Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы философии истории. Формационный и цивилизационный подходы. Проблема прогресса

Философия истории – раздел философии, связанный с интерпретацией и осмыслением исторического процесса.

Темы философии истории:

· Субъект и движущие силы исторического процесса.

· Смысл и цели истории

· Начало и конец истории

· Периодизация исторического процесса.

· Вопрос об универсальности исторического процесса.

История – реальный процесс развития общества. История – наука, изучающая процесс развития общества. Нарратив – рассказ, повествование. История, как наука представляет собой нарратив реальных событий. Трактовка этого процесса может быть неоднозначна. Первичными субъектами истории являются отдельные сообщества (социоисторические организмы). По масштабам они разделяются на 3 типа:

1. Предобщество, их функционирование в общей степени обусловлено биологическими связями между входящими в них индивидами. Пример: род, племя

2. Общество, большая доля надбиологических факторов. Пример: нация, как гражданская общность, имеющая яркий политический характер.

3. Сверхобщество - традиционные корпорации (мировая элита). Пример:советский союз и западный мир.

Видно, что: 1.-есть общество как целое и его развитие, 2. – есть процессы развития отдельных социоисторических организмов.

Это обстоятельство преломляет одну из базовых общефилософских проблем соотношения частей и целого, единого и многого в вопрос о единстве и многообразии исторического процесса.

Выделяют 2 видения истории развития событий (общества)

-унитарстическое

- плюралистическое

Согласно унитаристическому видению вся история общества это единый направленный процесс. Сама идея истории как такого единого направленного процесса рождается только в рамках иудео-христианской культуры. На уровне предобществ господствует представление о цикличности времени и истории. В частности для всех языческих культур главным праздником был и остается «Новый год». Религиозные традиции в иудео – христианской культуре имеет выделенную точку. Оно разрывает представление о цикличности развитий и представляет истории как последовательность этапов взросления человечества. Центральное событие – пришествие Христа. Каждое событие – уникально. В этой культуре также приемлемо представление человека как творца.

Шотландец Фербсон разделил историю на 3 этапа: дикость, варварство, цивилизация.

Француз Тюрго и шотландец Смиг разделили на следующие стадии:

-охотниче – собирательские общины

-пастушеские

- земледельческие

-торговопромышленные

Деление истории на античность, средние века и новое время – одно из самых главных и знаменитых делений.

Француз Сен – Симсон связал каждую из этих эпох с определением типов общества. Античность – общество, основанное на рабстве. Средние века – феодальное общество, с крепостничеством. Новое время – индустриальное общество с наемным трудом.

В 19 веке понимание Сен – Симсона было развито Марксом и Энгельсом, которые создали теорию общественно - экономические формации:

1. Первобытнообщинная

2. Азиатская

3. Античная рабовладельческая

4. Феодальная

5. Капиталистическая (которая из – за собственных противоречий разрушится и породит коммунизм)

6. Коммунистическая

Догматическая версия смены общественной экономической формации – в явном противоречии с историческими фактами.

С конца 19 века унитарностадиальные концепции были оттеснены на 2-ой план плюральциклическими.

3 фундаментальных исследования этого процесса

1. Данилевский Н. Я. «Россия и Европа»

2. Шпенглер О. «Закат Европы»

3. Тойнби А. «Постижение истории»

Шпенглер выделил в истории 8 завершенных культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Культура майа, Магическая (арабско – византийская), Апполоновская (греко – римская), Фаустовская (западно – европейская)

Каждая из этих культур – отдельный обособленный организм, никак не связанный с другими (нет единой истории, есть совокупность организмов)

З цикла: рождение – закат – гибель, 1 цикл 1000 лет

Во 2-й половине 20 века происходит возрождение унитарностадиарной концепции, в частности теория Д. Белла и Тоффлера: концепция постиндустриального общества, делящаяся на 3 этапа:

- аграрная

-индустриальная

-постиндустриальная

Одним из важнейших понятий, раскрывающих динамику социального бытия – это развитие (evolutio, development, Entwicklung). Часто это понятие смешивают с двумя другими: для одних развитие – это изменение, для других - прогресс.

Изменение – появление новых, извне приходящих свойств или исчезновение старых вовне, изменение взаимоотношения составляющих данный предмет частей (Карсавин). Это предполагает понятие «мены», т.е. процесса перераспределения элементов внутри системы или между элементами системы и элементами ее среды (перестановка мебели, покраска предмета, резка предмета и т.д.)

Развитие же предполагает непрерывность становления предмета внутри себя (развитие организма, душевной жизни), разворачивание, раскрытие чего-то уже потенциально данного.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века. Оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции.

Не всякое изменение приводит к развитию и тем более к прогрессу. Прогрессивное развитие связано с коренными, качественными изменениями, с переходом от низшего к высшему качественному уровню.

Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Конечно, они подразумеваются, но для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. Вообще надо сказать; что революции - исключение, тогда как эволюционный путь прогресса является естественной формой восходящего развития общества.

прогресс и регресс сосуществуют. Кроме того, следует иметь в виду и то, что социальный прогресс имеет не однолинейный, а плюралистический характер, прогрессивное развитие общества протекает не однообразно, а разнообразно. В разных странах и регионах в зависимости от конкретных социально-экономических условий по-разному осуществляется прогресс. Одни народы оказываются на вершине социальной пирамиды, а другие - у ее подножия.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей ("программой"), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является выяснение его критерия. В советское время такими критериями называли развитие производительных сил, производственных отношений. Таким образом, способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий носит экономический характер.

В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе. Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

Таким образом, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.

Не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства - это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека. Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

реалии последней трети XX века поставили под глубочайшее сомнение традиционную прогрессистскую концепцию. Речь идет не об отрицании необходимости и возможности общественного прогресса, а о замене теоретической и практической установки на безудержный рост установкой на взвешенный, учитывающий рассмотренные внутренние и внешние пределы оптимальный вариант согласованного в общепланетарном масштабе развития. Пагубна вера в беспредельные возможности общественного, и прежде всего экономического прогресса, вытекающие из безграничных-де резервов, содержащихся в природной среде.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как соц. система. Основные сферы общественного бытия | Глобализация и основные глобальные проблемы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.