам зажиточных крестьян. В январе 1902 г. Николаем II было утверждено Положение об особом совещании и нуждах сельскохозяйственной промышленности. Задачей особого совещания являлась подготовка предложений по аграрной реформе. Особое совещание возглавил С. Ю. Витте. Начало земельной реформе положил Именной Высочайший указ, данный Сенату 4 марта 1906 г., содержащий следующие положения: а) об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия; б) об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий; в) об упразднении комитета по земельным делам. Комитет по землеустроительным делам создан для организации деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий, оказания помощи Крестьянскому банку в выполнении возложенных на него задач Манифестом от 3 ноября 1905 г. "Об отмене выкупных платежей" и покупке крестьянами земель. Комитет был учрежден под председательством главного управляющего: одного из товарищей (заместителей) главного управляющего, управляющих Государственным дворянским земельным и Крестьянским банками, представителей министерств императорского двора, внутренних дел, финансов, юстиции, Главного управления землеустройства и земледелия, государственного контроля (по одному от каждого из этих министерств и ведомств). Губернские и уездные землеустроительные комиссии были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли, а также содействию в устранении недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Их возглавляли в губерниях губернаторы, в уездах — предводители дворянства. Главному управляющему землеустройством и земледелием было предоставлено право испрашивать кредиты: а) на содержание землеустроительных комиссий; б) на содержание необходимых для их работ землемеров и техников; в) на оказание населению денежной помощи при землеустройстве. Главным директором Межевого корпуса в период с 1905 по 1917 гг. был сенатор, тайный советник Николай Дмитриевич Чаплин. Межевую канцелярию возглавляли в то время инженер-генерал В. И. Ахшарумов (до 1907 г.), действительный советник А. И. Морозов (1908-1910 гг.), тайный советник, межевой инженер С. А. Китовский (1910-1918 гг.). Так было положено начало новому содержанию землеустройства. В землеустроительный процесс стали включать не только определение границ (как при межевании), но и работу со всем землевладением и землепользованием, с их системами земледелия, специализациями хозяйств, расселением, производством, всей инфраструктурой (дорогами, скотопрогонами, водопоями и т. д.). Землеустройство приобрело политическую направленность, стало решать вопросы, связанные с образованием и упорядочением новых сельских хозяйств, населенных мест и др. С 1906 г. термин "землеустройство" в России прочно вошел во все сферы общественной жизни (политику, образование, науку, экономику). Для развития крестьянских хозяйств правительство II. А. Столыпина в 1906-1911 гг. стало проводить землеустроительные работы по устранению внутриселенной чересполосицы, образованию хуторов и отрубов. В этих мероприятиях правительство хотело найти себе опору, так как революция 1905 г. показала, что общинное крестьянство больше не поддерживает режим. Основным документом Столыпинской реформы, направленным на ликвидацию общинной формы землепользования и внедрение хуторско-отрубной системы, стал Именной Высочайший указ Николая II, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Согласно ему крестьянин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам Указ предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки. Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную собственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю. Законом от 15 ноября 1906 г., было разрешено землевладельцам сдавать свои наделы под залог Крестьянскому банку. Содержание землеустройства определялось Законом от 14 июня 1910 г. "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении" и Законом о землеустройстве, одобренным Государственным советом, Государственной Думой и утвержденным Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положением о землеустройстве, принятым в развитие этого Закона и изданным в 1912 г. Законом от 14 июня 1910 г. были установлены жесткие меры по распределению земель общины и образованию хуторов. Независимо от желания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела земель, считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался, в том числе незаконно присоединенные. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, требовало передела всей общинной земли. Раздел земли на хутора и отруба допускался даже при условии, если этого требовала только пятая часть домохозяев. По Закону каждый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать. В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в осуществлении аграрных преобразований Председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: "Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение". Проведение земельной реформы требовало квалифицированных кадров. К ее началу в России было только 600 дипломированных межевых инженеров, которые не могли охватить огромный объем землеустроительных работ. Укомплектование межевого состава Комитет по землеустроительным делам осуществлял совместно с Главным управлением землеустройства и земледелия и межевой частью Министерства юстиции. Для ускорения подготовки кадров было решено увеличить выпуск специалистов среднего звена в землемерных училищах и переподготовку кадров на курсах в Константиновском межевом институте. Правительство осуществляло систему мер для повышения заинтересованности чиновников в проведении землеустройства, устанавливая им различные специальные награды "за отличную и энергичную деятельность", "за хутора", "за выделы" и т. п. Широко допускались принудительные выделы земель, устройство хуторов и отрубов, несмотря на провозглашенную законом добровольность. Для поощрения работ некоторые губернаторы предписывали, чтобы, в первую очередь, сельская администрация выходила на отруба и хутора, а того кто не желал, предлагалось увольнять. Применялся целый ряд карательных мер "под видом наказания за противодействие проведению в жизнь Указа от 9 ноября". Работы требовали больших денежных средств, должны были выполняться специалистами-землеустроителями, знающими не только правовую и техническую, но и экономическую, организационно-хозяйственную, природоохранную стороны землеустройства. Поэтому слова "межевой инженер" все чаще стали заменяться словами "инженер-землеустроитель", а понятия "межевание", "землемерия" — понятием "землеустройство".
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |