Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные способности и генотип

Иные результаты были получены при исследовании зависимости от генотипа специальных способностей. Большая часть исследователей также на основе аналогичных экспериментальных данных пришли к выводу, что специальные способности менее зависимы от генотипа и в большей степени определяются влияниями среды. Доля генотипической обусловленности по показателям специальных способностей в большинстве исследований последнего времени колеблется в интервале 40 — 50 %. Подчеркнем, что это явно расходится с обыденными представлениями, оказывающими большое влияние на образовательную практику. Так, принято считать, что музыкальные, пластические (способности к изобразительному искусству), математические и другие специальные способности в первую очередь предопределены природой. При этом экспериментальные исследования показывают, что уровень их развития почти на 50 — 60% зависит от влияний среды.

Разные составляющие интеллекта, креативности и, конечно же, специальные способности наследуются по-разному. Такие предположения подтверждены специальными исследованиями.

Программа «Хэд Старт»

Движение за предоставление всем детям равных возможностей в получении образования активизировалось в США в середине 60-х гг. XX в.

И 1965 г. по инициативе президента Л.Джонсона был принят закон о начальной и средней школе, давший старт многочисленным развивающим программам. Наиболее масштабной из них стала программа «Хэд Старт». Одним из главных ее идеологов был Ури Бронфенбреннер. Предложен­ная им программа позиционировалась как одно из средств, «компенсирующих» проблемы детей, растущих в малообеспеченных семьях, — жизнь в нищете, скудное питание, тяжелые жилищные условия и как итог — слабое здоровье и школьная неуспешность.

Размах, с которым внедрялась программа «Хэд Старт», был грандиозен, он оказался неожиданным даже для ее авторов. В 2500 округах было создано 13400 центров, которыми было охвачено свыше полумиллиона детей. Специальный курс развивающего обучения, разработанный Ури Бронфенбреннером и его коллегами, длился 8 недель. Задания были ориентированы на развитие интеллекта и ликвидацию пробелов в знаниях. Кроме того, параллельно действовал ряд других широкомасштабных круглогодичных программ, направленных на дополнительное обучение детей из малообеспеченных семей с целью подготовки их к успешному обучению в школе. Уже в конце 1965 г., после первой апробации программы, были достигнуты заметные положительные результаты, что проявилось, в частности, в результатах тестирования детей по системе IQ.

Однако в 1969 г. известный специалист в области педагогической психологии Калифорнийского университета Артур Дженсен подверг саму идею программы жесткой критике. Ссылаясь на свой большой эмпирический материал, он сделал заключение о том, что все педагоги­ческие усилия, направленные на повышение интеллекта, малоэффективны и обречены на неудачу, поскольку уровень интеллекта предопределен генетически. А.Дженсену удалось доказать, что отмеченное у детей из малообеспеченных семей повышение уровня IQ было явлением временным.

У. Бронфенбреннер парировал утверждения оппонента тем, что тесты выявляют не сам интеллект, а лишь знания и умения, соответствующие структуре этих тестов, о чем свидетельствуют приведенные самим А. Дженсеном данные. Потому-то и занятия, построенные по системе «Хэд Старт», способствовали росту коэффициента интеллекта. Затем, когда дети вернулись в привычную для них социальную среду, новых стимулов для развития IQ они не получали.

Может быть, все обстояло еще проще. Например, спортсмен, музыкант или художник находятся в хорошей форме, как правило, ровно до тех мор, пока спортсмен неустанно тренируется, музыкант и художник активно работают. Стоит прекратить регулярные занятия даже на короткое время, как результаты стремительно падают. Восстановить утраченные в итоге остановки навыки оказывается трудно, однако это значительно легче, чем с нуля начать формировать новые.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генотип и интеллектуально-творческий потенциал личности | Границы генотипа и среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.