Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели качества трудовых ресурсов Беларуси




Показатели количества и занятости населения Беларуси

Группа показателей Показатель По годам
         
Численность занятых Численность занятых в экономике, млн чел. 5,15 4,32 4,48 4,59 4,62
Распределение занятого населения по отраслям экономики, % Доля занятых в производственной сфере, % 67,5 46,8      
Доля занятых в непроизводственной сфере, % 32,5 53,2      
Распределение занятого населения по формам собственности, % Доля занятых в государственном секторе, % 73,9 52,4 50,5   47,7
Доля занятых в частном секторе, % 26,1 46,4   48,4 50,7
- в том числе доля занятых в предприятиях со смешанной формой собственности с иностранным участием, %   2,5 2,9 3,2 3,3
Доля занятых в иност-ранных предприятиях, %   1,2 1,5 1,6 1,6
Показатели, характеризующие безработицу Численность безработных, тыс. чел.     44,1 37,3 40,3
Уровень зарегистрированной безработицы (% от экономически активного населения)   1,9   0,8 0,9
Доля безработных в общей численности зарегистрированных безработных, %, в том числе:
мужчины   31,1   39,4  
женщины   68,9   60,6  

 

Показатели качества трудовых ресурсов включают:

– показатели, оценивающие отдельные стороны качества трудовых ресурсов (показатели уровня образования, уровня здравоохранения, показатели денежных доходов населения);

– синтетические показатели, оценивающие качество трудовых ре-сурсов в целом (индекс развития человеческого капитала и др.).

Таблица 2.9

 

Показатель По годам
     
Показатели, оценивающие отдельные стороны качества трудовых ресурсов
Показатели уровня образования      
Численность учащихся, получающих общее среднее образование, чел. на 10 000 чел. населения      
Численность учащихся, получающих среднее специ-альное образование, чел. на 10 000 чел. населения      
Численность студентов, получающих высшее образование, чел. на 10 000 чел. населения      
Показатели уровня здравоохранения
Численность врачей, чел. на 10 000 чел. населения 45,9 48,5 46,8
Численность сред. медиц. персонала, чел. на 10 000 чел. населения 122,8 121,9 124,7
Число больничных коек, шт. на 10000 чел. населения 126,3 112,4 111,3
Показатели денежных доходов населения
Реальные денежные доходы населения, в % к предыд. календ. году 114,1 114,7 112,7
Номинальная начисленная среднемесячная зараб. плата, тыс. руб. 58,9   868,2
Средний размер назначенной пенсии, тыс. руб. 36,4 328,2 363,9
Синтетические показатели качества трудовых ресурсов
ИРЧП 0,774 0,804  

 

Понятие «человеческий капитал» включает:

- врожденные способности и таланты человека;

- накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификация, информация, духовное богатство, всесторонняя мобильность человека.

Существует 2 способа оценки человеческого капитала:

- затратный (сумма расходов на образование, здравоохранение работника);

- доходный (сумма доходов работника).

Человеческий капитал является важной составляющей национального богатства, хотя по официальной статистике в национальное богатство Беларуси включается только совокупность материальных благ. Оценка человеческого капитала производится обычно на международном уровне для сравнения трудовых потенциалов различных стран.

Основные тенденции в состоянии трудового потенциала:

- снижение доли занятых в производственной сфере;

- рост численности занятых в экономике;

- снижение доли занятых в государственном секторе;

- сохранение высокой доли безработных – женщин;

- рост образовательного уровня населения и опережающий рост количества лиц, получающих высшее образование по сравнению с количеством лиц, получающих среднее специальное образование;

- недостаток специалистов со средним специальным образованием.

Стратегические цели государственной политики на рынке труда:

- обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости;

- создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями человека.

 

2.4. Научный, научно-технический
и инновационный потенциалы

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы яв-ляются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла (рис. 2.2).

Главным звеном научно-инновационного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продук-ция, т.е. документация, модели, опытные образцы, программные средства. От научного уровня, новизны и патентной защищенности разработок зависит успешность внедренческой стадии цикла. В то же время любой существенный научный результат приобретает рыночную значимость и оценку лишь после прохождения инновационного этапа.

Научный потенциал – совокупность ресурсов и условий осуществления фундаментальных научных исследований.

Научный потенциал характеризуют следующие основные показатели:

- наукоемкость ВВП – доля затрат государства (в %) на научные исследования и разработки в ВВП. Наукоемкость в размере 1 % яв-ляется критической величиной. Уровень наукоемкости ниже 1 % представляет угрозу экономической безопасности государства, т.к. в этом случае начинается регресс экономики, разрушение научно-технического потенциала;

- cреднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание»;

- доля работников отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых в экономике;

- количество научных организаций (табл. 2.10).

 

 

Рис. 2.2. Научно-инновационный цикл

Таблица 2.10

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.