Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние возраста родителей на потомство




Специалисты в области генетики утверждают, что возраст матери не безразличен для состояния нервной системы новорожденного. Его увеличение повышает частоту врожденных отклонений от нормы, аномалий.

Если частоту врожденных нервных аномалий у детей, рожденных молодыми мамами (15—19 лет), принять за единицу, то при повышении возраста до 31 —35 лет частота этих аномалий увеличивается в 4,3 раза. Если же возраст мамы в момент рождения ребенка составляет 41 —45 лет, то и количество этих аномалий увеличивается более чем в 100 раз!

Например, одна из причин тяжелого наследственного заболевания, проявляющегося в отставании ребенка в умственном развитии и называемого «синдром Дауна», — возраст матери. У женщин-рожениц 15—19 лет частота появления новорожденных с «синдромом Дауна» крайне мала: на 1000 детей не более одного случая. У женщин старше 40 лет таких детей рождается 24,5%, т.е. практически каждый 4-й.

Но аномалии, вызванные возрастом матери, предполагают отклонения как в одну, так и в другую сторону. У женщин старшего возраста должны рождаться чаще не только умственно отсталые, но и одаренные дети. Это частично подтверждается биографическими данными выдающихся людей. Среди них немало детей, рожденных немолодыми матерями (Наполеон, Д.И.Менделеев и др.).

Примечательно, что многие исследователи, проводившие лонгитюдные исследования (Н.С.Лейтес, Л.Термен и др.), подчеркивали, что одаренных детей часто отличает от сверстников кроме выдающихся умственных способностей хорошее состояние здоровья вообще.

Несколько иные данные получены при изучении влияния возраста отца. Существовала гипотеза, громко именовавшаяся авторами «дуальной теорией саморазвития генотипа». Согласно этой теории, индивидуальный опыт, накапливаясь, фиксируется в генотипе и передается потомству через мужчин. В основе этой идеи сведения, полученные в результате изучения биографий великих людей. Более 90% гениев, как следует из их биографий, были рождены пожилыми отцами (около 40 лет и старше).

Однако психогенетические исследования не подтверждают эти предположения. Специалисты чаще высказываются в пользу того, что возраст отца, в отличие от возраста матери, скорее, следует считать нейтральным фактором по отношению к проявлению одаренности в потомстве. А выявленная в биографиях закономерность рождения выдающихся людей от пожилых отцов легко может быть объяснена действием культурных традиций. Во-первых, к числу гениев причислены пока только мыслители прошлого (причем в основном европейцы), а их отцы, так же как и отцы их менее удачливых ровесников, поздно вступали в браки, поэтому-то молодой отец вообще был редкостью. Во-вторых, одаренный ребенок, родившийся у умудренного опытом, достигшего успехов в собственной творческой, профессиональной деятельности отца, как правило, попадал в наиболее благоприятную для собственного развития среду.

Действие этих факторов тесно связано с обсуждением проблемы продолжения эволюции человека. Достиг ли человек пределов биологического совершенства, или эволюция продолжается? Наверное, утвердительный ответ на этот вопрос был бы большой ошибкой. Вряд ли вообще существуют такие пределы. Илья Ильич Мечников отмечал, что вид Ноmо sарiеns принадлежит к числу еще не вполне установившихся и неполно приспособленных к условиям существования.

Основное направление эволюции человека — развитие и совершенствование его мозга. Именно поэтому одно из главных направлений в генетике — изучение процесса наследования психических особенностей.

Продолжается ли эволюция человека?

Не только психологи и педагоги, но даже антропологи часто утверждают, что эволюция человека как вида прекратилась миллионы лет назад. Однако эти утверждения расходятся с данными исследований последнего времени. Российский психолог Лев Александрович Рудкевич в результате собственных психофизиологических исследований (2005) обнаружил ряд любопытных явлений.

В популяции современных Ноmо sарiеns увеличивается количество особей астенического и астеноидного типов. Причем процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами. Если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30 — 35%, то среди юношей и подростков — уже около 40%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста — около 50%.

Вспышка акселерации, наблюдавшаяся в 60 — 70-х гг. XX в., сменилась деселерацией. У современных детей наблюдается замедление скорости биологического развития, включая как период первого предростового скачка, так и сроки полового созревания.

Отмечается также увеличение пропорции людей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров. Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров — около 10%, то в детской популяции доля первых возрастает до 11 %, а вторых — до 25 %.

В качестве следующей эпохальной тенденции на современном этапе эволюции Л.А. Рудкевич отметил ювенилизацию, что выразилось в усилении «мозгового черепа» и одновременно в ослаблении или редукции лицевого черепа.

Следующим свидетельством изменений является тенденция к «грацилизации». Термином «грацилизация» обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата — костей и поперечно­полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. При этом Л. А. Рудкевич подчеркивает, что в наши дни более грацильными становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов — атлетики и пикники.

По мнению исследователя, в современной популяции явно выражена андрогения. Она просматривается в частичном сглаживании половых различий.

В исследованиях Л. А. Рудкевича указывается, что перечисленные морфологические изменения сопровождаются множеством психологических признаков. «...Эволюционно более продвинутые индивиды характеризуются относительно слабой нервной системой. При этом они имеют более высокий интеллект, в особенности невербальный (интеллект у децелерированных детей и подростков, вопреки распространенному мнению, выше, чем у акселерированных). Их креативность также выше. Они отличаются большим нейротизмом, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью и независимостью мышления и меньшим авторитаризмом, агрессивностью. У большинства из них динамика суточной активности имеет сдвиг в сторону "совы"».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.