КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности современной культуры
Важными факторами воплощения наличного наследственного культурного потенциала у потомка в должную его реализацию по мере социализации (взросления) личности являются - полнота и качество деятельности органов ощущений, наличие или отсутствие родовых травм и болезней, влияющих на интеллектуальность родившегося ребёнка. Так, слепоглухонемые от рождения, если им не повезёт попасть в специализированную школу для слепоглухонемых в г. Загорске под Москвой, лишённые полноты контактов с социумом и восприятия культуры социума живут на уровне биологического вида, но не социализируются, никогда не становятся социокультурной личностью. Еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры — культура природопользования (экологическая культура) людей, включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. Проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов — один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования — пока не нашел комплексного позитивного решения. Еще однаиз сторон этой проблемы — мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо частных природных свойств, да и вообще вся «оборотная сторона» медицины препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации, клонирование, кормление модифицированными продуктами сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.). Все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке. Современная культура - это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее». Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней - от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда – «оптимистический» и «пессимистический». Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути что будущее — за наукой техникой, информацией рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех власть личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату. В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены 2 противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования сознательного подхода ко всему изменения ориентиров развития науки и технологии 2-ой путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (Н. Бердяев), или к формам жизни более "естественным" для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободным от власти техники. Оба подхода достаточно органичны для нашей культуры. Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идёт формирование нового образа. Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической объективно-субъективной органической целостности, эгоистическими, узкоэтническими или иными представлениями о традициях и учений. Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека. Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и общественной жизни и ищут выход из сложившегося положения в движениях «зеленых», «эзотериков», в поиски новой нравственности (новый интерес к Вальдорфской педагогике). Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, каратэ, разные формы сектанской и иной медитации, зомбирования и т. п.) — все это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтернативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой из вне. Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой стороны - интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий. Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса сложившегося типа человека формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей знаковых и символических средств, новых принципов новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д. Если практическая реализация новых форм жизни и интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого "постновоевропейского" (по Н Бердяеву "новосредневекового" или "мета исторического") человека.Этобудет человек с иной психикой и телесностью (новыми "органами" и "телами"), с иной духовностью и проблемами. «Новоевропейская» личность из числа безнациональной биомассы этнических самоизгоев, а по Л. Гумелёву - ренегатов («Иванов, родства не помнящих не желающих знать»)), о которой мы привыкли слышать от иностранных граждан со страниц и с телеэкранов российских СМИ, или уйдет под «кожу», станет элементом, подосновой другого целого или добровольно-принудительно «отомрет» с ее чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом, враждебными любой традиционно-классической этнической культуре и их зарубежным узко этническим по самосознанию и бытию хозяевам. В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональныхсхем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям». Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения критический анализ собственных оснований действия и его границ, признание-чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включитьи х в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Новый тип социального действиявсе больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |