КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные способности и генотип
Иные результаты были получены при исследовании зависимости от генотипа специальных способностей. Большая часть исследователей также на основе аналогичных экспериментальных данных пришли к выводу, что специальные способности менее зависимы от генотипа и в большей степени определяются влияниями среды. Доля генотипической обусловленности по показателям специальных способностей в большинстве исследований последнего времени колеблется в интервале 40 — 50 %. Подчеркнем, что это явно расходится с обыденными представлениями, оказывающими большое влияние на образовательную практику. Так, принято считать, что музыкальные, пластические (способности к изобразительному искусству), математические и другие специальные способности в первую очередь предопределены природой. При этом экспериментальные исследования показывают, что уровень их развития почти на 50 — 60% зависит от влияний среды. Разные составляющие интеллекта, креативности и, конечно же, специальные способности наследуются по-разному. Такие предположения подтверждены специальными исследованиями. Программа «Хэд Старт» Движение за предоставление всем детям равных возможностей в получении образования активизировалось в США в середине 60-х гг. XX в. И 1965 г. по инициативе президента Л.Джонсона был принят закон о начальной и средней школе, давший старт многочисленным развивающим программам. Наиболее масштабной из них стала программа «Хэд Старт». Одним из главных ее идеологов был Ури Бронфенбреннер. Предложенная им программа позиционировалась как одно из средств, «компенсирующих» проблемы детей, растущих в малообеспеченных семьях, — жизнь в нищете, скудное питание, тяжелые жилищные условия и как итог — слабое здоровье и школьная неуспешность.
Размах, с которым внедрялась программа «Хэд Старт», был грандиозен, он оказался неожиданным даже для ее авторов. В 2500 округах было создано 13400 центров, которыми было охвачено свыше полумиллиона детей. Специальный курс развивающего обучения, разработанный Ури Бронфенбреннером и его коллегами, длился 8 недель. Задания были ориентированы на развитие интеллекта и ликвидацию пробелов в знаниях. Кроме того, параллельно действовал ряд других широкомасштабных круглогодичных программ, направленных на дополнительное обучение детей из малообеспеченных семей с целью подготовки их к успешному обучению в школе. Уже в конце 1965 г., после первой апробации программы, были достигнуты заметные положительные результаты, что проявилось, в частности, в результатах тестирования детей по системе IQ. Однако в 1969 г. известный специалист в области педагогической психологии Калифорнийского университета Артур Дженсен подверг саму идею программы жесткой критике. Ссылаясь на свой большой эмпирический материал, он сделал заключение о том, что все педагогические усилия, направленные на повышение интеллекта, малоэффективны и обречены на неудачу, поскольку уровень интеллекта предопределен генетически. А.Дженсену удалось доказать, что отмеченное у детей из малообеспеченных семей повышение уровня IQ было явлением временным. У. Бронфенбреннер парировал утверждения оппонента тем, что тесты выявляют не сам интеллект, а лишь знания и умения, соответствующие структуре этих тестов, о чем свидетельствуют приведенные самим А. Дженсеном данные. Потому-то и занятия, построенные по системе «Хэд Старт», способствовали росту коэффициента интеллекта. Затем, когда дети вернулись в привычную для них социальную среду, новых стимулов для развития IQ они не получали. Может быть, все обстояло еще проще. Например, спортсмен, музыкант или художник находятся в хорошей форме, как правило, ровно до тех мор, пока спортсмен неустанно тренируется, музыкант и художник активно работают. Стоит прекратить регулярные занятия даже на короткое время, как результаты стремительно падают. Восстановить утраченные в итоге остановки навыки оказывается трудно, однако это значительно легче, чем с нуля начать формировать новые.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |