Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валовой национальный доход,

 

Другой важный показатель СНС — национальный доход, кото­рый может быть исчислен на валовой (ВНД) или чистой (ЧНД) основе (т.е. до или после вычета потребления основного капитала).

Национальный доход — это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны (оплата труда, прибыль, смешанный доход, доходы от собственности, налоги на производство и импорт ).

Национальный доход отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы (или переданных за границу). Таким образом, национальный до­ход отличается от внутреннего продукта с точки зрения содержа­ния и с количественной точки зрения. С точки зрения содержа­ния различие между этими показателями состоит в том, что внут­ренний продукт (валовой или чистый) поток товаров и услуг (конечных), а национальный доход характеризует поток доходов (первичных); с количественной точки зрения национальный до­ход, как уже говорилось, отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы (или переданных за границу). Следовательно, чтобы на основе ВВП данной страны рассчитать ВНД, необходимо из ВВП исклю­чить первичные доходы, переданные за границу (оплата труда, доходы от собственности), и добавить аналогичные первичные Доходы, полученные резидентами данной страны из-за границы.

Следующий важный показатель СНС — национальный распола­гаемый доход (валовой — ВНРД или чистый — ЧНРД), который отличается от национального дохода на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), полу­ченных из-за границы (или переданных за границу). К таким трансфертам относятся гуманитарная помощь, налоги на доходы, штрафы, подарки родственников, постоянно проживающих за гра­ницей, и т.п.

Национальный располагаемый доход (валовой или чистый) разделяется на национальное конечное потребление и националь­ное сбережение.

Национальное конечное потребление — это расходы на конеч­ное потребление:

а) домашних хозяйств;

б) органов государственного управления;

в) некоммерческих организаций, обслуживающих домашние
хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают в себя покупки домашними хозяйствами потребительских товаров и услуг (кроме покупки домов и квартир), стоимость потребитель­ских товаров, поступившим домашним хозяйствам в натуральной форме (например, оплата труда в натуральной форме, поступле­ние продукции из собственного хозяйства фермеров и т.д.), а так­же стоимость жилищных услуг, оказываемых владельцами домов и квартир для собственного потребления.

Расходы на конечное потребление органов государственного уп­равления представляют собой стоимость нерыночных услуг, про­изведенных органами государственного управления, плюс покуп­ки товаров для передачи домашним хозяйствам; с другой сторо­ны, в эту категорию не включаются частичные платежи домашних хозяйств за услуги органов государственного управления, которые в основном имеют нерыночный характер. Приведем взаимосвязь между выпуском и расходами на конечное потребление органов государственного управления:

A. Стоимость выпуска нерыночных услуг органов государственного управления

Б. Частичные платежи домашних хозяйств за предоставляемые услуги

B. Покупки товаров органами государственного управления
для передачи их домашним хозяйствам

Г. Возмещение расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования

Д. Расходы органов государственного управления на конечное

потребление (Д = А-Б + В + Г)

Расходы на конечное потребление органов государственного уп­равления подразделяются на две основные группы:

• расходы на коллективное потребление (управление, оборо­ну, науку);

• расходы на индивидуальное потребление (здравоохранение,
образование, культуру, искусство).

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны стоимости нерыноч­ных услуг, произведенных этими организациями. В СНС услов­но считается, что все расходы на конечное потребление частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяй­ства, являются расходами на индивидуальное потребление.

Следует отметить, что в СНС проводится различие между дву­мя концепциями конечного потребления: первая концепция — это рассмотренная нами концепция расходов, вторая концепция но­сит название фактического конечного потребления. Первая кон­цепция имеет дело с институциональными единицами, которые производят расходы на конечное потребление, а вторая концеп­ция (фактическое потребление) — с институциональными едини­цами, которые извлекают выгоду из расходов на конечное потреб­ление.

Например, некоторые расходы на образование осуществляют орга­ны государственного управления, а выгоду от них получают домашние хозяйства. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств равно сумме расходов на конечное потребление плюс расходы на индивиду­альное конечное потребление органов государственного управления плюс расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Фактическое конечное потребле­ние органов государственного управления равно их расходам на кол­лективное потребление. Таким образом, общая сумма расходов на ко­нечное потребление для экономики в целом равна общей сумме фак­тического потребления.

Две концепции конечного потребления соответствуют разным направлениям и целям экономического анализа.

Национальное сбережение — это та часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление и может быть обращена на цели финансирования накопления. Не следует смешивать сбережение, определение которого дано в СНС, с при­ростом денежной наличности и депозитами в банках. В соответ­ствии с СНС сбережение может включать прирост денежной наличности и других финансовых активов, а также может быть на­правлено на финансирование прироста материальных активов; в банках же прирост денежной наличности и депозитов может быть обеспечен не только за счет сбережения, но и за счет при­нятия финансового обязательства (например, за счет займов, кре­дитов и т.п.) и, кроме того, может быть результатом простой сме­ны формы активов, а не сбережения ресурсов.

Сбережение — один из важных источников финансирования инвестиций. Другой источник — капитальные трансферты, т.е. единовременные поступления перераспределительного характера.

Например, финансирование капитальных вложений из государствен­ного бюджета или передача собственности в порядке приватизации.

Сбережение и капитальные трансферты в совокупности обра­зуют источники финансирования национальных инвестиций, ко­торые состоят из следующих элементов:

1) валовое накопление основного капитала;

2) изменение запасов материальных оборотных средств;

3) чистое приобретение ценностей, т.е. предметов, обладающих способностью сохранять стоимость в течение относительно дли­тельного периода времени (ювелирные изделия, дорогие картины, антиквариат и пр.);

4) чистое приобретение непроизведенных материальных акти­вов (земли, месторождений полезных ископаемых и др.);

5) чистое приобретение непроизведенных нематериальных ак­тивов (патенты, авторские права и т.д.).

Первые три элемента инвестиций образуют валовое накопление как элемент конечного использования ВВП.

Следующий важный показатель СНС чистое кредитование/чи­стое заимствование. Для экономики в целом этот показатель ра­вен разнице между общей величиной источников финансирова­ния (сбережение плюс капитальные трансферты) и суммой пере­численных выше элементов инвестиций.

Чистое кредитование (для экономики в целом) — это показа­тель ресурсов, которые предоставлены другим странам; чистое кредитование может также быть представлено как превышение финансовых активов, приобретенных резидентами данной стра­ны, над суммой финансовых обязательств, принятых резидента­ми данной страны.

Чистое заимствование (для экономики в целом) — это катего­рия, симметричная чистому кредитованию; она показывает размер ресурсов, полученных на возмездной основе резидентами дан­ной страны из-за границы.

Ряд важных показателей СНС характеризует внешнеэкономи­ческие связи; такими показателями являются экспорт, импорт, сальдо экспорта и импорта, сальдо по текущему счету операций с остальным миром.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможные направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики | Государственного управления в снс-93 (с74)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.