Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генотип и интеллектуально-творческий потенциал личности




Средовые факторы

Термин «среда», как и «генотип», в обиход специалистов вошли сравнительно недавно. Первоначально наряду с термином «наследственность» использовался термин «воспитание».

Воспитание в этом случае трактовалось очень широко, под ним обычно понимали целенаправленное воздействие, осуществляемое людьми, специально выделенными для этого обществом.

В советской психолого-педагогической науке было принято рассматривать воспитание и среду как два автономных фактора. Причем в соответствии с идеологическими постулатами того времени воспитанию присваивали роль ведущего фактора. Однако легко заметить, что воспитание — элемент среды и вполне законно может восприниматься как ее неотъемлемая часть.

В ряде психологических учений, прежде всего гуманистически ориентированных, кроме среды и генотипа принято выделять в качестве третьего фактора активность личности. Вряд ли стоит от­рицать влияние активности личности на процесс собственного развития.

Современная психология признает, что процесс развития личности необходимо изучать с учетом естественного окружения.

Экспериментальные исследования в этом направлении ведутся с начала XX в. в рамках психогенетики — науки, родившейся на стыке генетики и психологии. Для ее исследований характерны методы изучения родственников (детей и родителей, братьев и сестер), предложенные еще в XIX в. Ф.Гальтоном.

Примечательно, что по результатам ранних психогенетических исследований (20 — 30-е гг. XX в.) генотипические факторы оценивались как доминирующие по степени их влияния на уровень интеллектуального развития индивида. Участие генотипа и среды в развитии интеллекта выражалось соотношением 8: 2, т.е. согласно данным большинства экспериментальных исследований начала XX в., уровень развития интеллекта (определенный по системе IQ) на 80 % зависел от генотипа и только на 20% — от средового влияния.

Позднее, в 80-х гг. XX в., представления об этом участии несколько изменились: оно выразилось в соотношении 7: 3. Генотипические факторы по-прежнему рассматриваются как доминирующие. Тем не менее, представления о роли среды изменились в сторону увеличения. Это в значительной мере было связано с более глубокой проработкой самих понятий «генотип» и «среда».

Данное обстоятельство позволило существенно углубить экспериментальные исследования и сделать ряд очень важных выводов. Например, о том, что на развитие умственных способностей ребенка из всех средовых факторов наибольшее влияние оказывает внутрисемейная среда: домашняя обстановка в целом, включая и предметно-пространственное окружение, и характер отношений с родителями, братьями и сестрами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.