Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация землеустройства

Организация землеустройства

Лекция № 7 Столыпинское землеустройство

 

Содержание и итоги землеустройства

Аграрный кризис, малоземелье крестьян, вызванные реформой 1861 г., обнищание большей части крестьян, определили новый поворот в земель­ной политике Российского государства. Правительство перешло от политики охраны общины к ее разрушению и насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, ликвидации практически всех ограничений размеров землевладений, продажи удельных и казенных земель в единолич­ное владение крупным хозяйствам зажиточных крестьян.

В январе 1902 г. Николаем II было утверждено Положение об особом совещании и нуждах сельскохозяйственной промышленнос­ти. Задачей особого совещания являлась подготовка предложений по аграрной реформе.

Особое совещание возглавил С. Ю. Витте. Начало земельной ре­форме положил Именной Высочайший указ, данный Сенату 4 марта 1906 г., содержащий следующие положения:

а) об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия;

б) об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий;

в) об упразднении комитета по земельным делам.

Комитет по землеустроительным делам создан для органи­зации деятельности губернских и уездных землеуст­роительных комиссий, оказания помощи Крестьянскому бан­ку в выполнении возложенных на него задач Манифестом от 3 ноября 1905 г. "Об отмене выкупных платежей" и покупке крестья­нами земель.

Комитет был учрежден под председательством главного управляющего: одного из товарищей (заместителей) главного управляющего, управляющих Го­сударственным дворянским земельным и Крестьянским банками, представителей министерств императорского двора, внутренних дел, финансов, юстиции, Главного управления землеус­тройства и земледелия, государственного контроля (по одному от каж­дого из этих министерств и ведомств).

Губернские и уездные землеустроительные комиссии были об­разованы для исполнения землеустроительных действий по переде­лу земли, а также содействию в устранении недостатков существую­щего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Их возглавляли в губерниях губернаторы, в уездах — предводители дворянства.

Главному управляющему землеустройством и земледелием было предоставлено право испрашивать кредиты: а) на содержание зем­леустроительных комиссий; б) на содержание необходимых для их работ землемеров и техников; в) на оказание населению денежной помощи при землеустройстве.

Главным директором Межевого корпуса в период с 1905 по 1917 гг. был сенатор, тайный советник Николай Дмитриевич Чаплин. Меже­вую канцелярию возглавляли в то время инженер-генерал В. И. Ахшарумов (до 1907 г.), действительный советник А. И. Моро­зов (1908-1910 гг.), тайный советник, межевой инженер С. А. Китовский (1910-1918 гг.).

Так было положено начало новому содержанию землеустройства. В землеустроительный процесс стали включать не только определение границ (как при межевании), но и работу со всем землевладением и землепользованием, с их системами земледелия, специализациями хозяйств, расселением, произ­водством, всей инфраструктурой (дорогами, скотопрогонами, водопоя­ми и т. д.). Землеустройство приобрело политическую направленность, стало решать вопросы, связанные с образованием и упорядочением новых сельских хозяйств, населенных мест и др.

С 1906 г. термин "землеустройство" в России прочно вошел во все сферы общественной жизни (политику, образова­ние, науку, экономику).

Для развития крестьянских хозяйств правительство II. А. Столыпина в 1906-1911 гг. стало проводить землеустроительные работы по устранению внутриселенной чересполосицы, обра­зованию хуторов и отрубов. В этих мероприятиях правительство хотело найти себе опору, так как революция 1905 г. показала, что общинное крестьянство больше не поддерживает режим.

Основным документом Столыпинской реформы, направленным на ликвидацию общинной формы землепользования и внедрение хуторско-отрубной системы, стал Именной Высочайший указ Николая II, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Согласно ему крестья­нин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам Указ предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки.

Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную соб­ственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю. Законом от 15 ноября 1906 г., было разрешено землевладельцам сдавать свои наделы под залог Крестьянскому банку.

Содержание землеустройства опреде­лялось Законом от 14 июня 1910 г. "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении" и Зако­ном о землеустройстве, одобренным Государственным советом, Государственной Думой и утвержденным Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положением о землеустройстве, принятым в развитие этого Закона и изданным в 1912 г.

Законом от 14 июня 1910 г. были установлены жесткие меры по распределению земель общины и образованию хуторов. Независимо от же­лания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела земель, считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался, в том числе незаконно присоединен­ные. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участ­ков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, требовало передела всей общинной земли.

Раздел земли на хутора и отруба допускался даже при условии, если этого требовала только пятая часть домохозяев. По Закону каж­дый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать.

В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в осуще­ствлении аграрных преобразований Председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: "Землеустроительные начинания правитель­ства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение".

Проведение земельной реформы требовало квалифицированных кадров. К ее началу в России было только 600 дипломированных межевых инженеров, которые не могли охватить огромный объем землеустроительных работ.

Укомплектование межевого состава Комитет по землеустроитель­ным делам осуществлял совместно с Главным управлением землеус­тройства и земледелия и межевой частью Министерства юстиции.

Для ускорения подготовки кадров было решено увеличить выпуск специалистов среднего звена в землемерных училищах и переподго­товку кадров на курсах в Константиновском межевом институте.

Правительство осуществляло систему мер для повышения заинтересованности чиновников в проведении землеустройства, ус­танавливая им различные специальные награды "за отличную и энергичную деятельность", "за хутора", "за выделы" и т. п. Широко допускались принуди­тельные выделы земель, устройство хуторов и отрубов, несмотря на провозглашенную законом добровольность. Для поощрения работ некоторые губернаторы предписывали, чтобы, в первую оче­редь, сельская администрация выходила на отруба и хутора, а того кто не желал, предлагалось увольнять. Применялся целый ряд ка­рательных мер "под видом наказания за противодействие прове­дению в жизнь Указа от 9 ноября".

Работы требовали больших денежных средств, должны были вы­полняться специалистами-землеустроителями, знающими не только правовую и техническую, но и экономическую, организационно-хо­зяйственную, природоохранную стороны землеустройства. Поэтому слова "межевой инженер" все чаще стали заменяться словами "ин­женер-землеустроитель", а понятия "межевание", "землемерия" — понятием "землеустройство".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №3. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными и приводящиеся к ним | Сергей Юльевич Витте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.