Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Виды и задачи УЗР на различных административных уровнях




Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляют государствен­ные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от террито­риального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ре­сурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на терри­тории муниципальных образований (административные районы, Города и иные поселения, сельские округа) в пределах законода­тельных норм.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

 

Создание системы государственного управления земельными ре­сурсами является основной задачей, решение которой позволит со­здать механизм регулирования земельных отношений.

Задачи управления земельными ресурсами на каждом террито­риальном уровне подразделяют на законодательные и исполнитель­ные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учрежде­нии по управлению земельными ресурсами характеризуется систе­мой как общих, так и специальных функций.

Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управ­ления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятель­ности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому не­обходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управле­ния в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам земле­пользования.

К основным задачам государственного управления земельными ре­сурсами можно отнести:

- наделение органов управления политическими и организацион­но регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления;

- регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

- создание правовых, экономических и организационных предпо­сылок для различных форм хозяйствования на земле и др.

Государственное управление земельными ресурсами осуществ­ляют:

- путем разработки и реализации законодательных и норматив­но-правовых актов, федеральных и региональных программ и пла­нов, а также отдельных мероприятий и решений органов государ­ственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

- проведения государственной плановой, финансовой и инвести­ционной политики;

- обеспечения требований законодательства и нормативно-методических документов;

- обеспечения механизма экономического стимулирования охра­ны и рационального использования земельных ресурсов;

- контроля за состоянием земель, рациональным их использова­нием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нару­шении законодательства;

- государственного лицензирования, сертификации и страхования; обеспечения государственного образования и пропаганды.

При этом необходимо выполнить следующие основные условия:

а) Принять необходимые нормативно-правовые акты по регули­рованию земельных отношений в соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образова­ниях.

б) Принять законодательные акты, регулирующие земельные от­ношения в других отраслях хозяйственного комплекса, и обес­печить соответствие этих законов земельному законодательству.

в) Создать на государственном уровне экономические, правовые и организационные условия для регулирования использования и ох­раны земель.

г) Создать горизонтальную и вертикальную структуры системы органов управления земельными ресурсами для административ­но-территориальных образований любого уровня.

д) Обеспечить финансирование необходимых мероприятий по формированию рационального и эффективного использования зе­мель, включая формирование системы государственного земельного кадастра и поддержание его в актуальном состоянии.

е) Осуществить разделение земель на федеральную собст­венность, собственность субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований.

ж) Узаконить многообразие и равноправие всех форм вещных нрав на землю.

 

 

Тема 9. Функции управления земельными ресурсами.

 

 

В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования (пространственные характеристики земельных участков, размещение инженерных сооружений, поселений, производственных и рекреационных центоров, изменение состояния земель) и имеет дискретный характер. Второе определяет рамки (пределы) в использовании земли, создавая нормативно-правовую базу. Опосредованное управление в отличие от прямого осуществляют постоянно.

Систему прямого управления земельными ресурсами, в свою очередь, подразделяют на следующие виды функций:

1) на общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходят распоряжение тру­довыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым произ­водством;

2) специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.);

3) вспомогательные, включающие обслуживающие процессы обще­го и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

К конкретным действиям, реализующим общие функции прямо­го управления земельными ресурсами, можно отнести:

- сбор и анализ данных об объекте управления, управляемых про­цессах: изучение свойств земли (полевые обследования, инвентари­зация земель), ведение земельного кадастра (регистрация, учет, оценка) и мониторинга земель, создание и ведение геоинформационных (ГИС) и земельно-информационных систем (ЗИС);

- выработку управленческого решения: зонирование территории, прогнозирование, планирование и проектирование использования земель;

- реализацию управленческого решения: государственное перерас­пределение земель (изъятие, отвод), организацию и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству и оформ­лению землепользований, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования;

- контроль за функционированием сформированного процесса и его корректировку: контроль за использованием земель и соблюде­нием земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функциони­рованием созданной системы организации использования земель.


Прогнозирование, плани­рование, проектирование оформляют в виде отдельных документов, генеральных схем, технико-экономического обоснования и доку­ментации, схем, планов, карт, проектов, разрабатываемых как для всей системы землепользования, так и по отдельным проблемам.

Государственное перераспределение земель включает изъятие, конфискацию, отвод, формирование фондов земель. Рыночный оборот земель регулируют непосредственно их продажей, покупкой, сдачей в аренду, регулированием цен и налогов. Для изменения со­стояния и качества земель организуют и финансируют следующие мероприятия: рекультивацию, дезактивацию, мелиорацию земель, инженерную защиту земель, обустройство земель и др.

Экономическое стимулирование рационального землепользова­ния заключается в налогообложении, кредитовании, квотировании производственной деятельности, лимитировании использования природных ресурсов.

При постановке задачи управления большое значение имеют: ана­лиз и учет управленческих условий управления; определение крите­рия принятия решения; выбор методов анализа условий объектов управления и модели моделирования процессов управления.

На формирование системы управления земельными ресурсами влияют: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; время принятия решения; форс-мажорные обстоятельства и т.д.

К условиям управления можно отнести:

- соответствие задач управления федеральному и региональному законодательству;

- формирование системы взаимодействия исполнительных и зако­нодательных органов власти;

- обеспечение укомплектованности кадрами;

- повышение степени обучения специалистов (управленцев и ис­полнителей);

- обеспечение картографическими материалами необходимого масштаба;

- проведение повсеместной инвентаризации земель, землеустрой­ства, кадастра, мониторинга земель, их охрану;

- автоматизацию ведения процесса управления и ведения государ­ственного земельного кадастра;

- возможность адаптации входящих автоматизированных инфор­мационных систем (АИС) к условиям объекта управления и др.

В представленном алгоритме принятия решения могут быть при­няты следующие условия: задача — достижение максимального ре­зультата, определяемого целью управления, при оптимальном рас­ходовании всех используемых ресурсов; критерии: увеличение доходной части бюджета; экономия бюджетных средств; снижение затрат времени; показатели: затратные; доходные; период сбора ин­формации: месячный; квартальный; годовой; пятилетний; по необ­ходимости; методы исследования: аналитический; экспертных оце­нок; корреляционно-регрессионный; кластерный анализ; метод нейронных сетей; экономико-математическое моделирование и др.

При опосредованном управлении к числу функций относятся: изу­чение земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (за­конов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование зем­лепользования, зонирования территории, нормирования использо­вания земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с вве­дением и функционированием земельного законодательства и нор­мативов использования земли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.