Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели инвестиционного потенциала Беларуси




Потенциала Беларуси

Показатели развития производственного

Показатель По годам
           
Основные средства, трлн руб.            
Объем ВВП, эквив. $ млрд 12,7   29,6 37,2 44,4  
Доля собственности, %
Государственная 72,4   63,3      
Частная 27,5          
Структура основных фондов по отраслям, %
Производственная сфера 54,9 52,5        
Непроизводственная сфера 45,1 47,5        
Степень износа основных фондов по отраслям, %
В промышленности            
В сельском хозяйстве   74,3        
В строительстве   42,5        
Технологический уровень производства
Доля новых и высоких технологий, %            
Доля традиционных технологий, %            

 

Направлениями развития производственного потенциала являются:

- активное обновление основных фондов;

- внедрение прогрессивных технологий;

- снижение ресурсоемкости производства.

 

2.7. Инвестиционный потенциал

Инвестиционный потенциал – это способность экономики освоить предлагаемый объем инвестиций.

Уровень развития инвестиционного потенциала определяют показатели, характеризующие объем и структуру инвестиций, накопленные страной материальные и нематериальные ценности, привлекательность инвестиционного климата, квалификацию рабочей силы, возможности расчета страны за предоставленные ресурсы (табл. 2.16).

Таблица 2.16

 

Показатель По годам
         
1. Структура инвестиций по производственным отраслям, %
Промышленность   31,6   27,7  
Жилищное строительство   16,1   17,9  
Транспорт   10,3 8,8 8,4  
Сельское хозяйство   8,4 14,6 14,6  
2. Технологическая структура инвестиций, %
Строительно-монтажные работы       43,6 48,6
Оборудование       43,1 39,1
3. Квалификация рабочей силы
Кол-во специалистов с высш. и сред. сп. образованием на 1000 работающих          
4. Доля ВВП, направл. на инвестиции, % 19,8 20,7 26,8 27,85 31,5
5. Структура инвестиций в основной капитал по объектам, %
Объекты производственного назначения          
Объекты непроизводственного назначения          
6. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций (без банков), % 1,2     1,7 1,4
7. Международная инвестиционная позиция, экв. $ млрд       -13,4 -18,8
8. Валовой внешний долг, экв. $ млрд       15,2  

Международная инвестиционная позиция представляет собой со-вокупность экономических показателей, отражающих запасы внешних активов и обязательств страны. Превышение обязательств над активами (отрицательная позиция) указывает на то, что страна является «чистым должником» перед внешним миром, превышение внешних активов над обязательствами перед внешним миром (положительная позиция) указывает на то, что страна является «чистым кредитором». Международная инвестиционная позиция рассчитывается по методологии МВФ.

Валовой внешний долг представляет собой сумму обязательств резидентов страны перед нерезидентами. Расчет валового внешнего долга производится по методологии МВФ. В обязательства резидентов (по сравнению с обязательствами, включаемыми в состав международной инвестиционной позиции) не включаются суммы: акционерного капитала (прямых и портфельных инвестиций), не предусматривающих выплату основного долга и (или) процентов по его обслуживанию; производных финансовых инструментов (форвардных контрактов, опционов и т.п.); долговых ценных бумаг резидентов, используемых для обратных операций с ценными бумагами.

Состояние и тенденции развития инвестиционного потенциала:

- наличие мощной производственной инфраструктуры, позволяющей возводить здания и сооружения, высокая квалификация рабочей силы;

- высокая степень износа оборудования;

- малая доля прогрессивных технологий;

- высокая степень экспортоориентированности экономики, требующая осуществления крупных инвестиций для создания конкурентоспособной продукции.

Объем иностранных инвестиций в Республике Беларусь в 2008 г. cоставил в экв. $ 6,5 млрд (в т.ч. прямых – $ 2,3 млрд). По оценке ООН в 2008 г. Беларусь находилась на 48 месте (в 2000 г. – на 65 месте)
в отношении инвестиционного потенциала и на 95 месте среди 141 страны по фактическому привлечению инвестиций (то есть инвестиционный потенциал значительно превышает фактические объемы инвестиций).

Направления развития инвестиционного потенциала:

· либерализация экономики (переход от создания преференциальных режимов в отдельных сферах экономики к созданию благоприятных общеэкономических условий для привлечения инвестиций с вхождением страны в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса).

Либерализация экономики включает направления:

- совершенствование административных и технических процедур (упрощение порядка проведения и контроля внешнеэкономических операций, сокращение видов лицензируемой деятельности и упрощение порядка лицензирования);

- упрощение сертификационной деятельности, строительных, санитарных, противопожарных норм и правил (в т.ч. сокращение сертифицируемых видов деятельности, увеличение сроков действия сертификатов);

- сокращение процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов (разрешение параллельного проектирования и строительства, разрешение финансирования, проектирования и строительства объектов инженерной, транс-портной и социальной инфраструктуры организациям различных форм собственности);

- совершенствование имущественных и земельных отношений;

- совершенствование налогового и таможенного законодательст-ва (отмена некоторых налогов и сборов, снижение ставок налогов);

- совершенствование ценового и антимонопольного регулирования (сокращение видов товаров (работ, услуг), подлежащих ценовому регулированию);

- совершенствование инвестиционной и инновационной деятель-ности (четкая регламентация взаимоотношений инвесторов и государства (путем заключения инвестиционных договоров), стимулиро-вание оплаты труда исследователей, обеспечение равенства условий хозяйствования в регионах, привлечение инвестиционного ресурса коллективных инвесторов и др.;

- упрощение вхождения в бизнес;

- стимулирование рынка труда и др.;

· сосредоточение ресурсов на модернизации экспортоориентированных отраслей и др.

