Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как соц. система. Основные сферы общественного бытия

Результаты человеческой деятельности (нормы, институты, отношения) представляют собой комплекс или систему.

Системный подход интересуется системным вопросом: почему существуют такие объекты, которые можно разобрать, но нельзя собрат. основной интерес в выработке взгляда на логику взаимодействия частей и целого. До конца 18 века господствовал механицизм во взглядах. Он заключался в том, что целое равняется сумме частей. В 19 веке стало очевидно, что существуют такие целостности, которые по своим свойствам нетождественны частям. Это дало начало системному подходу.

В 20 веке системный подход стал общей методологией для всех наук.

Система – совокупность внутренне взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Главный вопрос системного подхода в способе соединения частей.

1) Структурный – иерархическая соподчиненность элементов целого, жесткая и устойчивая, иногда выделяется структуро – образующий элемент, замыкающий в себе связи.

2) Функциональный – функция в этом смысле роль элемента в жизни целого. Функцию изменить легче, чем структуру, хотя они взаимозависимы.

3) Генетический – история системы. Если функция является синхронными связями, то генетические связи являются диахроннными. Генетические связи отчетливо видны в жизни системы только 2 раза. Первый раз при оформлении системы, второй при ее разрушении.

Есть 2 типа организации целого в отношении связи.

Гибкая организация Жесткая организация
-изменчивое число элементов -способны реорганизоваться -управление автономное -функции изменчивы -может существовать в различных средах -конечное и постоянное число элементов -неспособны реорганизоваться -управление централизовано -функции определены и однозначны -существуют в определенной сфере

Гибкие более жизнеспособны, т.к. более мобильны. Жесткие более уязвимы. Общество – как жесткие, так и гибкие целостности.

Жесткие целостности хоть и менее жизнеспособны, обеспечивают единство деятельности и мобилизацию ресурсов, хотя «дорого стоят обществу», например: кланы, церковь, армия, полиция.

Общество представляет собой сложную органическую систему.

Механические – организованы от частей к целому.

Органические – от целого к частям.

Соц. система – органическая в силу того, что целое здесь важней частей.

Элементы соц. системы – люди - делают ее непрозрачной и имеющей сложность в управлении, жесткость соц. системы и прозрачность достигается за счет уменьшения личного сознания и воли.

Сложнее управлять структурой с элементами, обладающими сознательной волей.

Основные характеристики современного общества: - информационное, глобальное, потребительское, массовое.

Мануэль Кастелс, в своей книге «Конец тысячелетия», обосновывают положение так пишет о современном состоянии общества: «Начало этому было положено в конце 1960 — середине 1970-х годов историческим совпадением трех независимых друг от друга процессов: информационной технологической революцией, экономическим кризисом как капитализма, так и государства и их последующими структурными изменениями, расцветом таких культурных социальных движений, как освободительные, правозащитные, феминистские и инвайронменталисткие. Взаимодействие этих процессов и запущенные ими реакции породили новую доминирующую социальную структуру — «общество неформальных сетей» (network society), новую экономику — информационно-глобальную экономику, и новую культуру — культуру реальной виртуальности».

Список нового: это - чипы и компьютеры, мобильная телекоммуникация, генная инженерия, глобальные финансовые рынки в реальном времени, планетарный характер капиталистической экономики, сосредоточение большинства рабочей силы в производстве знания и информации в развитых обществах, вызов патриархализму (доминированию мужчин), уход с исторической арены коммунизма и конец холодной войны, появление стран Азиатско-Тихоокеанского региона как равных экономических партнеров, всеобщая озабоченность окружающей средой, общество неформальных «сетей» без привычных пространственновременных параметров. Безусловно, вышеназванные разнопорядковые явления представляют собою крупнейшие трансформации последней трети XX века.

Основные сферы общественного бытия:

- Материально-производственная сфера. В структуре материального производства традиционно выделяются производительные силы и производственные отношения. Структура производительных сил включает в себя: 1) работников производства; 2) научное знание; 3) средства труда; 4) технологию производственного процесса и 5) производственно-экономическую инфраструктуру. Процесс материального производства невозможен без производственных отношений. Так называются связи, в которые вступают люди (или группы людей) в процессе производства. Составными элементами, или подсистемами, этого комплекса отношений являются: 1) отношения к собственности, 2) отношения обмена результатами деятельности и 3) отношения распределения продуктами производства (из последней иногда выделяют в качестве самостоятельной подсистему потребления). Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность (иногда ее трактуют как "имущественные отношения"). Экономические отношения собственности имеют юридическое оформление, закрепляются юридическими актами. Отношения собственности бывают разных видов - владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности - интеллектуально-духовная: на произведения искусства, научные открытия и т.п.

- Социальная сфера. Здесь слово "социальный" берется в узком смысле, а не в широком. Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально-территориальные, этнические и другие общности. Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы; к малым относятся социальные группы - трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, в средних школах, больницах и т.п.; среди малых социальных групп существует такой важнейший институт общества, как семья.

Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. В первобытном обществе из семей складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.

В основу народности легли уже на кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми (характерно длительное совместное проживание на одной территории). Возникновению народностей предшествуют распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Народность определяется как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Нации характерны уже для периода развертывавшегося капитализма и для товарно-денежных рыночных отношений. Нация - это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих, как правило, общность территории, экономики, языка, традиций, культуры и психологического склада. С тенденцией наций к своей государственности (и не только с этой причиной) связано такое явление, как национализм. Национализм - это идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной исключительности, в разжигании национальной вражды.

К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы. Помимо наций и рас, к большим социальным общностям относятся также касты, сословия, страты, классы.

Классы. В марксистской литературе имеется одно из наиболее удачных исходных определений понятия "класс". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два класса - буржуазия и пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство и интеллигенция; социалистическая революция ведет к ликвидации классового деления общества.

Многие исследователи социальной структуры общества стали применять в своем анализе понятие " страты " - обозначение социальных слоев меньшего масштаба, чем классы. Понятие "страт" способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие "класс", более многосторонне охарактеризовать социум и более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры. Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности почти единодушно признается русский философ и социолог П. А. Сорокин.

Весьма ценным оказалось для исследователей социальной структуры представление П. А. Сорокина о социальной мобильности. Он понимал под этим процессом любой переход индивида или социального объекта, т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Он показал, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример тому - перемещение некоего индивида с одной фабрики на другую с сохранением при этом своего профессионального статуса (если брать социальные объекты, то - автомашина, мода, идеи коммунизма и т.п.). Под вертикальной мобильностью имеются в виду те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. Согласно П. А. Сорокину, социальная мобильность (как и социальная стратификация) является непременным атрибутом социальной сферы общества.

- Политическая сфера. (см. курс «Политология»)

- К духовной сфере относятся формы общественного сознания (религия, мораль, философия, искусство, право, наука). Это не индивидуальное сознание, но именно общественное.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и основные проблемы социальной философии. Социальный порядок как результат деятельности человека | Основные проблемы философии истории. Формационный и цивилизационный подходы. Проблема прогресса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.