Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели и задачи, формы, методы и принципы государственного управления в современной России




Влияние современных информационных технологий на эффективность государственного управления.

 

 

Государственное управление – целенаправленная, властная, упорядочивающая деятельность уполномоченных Конституцией и законодательством РФ должностных лиц, органов исполнительной власти, осуществляемая в пределах их компетенции в конкретной политической, правовой, экономической и социальной системе, административно - территориальном устройстве, природно - климатических условиях, численности и структуре населения на все стороны жизни и деятельности граждан, общества и государства в целях обеспечения достойной жизни народа и свободного развития человека.

Из такого понимания государственного управления логически вытекает, что оно является одним из видов государственной деятельности, наравне с законодательной и судебной деятельностью, осуществляемых каждым других ветвей государственной власти.

Исходя из роли, места, целей и задач, государственно-управленческая деятельность является наиболее сложной среди других видов государственной деятельности в силу многочисленности областей и сфер управления, необходимостью учета различных особенностей, присущих каждой из направлений управленческой деятельности, условий ее осуществления и многих других причин, требующих оперативности, слаженности, организованности и эффективности действий субъектов управления, ее реализующих.

Главная цель государственного управления, как и закреплено в Конституции РФ- это обеспечение достойной жизни народа и свободной развитие человека. Остальные цели государственного управления вытекают из назначения, задач и направлений государственно-управленческой деятельности, как экономика, социально- культурная и административно-политическая сфера и служат реализации главной цели государственного управления.

К примеру, в экономической сфере, где господствуют рыночные отношения, многообразие форм собственности, конкуренция, свободное передвижение товаров и другие ее принципы, основная цель в нынешний период развития нашего государства, связанный с мировым экономическим и финансовым кризисом, заключается в переводе российской экономики сырьевой направленности к выпуску и реализации современной конкурентоспособной продукции, обеспечение ее устойчивою развития за счет модернизации и технологического перевооружения на основании новых знаний, внедрения инновационных технологий, создания технопарков, особых экономических зон, 25 миллионов современных рабочих мест к 2018 году. Кроме сказанного, достижению основной цели в экономике будут способствовать возрождение наукоградов, сельского хозяйства, поддержка отечественного товаропроизводителя, закупка, где это необходимо, новых зарубежных образцов техники, технологий, привлечение иностранных инвесторов, укрепление национальной валюты- рубля преобразование его в мировую запасную валюту, и создание в России нового мирового финансового центра. Этой же цели будут способствовать создание единого таможенного пространства для Белоруссии, Казахстана и России, а затем единой экономической зоны для стран СНГ, изменения законодательства по формированию и использованию государственного бюджета и многие другие вопросы, касающиеся экономики.

В социальной сфере цели государственного управления главным образом связаны, прежде всего, с обеспечением комфортной жизни гражданам России. А это - доступное для большинства граждан России современное жилье: получение высококвалифицированной, высокотехнологичной и современной медицинской помощи: современное, многоуровневое, отвечающее новейшим мировым стандартам образование, достойные, не унижающие работающего человека заработные платы. Дающие возможность учиться размеры стипендий студентам и пенсии, соразмерные вложенному труду вышедшим на заслуженный отдых гражданам России.

Страхование, массовое развитие физической культуры и спорта, туризма, укрепление здоровья в санитарно-курортных учреждениях и в зонах отдыха, сохранение и развитие объектов культуры - театров, филармоний, музеев, библиотек и многих других направлений жизнедеятельности человека, входящих в социально-культурную сферу.

В административно- политической сфере основные цели государственного управления связаны с обеспечением безопасности граждан России, их юридическая защита, в какой бы части земного шара они не находились. Другая важная цель государственного управления- это оборона и военная безопасность нашего государства, защита его национального суверенитета, территории и границ от внешнего и внутреннего посягательства. Это возрождение обороно-промышленного комплекса России, частично утерянного в лихие девяностые годы, с целью оснащения Вооруженных Сил РФ новейшими образцами вооружения и военной техники пятого послевоенного поколения, такими как отечественные стратегические средства наступательного вооружения «Тополь-М», «С-400», «С-500»: противоракетной обороны «Искандер-М»;стратегическими атомными подводными лодками и другими надводными кораблями; самолетами- истребителями СУ-35, Т-50, МИГ-33 и другими новейшими образцами оружия и боевой техники. На эти цели наше государство до 2020 г. планирует выделить 23 трлн. рублей бюджетных денег.

Этим же целям служит расширение места и роли Российской Федерации в дальнейшем укреплении мира и мирного сотрудничества со всеми государствами мира. Наша страна твердо придерживается курса «дипломатия вместо пушек», т.к. именно наш народ понес самые многочисленные человеческие жертвы и вынес на своих плечах борьбу с немецким фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне.

Это и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью во всех ее правлениях; оказание помощи и спасение людей во время стихийных бедствий, техногенных катастроф и в других необходимых случаях.

Для достижения обозначенных целей в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности субъекты государственного управления используют различные формы и методы властного упорядочивающего воздействия на объект управления. Их выбор в основном зависит от:

Назначение и специфики направления управления (к примеру: промышленность и торговля, сельское хозяйство, транспорт, связь и массовые коммуникации, здравоохранение, социальное развитие, образование, оборона и безопасность, борьба с преступностью и т.д.);

Правового положения объекта управления (к примеру: частные или государственные организации, общественные объединения или религиозные организации, индивидуальные субъекты или коллективные формирования людей и т.д.);

От территориального масштаба воздействия (к примеру: в масштабах всей страны; отдельного федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования, отдельного населенного пункта);

От условий его осуществления (например, в нормальных условиях жизни или в условиях контртеррористической операции);

В каких природно-климатических условиях она осуществляется (к примеру: равнинная или горная местность, зимняя стужа или изнурительная жара);

На какую категорию граждан оно оказывается (к примеру: на все ли население; на молодежь, зрелых людей или пенсионеров; на законопослушных граждан или находящихся в местах лишения свободы);

На работников конкретной области управления (к примеру: население небольшого городка Пикалево в связи с резким ухудшением условий работы со стороны собственников градообразующего предприятия объявили забастовку и перекрыли федеральную трассу автомобильного движения) и многие другие обстоятельства, требующие их учета при осуществлении государственно-управленческой деятельности.

С другой стороны, для оказания целенаправленного властного упорядочивающего воздействия субъект государственного управления должен иметь высокий авторитет среди населения, пользоваться уважением и народа и населения, быть высокопрофессиональным, честным, справедливым, высокоорганизованным, нравственно честным, решительным, любящим свое дело и уважающим права и достоинства других граждан.

В силу того, что государственного управленческая деятельность опосредована правом, в основу этого важнейшего вида государственной деятельности должны быть положены фундаментальные принципы ее осуществления, такие как, законность и справедливость, уважение прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность, твердость, решительность и одновременно гибкость в достижении поставленной цели. Без правового различных вопросов государственной, общественной в частной жизни граждан на основе справедливых законов невозможно рассчитывать на поддержку широких слоев населения и всего народа в целом при осуществлении государственно-управленческой деятельности на всех уровнях ее осуществления. К примеру, 23 ноября 2011 г. В связи с реальной угрозой безопасности Российской Федерации и ее граждан, возникающим в результате размещения новой системы ПРО со стороны США и стран НАТО без предоставления юридических гарантий России, что она не направлена против нашего государства. Президент РФ Д.А. Медведев обратился к народу и гражданам России, разъяснив необходимость принятия нашим государством и его Вооруженными Силами адекватных мер военного и технического противодействия. Чуть позднее Президент РФ, как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации принял доклад Командующего военно-космическими силами РФ в вводе в боевое дежурство бригады ПВО в г. Калининграде. Такие решительные управленческие действия высшего субъекта государственного управления - Президента РФ нашли широкую поддержку у большинства населения России. Точно также деятельность Правительства РФ по укреплению экономики России, решению жилищного вопроса ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, молодых специалистов, выезжающих для работы в сельскую местность, также находят всестороннюю поддержку у населения России.

Важным вопросом организации государственного управления в Российской Федерации является разграничение сферы государственно-управленческой деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особенно важно такое разграничение в сфере экономики. Рыночные экономические отношения подразумевают многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности), добросовестную конкуренцию, свободу перемещения товаров внутри страны и в зоне единого таможенного и экономического пространства, ограничение монополистической деятельности, создание особых экономических зон с налоговыми преференциями для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, урегулирование непреодолимых конфликтов между крупными собственниками Правительством РФ под бюджетные гарантии государства и другие действия. Вмешательство федерального центра в экономическую деятельность субъектов Российской Федерации, не запрещенных законом, должно быть минимизировано. При невозможности решить самостоятельно крупные экономические проекты на территории субъекта РФ, Правительства РФ, после реальной оценки стоимости таких проектов, помогает решить их выделением недостающих финансовых средств из федерального бюджета под жестким контролем их целевого использования. В реалиях сегодняшней России власть только констатирует, что в 2010 г. при осуществлении государственных закупок страна потеряла 1трлн. рублей, на оборонном заказе - 1 трлн. рублей и в ЖКХ 1 трлн. рублей, которые могли быть использованы на 3-х кратное увеличение заработной платы бюджетникам и пенсий гражданам России, вышедшим на заслуженный отдых.

В социально-культурной сфере федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения должны выступать как единая система исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Такое единство необходимо для проведения единой государственной социальной политики в масштабах всего государства. А это - единый минимальный размер оплаты труда, которую субъекты РФ по своим экономическим и финансовым возможностям могут установить в повышенном размере; одинаковая стоимость потребительской корзины; минимальный размер социальной и трудовой пенсии, которую субъекты РФ могут устанавливать в повышенном размере; предельный уровень безработицы, превышение которой может привести к непредсказуемым катаклизмам, минимальный размер пособий по безработице и многие другие стороны жизни граждан и общества.

Самая организованная система государственного управления необходима в административно-политической сфере, которая связана с обеспечением верховенства Конституции РФ, государственного суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации. В эту сферу входят оборона и безопасность, внутренние и иностранные дела, юстиция, гражданская оборона и ликвидацтя последствий чрезвычайных ситуаций.

Как нам уже известно, основной формой государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти является админитсративно-правовая форма - правовой акт управления. Для высшего субъекта государственного управления являются убеждение и принуждение. В рамках убеждения совершаются все позитивные действия (предоставление налоговых преференций, бюджетное финансирование, меры морального и материального стимулирования, присвоение заслуженных званий, публичное награждение особо отличившихся граждан и работников) и много других методов управленческой деятельности.

Для незаконопослушных граждан и правонарушителей в качестве мер государственного принуждения в сфере государственного управления предусмотрены меры административно-правового принуждения. В его границах субъекты государственного управления осуществляют административно- предупредительные меры (проверка документов, транспортных средств, помещений и другие действия такого характера), меры административно-правового пресечения правонарушений (применение водометов, брандспойтов для разгона участников массовых беспорядков; спецсредств: наручников, электрошоккеров, резиновых дубинок, слезоточивого газа, электронных пушек и другие действия пресекательного характера); меры восстановления нарушенных прав в сфере государственного управления (выселение из незаконно занятой жилой площади, уплата налогов, штрафов, пеней, недоимок и другие действия восстановления нарушенных прав; меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и наконец, меры административной ответственности, заключающиеся в наложении административных наказаний граждан и их коллективным формированиям, обозначенных в КоАП РФ физическим и юридическими лицами, совершившим административные правонарушения уполномоченными должностными лицами исполнительной власти и судьями в особой, упрощенной процессуальной форме).

Правильное понимание сущности государственного устройства - образование Российской Федерации после развала СССР), появление рыночных отношений вместо плановой экономики, социальной расслоение населения и появление принципиального нового класса работников и работодателей и многих других условий, факторов, причин влияющих на государственно- управленческую деятельность уполномоченных законодательством РФ должностных лиц-глав исполнительной власти субъектов РФ) и органов исполнительной власти федерации и ее субъектов невозможно без рассмотрения принципов, на которых она базируется. Закрепленные в законодательстве России принципы государственного управления, как наиболее сложного вида государственной деятельности. Принципы отражают назначение, основные цели, задачи, функции государственного управления, требования ее осуществления, выражают систему и структуру исполнительной власти, формы и методы ее управленческой деятельности.

В административно-правовой науке выделены три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта по изучению принципов государственного управления.

Онтологический аспект раскрывает взаимообусловленность принципов управленческой деятельности, т.е. взаимсвязь закономерности с реальной сущностью государственного управления и определяет бытие. Гноселогический аспект связан с анализом соответствия субъективизма объективизму, логического построения системы и структуры управления. Методолический аспект выражает роль разработанных управленческих принципов в теории и практике государственного управления.

 

Прежде чем рассмотреть основополагающие принципы государственного управления, еще раз коснемся самого понятия государственного управления и осуществляемой в ее рамках государственно-управленческой деятельности. В административно-правовой науке выработано и сложилось представление, что исполнительная власть - это политико-правовая категория, т.к. это вид государственной власти и основное средство практического претворения в жизнь законов государства и следовательно проведения государственной политики.

Государственное же управление - это организованно-правовая категория, т.к. связана с организующей ролью государства во всех сферах жизни человека, общества и государства. Мы попытаемся подвергнуть сомнению эту правильную на первый взгляд аксиому.

Во-первых, государственно-управленческая деятельность, осуществляемая в рамках государственного управления, это разновидность государственно- властной деятельности, наряду с ее законодательной и судебной видами, которые реализуются в границах законодательной и судебной ветвей государственной власти. В процессе государственно-управленческой деятельности осуществляется практическое претворение в жизнь законов и других правовых актов государства и таким образом осуществляется проведение государственной политики на практике.

Во-вторых, государственно-управленческой деятельностью занимаются, прежде всего, политики - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры, высшие должностные лица- главы исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ.

В-третьих, Правительство РФ, в соответствии с Конституцией РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. Оно в соответствии с его предназначением, в первую очередь является политическим органом государственной власти, реализующим исполнительную власть.

К примеру: для исполнения федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" пунктом 7 ст.4 определенно, что формирование фонда денежного довольствия военнослужащих определяется не законодателем, а Правительством РФ, ибо реализация государственной политики зависит не только от воли законодателя, а от экономических возможностей государства, которая в бюджетной сфере главным образом зависит от умелых и грамотных действий высшего исполнительного органа государственной власти РФ- Правительства РФ. Именно исходя из этих соображений Правительство РФ и есть высшее политическое учреждение исполнительной власти Российской Федерации.

В-четвертых, министерство, один из главных представителей органов исполнительной власти, указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" определяется как федеральный орган исполнительной власти, вырабатывающий государственную политику и осуществляющий нормативно-правовое регулирование в определяемой Президентом РФ и Правительством РФ сфере деятельности.

Само же понятие государственное управление автором рассмотрено в его научной статье. Некоторые вопросы понятийно-категориального аппарата государственного управления современной России и опубликованной в журнале "Вестник Башгосуниверситета" №3 в 2003 г.

В научной литературе приводятся множество различных определений принципов государственного управления. Главное в закрепляемых правовых актах принципах государственного управления - выражение объективных закономерностей в управленческой деятельности, учет реальных условий и многочисленных факторов, влияющих на нее и которые перечислены выше.

В работе "Общая организация управления" приведена следующая систематизация принципов его организации и осуществления: общие, к которым отнесены принципы системности, объективности, обратной связи, законности, и др.; частные, т.е. принципы, учитывающие особенности государственного управления в различных областях и сферах управления (экономическая, социально-культурная, административно-политическая); организационные, среди которых принципы коллегиальности, единоначалия, подчиненности и ряд других.

В силу того, что право своими нормами регулирует общественные отношения, т.е. отношения между людьми и их коллективными формированиями государственное управление и государственно-управленческую деятельность невозможно представить вне социума (общества). Т.е. государственно-управленческая деятельность- это социальная деятельность. Но она как вид государственной деятельности должна быть урегулирована нормами права, в первую очередь нормами управленческого (административного) права, как вид управленческой деятельности. Как было показано выше, государственно- управленческую деятельность, как и законодательную деятельность, реализуют политики (на сегодня, к сожалению, абсолютное их большинство не юристы, а инженеры, физики, экономисты, лингвисты, историки, финансисты и люди других разных профессий). Кроме сказанного, государственно-управленческую деятельность в современном мире информатизации на основе всеобщей компьютеризации невозможно представить без электронных технологий управления. Все основные виды государственно-управленческой деятельности на всех этапах и стадиях его реализации (от выработки управленческого решения на основе объективного анализа управленческой ситуации за счет своевременного получения, полной информации из государственной автоматизированной информационной системы "управления", непосредственного претворения в жизнь этого решения и осуществления государственного контроля и надзора) будут реализовываться в рамках внедряемого в нашем государстве "Электронного правительства".

 

Разрастание коррупции, дорожные войны, многочисленные и многообразные правонарушения в сфере государственных закупок (распилы и откаты); строительства (обманутые дольщики, черные риэлторы и др. противоправные явления), выделении земельных участков и другие события показывают на несовершенство нашего законодательства в регулировании различных сторон жизни человека, общества и государства в сфере управления.

Сказанного достаточно, чтобы утверждать, что и государственное управление, как и другие социальные явления надо рассматривать с позиции не только юридической науки, а комплексно, с использованием необходимого человеческого и общественного значения.

В своей работе "Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение" коллектив авторов научную категорию "государственное управление" рассматривают только как юридическую категорию.

Осуществляя управление в экономической сфере, субъекты государственного управления, вырабатывая управленческое решение для оказания властного, целенаправленного, упорядочивающего воздействия, на объект управления, опираясь на установленные государством правовые нормы, регулирующие экономические общественные отношения, прежде всего, должны учесть законы экономики, опираться на экономические понятия, такие как, собственность, цена, стоимость, прибыль, квота, лизинг и др. Нормы права, закрепляющие экономические отношения, установленные без достаточного учета объективной реальности экономической ситуации в стране в конкретный период его развития (с учетом политической, социальной обстановки финансово-экономического положения в мире) всегда требует их корректировки, изменения, а то и вовсе отмены, как не удовлетворяющие требованиям жизни. К примеру, действующая с начала 90-х годов прошлого столетия двухканальная схема бюджетного финансирования (федеральный центр― субъекты РФ) сегодня требует превращения её в трёхканальный способ, включающий финансирование муниципальных образований и местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.