КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема природного и социального в развитии личности
Средовое влияние и развитие личности. Границы генотипа и среды. Общая характеристика биологических и средовых факторов. Проблема природного и социального в развитии личности. ПЛАН
На протяжении многих тысяч лет проблема соотношения природного (биологического) и социального в человеке была предметом активного обсуждения и ученых-гуманитариев, и представителей естественных наук. Какую бы проблематику ни разрабатывал тот или иной психолог, он вынужден был определиться с ответом на вопрос о соотношении роли биологического и социального в развитии индивида. Поэтому многие ученые справедливо считали и продолжают признавать эту проблему «центральной проблемой психологии» (А.Анастази и др.). В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что психолого-педагогические концепции, где преувеличивалось значение одного из факторов и полностью исключалась действенность другого, безвозвратно ушли в прошлое. Те, кого можно было бы с полным правом назвать «биологизаторами» или «социологизаторами», навсегда скрылись с научного горизонта. Авторы всех современных психолого-педагогических концепций безусловно признают зависимость развития психики человека от генотипических и средовых факторов. Однако разброс мнений разных специалистов был и остается весьма широким: от предельной минимизации воздействия одного из факторов (генотипа или среды) до почти полной его абсолютизации. Нельзя не отметить одну явно выраженную в современной науке и массовой культуре особенность отношения к проблеме биологического и социального в человеке — большая часть ученых и обывателей тяготеют к тому, чтобы оценивать факторы среды как доминирующие. Сама по себе идея о возможности генотипа определять кроме физических признаков (рост, цвет волос, глаз и телосложения) особенности мышления и поведения индивида вызывает сознательный и подсознательный протест у большинства людей. Причин этому несколько, выделим главные среди них. Одной из первых причин можно назвать теоретические представления, господствовавшие в психологии (и гуманитарных науках) на протяжении XX в. Отечественная психология восходит к культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, которая признает действие генотипических факторов, но приоритет отдает факторам средовым («обучение ведет за собой развитие»). В американской психологии на протяжении второй половины прошедшего столетия доминировал бихевиоризм. Его сторонники настаивали на том, что поведение человека полностью контролируется факторами окружающей среды. Бихевиористы утверждали, что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не только невозможно изучить научными методами, но более того, такое изучение и не требуется для объяснения механизмов человеческого поведения. Второй причиной является то, что действие генетических факторов не так очевидно и столь наглядно, как влияние средовых. Индивид, как правило, ясно осознает участие того или иного человека, тех или иных обстоятельств в принятии им жизненно важных решений. Он может быть уверен, что стал актером, математиком или спортсменом под влиянием родителей, педагогов или каких-либо жизненных обстоятельств, но ему трудно представить то, как этому могла способствовать его генетическая конституция. Для человека гены — абстракция, он не только не способен ощутить и запомнить, как они воздействовали на выбор его жизненной стратегии, он даже не знает, в какой части тела они могут быть расположены. В качестве третьей важной причины можно указать то, что большинству людей просто неприятно думать о том, что не они являются «хозяевами собственной судьбы». Утверждение о генотипической обусловленности развития личности как раз и подчеркивает факт детерминации этого процесса биологическими факторами. Поэтому многие склонны либо сознательно, либо подсознательно игнорировать или отрицать действенность генотипа. Важная особенность проблемы соотношения биологического и социального в развитии индивида состоит в том, что она относится к числу вечных. Достижения в области естественных и гуманитарных наук поставляют новые факты, заставляющие ученых постоянно корректировать собственные точки зрения. Для современной психологии уже стало аксиомой то, что влияние оказывают оба фактора, и споры о том, какой из них доминирует, признаются непродуктивными. Еще в середине XX в. известный американский психолог Анна Анастази говорила, что значительно важнее понять не то, какой фактор доминирует, а то, как уникальный набор генов человека взаимодействует с уникальной средой. Ведь именно результатом этого взаимодействия и является тот или иной человек — уникальная, неповторимая личность.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |