КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Основные понятия системы управления
Система (от грсч. systema — составленное из частей, соединенное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы (или объекты) системы — эго неограниченное множество частей или компонентов (физических, социальных, абстрактных и др.). Свойства — эго качество параметров объектов системы, т. с. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы численно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов могут изменяться в результате действия системы. Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и их подсистемами. Связями первого порядка называют связи, функционально необходимые друг другу, а дополнительными — связи второго порядка, которые необходимы для улучшения действия системы, но не являются функционально обязательными. Таким образом, наличие связей формирует определенную организованность системы. Имеется несколько классификаций систем, из которых наиболее многосторонней является классификация, разработанная по принципу человек — окружающий мир (рис. 1.1, учебник А.А. Варламов, том 2, стр 6). Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления. Поскольку управление — специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Подобное разделение обосновано усложнением процессов управленческой деятельности во всех сферах, постоянным увеличением ее значимости, взаимосвязей различных процессов. Управляющая подсистема вырабатывает управленческие решения, а управляемая — исполняет решения. Для эффективности взаимодействия этих систем необходима обратная связь, с помощью которой получают информацию о результатах управленческого взаимодействия, предоставляемую в разнообразном виде (письменная, электронная, устная и т.д.). Таким образом, управление в организованных системах рассматривают прежде всего как процесс получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. В отличие от других видов систем системы управления имеют следующие характерные особенности: 1) обеспечение целостности за счет информационных связей; 2) способность перехода в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями; 3) наличие нескольких допустимых направлений развития, из которых выбирается наиболее предпочтительное; 4) разнообразие факторов воздействия среды на систему, имеющих различную природу и последствия своего воздействия; 5) целенаправленность процесса функционирования систем. К наиболее распространенным определениям понятия «система управления» можно отнести: 1) формирование и реализацию воздействий, выбранных из множества возможных на основании определенной информации, обеспечивающих желаемое движение (функционирование, поведение) системы, приводящее к поставленной цели; 2) воздействие на систему, выбранное из множества возможных на основании имеющейся для этого информации, улучшающих ее функционирование или развитие; определение цели развития системы и се достижение с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий; 3) процесс организации целенаправленного воздействия на определенный объект управления, в результате которого обеспечиваются запросы субъекта, взаимодействующего с этой системой; 4) процесс формирования целей, подбор и реализацию способов их достижения; 5) функции организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Наиболее соответствует рассматриваемой проблеме определение, что система управления — функция организованных систем (биологических, технических, социальных и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Под субъектами управления понимают различные властные и административные структуры, физические или юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги управления. Объектом управления (на что направлено властное воздействие объекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы. Системный подход к процессам управления позволил сформулировать следующие общеметодические положения: 1. Для каждой системы управления должны быть определены цель и конечное се состояние. 2. У каждой системы управления должна быть свобода выбора направления развития путем достижения промежуточных направлений. 3. Для выбора эффективного направления развития система должна обладать возможностью сравнения различных направлений и критериев их оценки. 4. Система управления должна использовать способы и методы, обеспечивающие реализацию управляющих воздействий. 5. Для выбора управляющих воздействий необходимо получать информацию о возможных направлениях развития, состоянии управляемой системы и внешней среды, т. е. об ограничениях функционирования системы. В организационных структурах управления выделяется ряд типовых структур: линейная, функциональная, линейно-штабная и функционально-штабная, матричная и свободная. Классическая линейная структура является одноуровневой, однако существующие линейные структуры, как правило, — иерархические, что объясняется сложностью управляемых объектов. Линейная структура управления обеспечивает сочетание прямого воздействия на систему и сосредоточение в одном органе всех функций управления. Положительные стороны линейного управления — получение непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений, полная ответственность руководящей системы за результаты работы, оперативность, простота. Недостаток этой структуры — необходимость каждого руководящего звена обладать разносторонними знаниями в объеме, необходимом для руководства специализированными участками.
В рамках функциональных структур в пределах определенных функций создаются ячейки управления, которые направляют нижестоящим ступеням управления или звеньям производства обязательные для них решения. В результате создается управление, дифференцированное по функциям и осуществляемое функциональными звеньями (ячейками) управления. Функциональное управление позволяет привлечь к руководству специалистов и более компетентно решать вопросы, а также разгрузить линейных руководителей и упростить их работу. Функциональные структуры обладают достаточной оперативностью при решении специальных вопросов, однако оперативность резко снижается при решении комплексных вопросов, касающихся компетенции нескольких функциональных руководителей. Попытки скомпенсировать недостатки линейных и функциональных структур вызвали появление линейно-штабных и функционально-штабных структур организационного управления.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |