Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение критического объема выпуска продукции




Система показателей рентабельности

Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

Виды финансовых результатов. Сущность прибыли

Доходы и расходы организации

Роль предпринимательского капитала в деятельности фирмы

Ресурсы предпринимательства и эффективность их использования

1. Ресурсы источники получения необходимых материальных и духовных благ.

Ресурсы подразделяются на:

ü Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты, детали и т.п. Достаточно часто к материальным ресурсам относят все ресурсы в материально-вещественной форме;

ü Средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и т.п.;

ü Трудовые ресурсы – это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения;

Предметы труда, средства труда и работников с их способностью к труду относят к производственным ресурсам предприятия.

ü Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.;

ü Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.

Финансовые ресурсы предприятия могут быть классифицированы по направлениям вложения и по источникам формирования. Такая классификация лежит в основе построения бухгалтерского баланса предприятия (рис. 1).

Итак, источники формирования финансовых ресурсов в денежном эквиваленте всегда равныимуществу предприятия. Все имущество предприятия делят на внеоборотные активы (активы, сроком службы более года) и оборотные активы (активы, которые оборачиваются достаточно быстро).

Н аправления использования финансовых ресурсов = И сточники формирования финансовых ресурсов
И мущество предприятия (актив бухгалтерского баланса) = И сточники формирования имущества (пассивбухгалтерского баланса)
Внеоборотные активы = Капитал и резервы
Оборотные активы = Долгосрочные обязательства
    Краткосрочные обязательства


Рис. 1. Структура бухгалтерского баланса
Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на внутренние и внешние.

Важнейшими внутренними источниками финансовых ресурсов являются прибыль и амортизационные отчисления

Внешние (привлеченные) финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовых рынках и получены в результате перераспределения. Они могут формироваться за счет:

ü дополнительных вкладов собственников, эмиссии и реализации акций;

ü в результате продажи собственных долговых ценных бумаг (облигаций, векселей);

ü привлечения кредитов и займов;

ü получения отсрочек платежа за приобретаемые материалы и товары;

ü получения страхового возмещения;

ü безвозмездных перечислений от государства, вышестоящих организаций и т.д.

Из всей совокупности ресурсов традиционно выделяют производственные ресурсы, то есть те, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.

Особое внимание необходимо уделять оценке эффективности использования ресурсов предприятия. Традиционно в отечественной практике эффективность оценивается путем соотношения затрат и результатов (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые показатели оценки эффективности использования ресурсов

Группы ресурсов Показатели, рост которых отражает повышение эффективности Схема расчета: Показатели, рост которых отражает снижение эффективностииспользования ресурсов
   
Основные фонды Фондоотдача Рентабельность основных фондов Фондоемкость
Оборотные средства Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Рентабельность оборотных средств Длительность оборота Коэффициент загрузки
Материальные ресурсы Материалоотдача - Материалоемкость
Трудовые ресурсы Выработка - Трудоемкость
Совокупные ресурсы Коэффициент оборачиваемости активов Рентабельность активов (капитала) -

 

Экономист должен искать наиболее эффективные пути использования ресурсов предприятия

 

 

2. Капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот с целью получения дохода от этого оборота.
Предпринимательский капитал - капитал, вложенный в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой (рис. 2).
Капитал

по скорости оборота по характеру обязательств
Основной Собственный
Оборотный
  Заемный


Рис. 2. Классификация предпринимательского капитала
Длительность оборота основного капитала, как правило, более года, а оборотного капитала – менее года и (или) одного операционного цикла.

Основной капитал - элементы производства, многократно используемые в производственном цикле, но не входящие вещественно в создаваемый продукт. Они остаются в неизменной натуральной форме, а свою стоимость по частям переносят на произведенные товары, и эта стоимость возвращается по частям, по мере изнашивания (здания, оборудование, машины, транспортные средства, сооружения и т. д.).

Оборотный капитал - элементы производства, полностью используемые в одном производственном цикле, кото­рые изменяют свою натуральную форму, а свою стоимость цели­ком переносят на произведенные товары, т. е. эта стоимость возвращается после каждого цикла (материалы, сырье, топливо, запасные части, заработная плата).

Собственный капиталэто капитал, находящийся в собственности предприятия. К собственному капиталу относят:

ü уставный капитал;

ü добавочный капитал;

ü резервный капитал;

ü нераспределенную прибыль;

ü прочие резервы, доходы будущих периодов.

Данный капитал рассматривается как обязательства перед собственниками

На момент создания предприятия образовывается уставный капитал - сумма вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Порядок формирования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Его величина фиксируется в учредительных документах. В процессе деятельности собственник может принимать решение об изменении размера уставного капитала.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Для ОАО уставный капитала должен быть не менее 1000 минимальных оплат труд (МРОТ), а для ЗАО – не менее 100 МРОТ. При этом доля привилегированных акций в объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать 25%.

Уставный капитал может увеличиваться путем дополнительный вкладов учредителей. Увеличение уставного капитала акционерного общества осуществляется путем дополнительной эмиссии акций. Данный источник является внешним, но формирует собственный капитал предприятия.

Добавочный капитал возникает в результате:

ü прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

ü получения эмиссионного дохода (сумм превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью);

ü присоединения к добавочному капиталу суммы использованных целевых инвестиционных средств.

Средства добавочного капитала наиболее часто расходуются на: погашение сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки; увеличение нераспределенной прибыли при списании объектов основных средств, подвергавшихся дооценке; увеличение уставного капитала предприятия.

Резервный капитал предприятия подразделяется на два типа резервных фондов:

ü обязательные резервные фонды (для акционерных обществ);

ü резервные фонды, создаваемые по желанию собственников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в акционерном обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % от его уставного капитала. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Обязательный резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества, выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей.

Для остальных организационно-правовых форм предприятий отчисления в резервный капитал носят добровольный характер и производятся в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия.

Нераспределенная прибыльэто часть чистой прибыли, которая не была распределена на выплату учредительного дохода и создание резервных фондов.

Заемный капиталхарактеризуется размером долгосрочных и краткосрочных обязательств фирмы. Заемный капитал формируется за счет:

ü долгосрочных кредитов и займов (сроком более одного года);

ü краткосрочных кредитов и займов (сроком менее одного года);

ü кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность – это сумма текущих финансовых обязательств предприятия перед поставщиками, работниками предприятия, государством и другими кредиторами.

Кредит – это ссуда, выдаваемая на условиях срочности, платности и возвратности. Принцип платности означает, что за предоставление стоимости во временное пользование кредитор взимает с заемщика определенную плату (ссудный процент).

Факторы, влияющие на величину ссудного процента :

ü Срок кредитования;

ü Сумма кредита;

ü Метод начисления процентов;

ü Процентная ставка.

Процентная ставка – величина, характеризующая интенсивность начисления процентов.

Первичным источником погашения кредита является выручка от реализации продукции работ услуг. К числу вторичных источников относятся неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия и другие способы, предусмотренные договором или законом.

Следует учитывать, что кредиты предоставляют предприятию банки, а займы – юридические и физические лица.

Перспективным направлением увеличения заемного капитала является выпуск облигаций.

 

3. Доходы являются основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Они организации определяются как средства в денежной и неденежной форме, получаемые за осуществление производственной, реализационной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Таблица 2. Классификация доходов

Классификационный признак Виды доходов
По периодичности поступления Текущий доход. Капитализированный доход
Для целей бухгалтерского учета Доходы по обычным видам деятельности. Прочие доходы
Для целей налогового учета Доходы, связанные с производством и реализацией. Внереализационные. Доходы, не учитываемые при опре-делении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Текущий доход – это периодические поступления средств (например, выручка от реализации продукции).

Капитализированный доход – доход, поступающий единовременно (например, при продаже ценной бумаги или ее погашении).

К доходам по обычным видам деятельности относятся выручка от продажи продукции, работ, услуг, другие доходы по основной деятельности предприятия.

К прочим доходам относятся (доходы от участия в уставных капиталах других предприятий, полученные проценты, поступления арендных платежей, активы, полученные безвозмездно, положительные курсовые разницы, полученные штрафы и т.п., чрезвычайные доходы (например страховое возмещение).

Доход в результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.

Выручка может определяться следующими методами:

ü метод начислений;

ü кассовый метод.

При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в момент отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав. В этом случае продукция считается реализованной, если предприятие-изготовитель получило за нее деньги.

Выручка от реализации продукции методом прямого счета определяется по формуле:

В = Ц × Vр, (1)

где В – выручка от реализации продукции, р.

Ц – цена единицы продукции (работы, услуги) без НДС и акцизов, р.;

Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.

Расчетный метод определения выручки:

В = ТП + ГПнп - ГПкп, (2)

где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах (а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах, тыс. р.

Для выявления финансового результата деятельности предприятия необходимо сопоставить доходы предприятия с расходами.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества).

Классификация расходов:

ü расходы по обычным видам деятельности;

ü прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности включают себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Себестоимость реализованной продукции отражает учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

Организации торговли отражают по данной статье покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде.

Коммерческие расходы -расходы на рекламу, транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, расходы по содержанию помещений для хранения продукции и другие связанные со сбытом расходы.

Управленческие расходы -общехозяйственные расходы (расходы на оплату труда управленческого персонала, оплату информационных, консультационных услуг, затраты на эксплуатацию зданий и оборудования заводоуправления и т. д.).

Прочие расходы -суммы уплаченных процентов по кредитам, уплаченные штрафы за нарушение хозяйственных договоров, суммы списанной дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек и т.п.

Классификация расходов необходима для осуществления их контроля, анализа и принятия управленческих решений.

 

4. Финансовые результаты предприятия отражают соотношение между доходами и расходами организации.

Прибыль – это положительный финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами.

Убыток – это отрицательный финансовый результат, отражающий превышение расходов над доходами.

Категорию «доход» следует отличать от категории «прибыль».

Таблица 3. Формирование дохода

  Д о х о д
Материальные затраты Оплата труда П р и б ы л ь
С е б е с т о и м о с т ь Чистая прибыль Налог на прибыль
В ы р у ч к а от р е а л и з а ц и и п р о д у к ц и и

 

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд в функций:

ü оценочную (прибыль характеризует экономический результат деятельности);

ü стимулирующую (прибыль -цель деятельности коммерческих предприятий).

В экономической теории под прибылью понимают денежное выражение прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства.

Прибыль является основным внутренним источником развития и источником формирования доходов бюджетов различных уровней.

Система показателей бухгалтерской прибыли на предприятии:

ü Валовая прибыль;

ü Прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

ü Прибыль от продаж;

ü Прибыль до налогообложения;

ü Чистая прибыль.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от обычных видов деятельности и себестоимостью реализованной продукции:

П вал = В –Срп, (3)

где П вал – валовая прибыль, тыс. р.;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

Себестоимость реализованной продукции, учитываемая при определении валовой прибыли, включает в себя расходы, непосредственно связанные с производством реализованной продукции (работ, услуг). Таким образом, в размере данной себестоимости не учитываются коммерческие расходы и управленческие (общехозяйственные) расходы.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции. Рассчитывается:

Прп = В – Срп пол, (.4)

где Прп – прибыль от реализации продукции, тыс. р;

В – выручка от реализации продукции, тыс. р.;

Срп пол – полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

Формулу можно представить и в следующем виде:

Прп = Ц × Vр - Срп = Vр × (Ц - Сед), (5)

где Сед – полная себестоимость единицы продукции, р.;

Ц - цена единицы продукции, р.;

Vр - объем реализованной продукции, шт.

Таким образом, факторами, влияющими на Прп, являются:

1. Объем реализации.

2. Себестоимости единицы продукции.

3. Цена на продукции.

4. Ассортиментные сдвиги в производстве и реализации продукции

Прибыль от продаж - показатель, отражающий финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг). Прибыль от продаж можно рассчитать по следующим формулам

Ппродаж = В – Срп – КР - УР, (6)

Ппродаж = Пвал – КР – УР, (7)

где Ппродаж – прибыль от продаж, тыс. р;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

П вал– валовая прибыль, тыс. р.;

КР – коммерческие расходы, тыс. р.;

УР – управленческие расходы, тыс. р.

Прибыль до налогообложения показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности организации за отчетный период. Прибыль до налогообложения определяется по формуле:

Пдон = Ппродаж + ПД – ПР, (8)

где Пдон – прибыль до налогообложения, р.;

ПД – прочие доходы, р.;

ПР – прочие расходы, р.

Чистая прибыль – это прибыль, которая находится в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Она является источником формирования собственного капитала организации.

Чистая прибыль (Пчис) может быть рассчитана:

Пчис = Пдон + ОНА - ОНО – ТНП, (9)

где ТНП – текущий налог на прибыль;

ОНА - отложенный налоговый актив;

ОНО - отложенное налоговое обязательство.

5. Формирование финансовых результатов происходит в результате получения доходов от различных видов деятельности и возмещения расходов. При этом для получения прибыли доходы отчетного периода должны превышать расходы.

 

Рис. 2. Формирование и распределение финансовых результатов предприятия

Финансовый результат в виде чистой прибыли, подвергается распределению предприятием самостоятельно (рис. 2).

За счет прибыли формируются резервы. необходимые для снижения рисков.

Часть чистой прибыли направляется на выплату учредительного дохода собственникам ( в виде дивидендов).

Оставшаяся прибыль накапливается как нераспределенная и представляет собой составную часть собственного капитала предприятия. Она направляется на накопление (расходы на техническое перевооружение, реконструкцию и строительство новых объектов, модернизацию оборудования, приобретение нематериальных активов, пополнение оборотных средств и т.д.). При этом формируется фонд накопления. И на потребление - средства фонда потребления предназначены для материального поощрения работников, обеспечения социальной защиты персонала (дотация на питание, приобретение проездных, путевок, детские учреждения, расходы по благоустройству).

 

6. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов. Они измеряют эффективность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, выручке, издержкам.

Эти показатели можно сгруппировать по 3-м направлениям:

ü рентабельность продукции;

ü рентабельность продаж;

ü рентабельность капитала;

ü рентабельность производства

Показатели рентабельности продукции (Рп) измеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции. Существуют следующие подходы к расчету:

, (10)

где Пед- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.,

Сед – себестоимость единицы продукции, р.

, (11)

где Прп – прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), р.;

Срп – полная себестоимость реализованной продукции, р.

Показатели рентабельности продаж имеют особую значимость для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы, выделяют:

рентабельность продаж (Рпрод)

(12)

чистая рентабельность продаж (ЧРпрод)

,(13)

где Ппродаж – прибыль от продаж, тыс. р.;

Пчис– чистая прибыль, тыс. р.;

В – выручка от продаж, тыс. р.

Показатели рентабельности капитала показывают, сколько рублей прибыли приносит использование одного рубля капитала. Эти показатели характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций. К ним относятся:

рентабельность капитала (Рк)

, (14)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.