 

2.8. Внешнеэкономический потенциал

 

Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства, в первую очередь, связанной со способностью страны производить конкурентоспособную продукцию для внешнего рынка.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, т.к. Беларусь – страна с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет более 50 % ВВП. Основными экспортоориентированными отраслями экономики Беларуси являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, черная металлургия.

 

Показатели оценки внешнеэкономического потенциала:

- объем производства ВВП, в т.ч. на душу населения;

- удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;

- доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров;

- платежный баланс страны;

- экспортно-импортное сальдо.

Например, в 2000 и 2007 гг. соответственно объем ВВП на душу населения составил экв. $ 1264 и 4571, удельный вес экспорта в ВВП – 58 и 54 %, экспортно-импортное сальдо – минус $ 1,3 млрд и минус $ 4,4 млрд.

Платежный баланс – это статистический отчет, в котором представляются данные о внешнеэкономических операциях, совершенных между резидентами и нерезидентами страны с товарами, услугами, доходами и финансовыми требованиями и обязательствами. Платежный баланс составляется ежеквартально Национальным бан-ком Республики Беларусь по методологии МВФ. Построение платежного баланса основано на принципе двойной записи (отражение каждой операции двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету)). При оценке операций используются фактические рыночные цены на момент совершения операций.

Платежный баланс имеет 2 основных раздела:

1. Счет текущих операций (операции с реальными ценностями):

1.1. Товары и услуги (сальдо, экспорт, импорт);

1.2. Доходы (зарплата, выплаченная нерезидентам и зарплата резидентов, полученная от других стран);

1.3. Текущие трансферты (гуманитарная помощь, денежные переводы физических лиц и другие безвозмездные трансферты);

2. Счет операций с капиталом и финансовых операций:

2.1. Счет операций с капиталом (включает капитальные трансферты, связанные с миграцией населения (пенсии и др.), прощением долгов;

2.2. Финансовый счет (включает операции с финансовыми активами и обязательствами, в результате которых происходит переход права собственности на внешние активы и обязательства страны (под активами понимаются инвестиции в другие страны, под обязательствами – инвестиции нерезидентов в экономику Республики Беларусь).

Факторы, способствующие активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь:

- выгодное экономико-географическое положение (нахождение на перекрестке путей из Европы в Азию и с Севера на Юг);

- развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура (наличие широкой сети железных дорог, воз-можности стыковки железнодорожных линий с различной шириной колеи, развитой сети автомобильных дорог, водных путей, сетей трубопроводного транспорта, аэропортов);

- многоотраслевой промышленный комплекс, характеризующий-ся высокой степенью экспортной ориентации;

- достаточно высокие научный, инновационный и инвестиционный потенциалы;

- мощная строительная база;

- значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых;

- высокий общеобразовательный уровень населения и система подготовки специалистов;

- многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Направления развития внешнеэкономического потенциала:

· структурная перестройка экономики, в том числе:

- ускоренное развитие экспортоориентированных производств;

- развитие инфраструктуры (транспорта, дилерской сети, сервис-ного обслуживания и т.п.). Одним из самых перспективных и эффективных элементов реализации транзитного потенциала (в том числе в направлении Китай – Западная Европа) является логистика. Активно прорабатываются возможности строительства транспортно-логистических центров на территории страны (в том числе на территориях свободных экономических зон (СЭЗ)) с привлечением ино-странных инвесторов;

- использование потенциала малого и среднего предпринимательства;

· повышение конкурентоспособности экономики за счет приведения качества продукции и услуг в соответствие с международными стандартами;

· создание условий для закрепления белорусских товаропроизводителей на внешних рынках и освоения новых рынков, расширение экспорта капитала;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе с помощью СЭЗ. Мировая практика показывает, что СЭЗ являются одной из эффективных моделей территориального хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.

Основными функциями белорусских СЭЗ являются: привлечение инвестиций (в первую очередь, иностранных); увеличение объемов экспорта; внедрение новых технологий; развитие импортозамещаю-щих производств; создание новых рабочих мест; развитие экономики территорий; рост налоговых поступлений. Деятельность СЭЗ в Беларуси регулирует ряд нормативно-правовых актов: Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», Указ Президента «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории Рес-публики Беларусь» № 262 от 09.06.2005. Согласно белорусскому законодательству, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятель-ности (табл. 2.17, 2.18).

 

Таблица 2.17

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.