Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средовое влияние и развитие личности




Влиянию среды на развитие личности традиционно посвящается много специальных исследований, которые ведутся в самых различных направлениях. Наиболее интенсивно данная проблематика изучается на примере развития детского интеллекта и креативности.

Решающим средовым фактором развития детского интеллекта признается психическая стимуляция, возникающая при общении ребенка и взрослого. Мы уже касались вопроса о том, что одним из важнейших составляющих средового воздействия на развитие интеллекта признается внутрисемейная среда. В работах В. Н.Дружинина выделено три группы моделей, объясняющих ее влияние на интеллект детей.

Согласно первой группе, решающая роль в развитии интеллекта ребенка принадлежит общению между родителями и детьми. Особенно подчеркивается значение фактора времени — чем больше родитель общается с ребенком, тем сильнее его влияние. Однако нетрудно убедиться в сомнительности этих утверждений. Поскольку среднестатистическая мать больше общается с ребенком, чем отец, то в психогенетических исследованиях должны обнаруживаться большие связи уровней интеллекта детей и матерей, чем отцов. Но на самом деле это не прослеживается. Исследования В.Н.Дружинина и О.Н.Скоблик показали, что в действительности на интеллект ребенка большее влияние оказывает тот из родителей, который ему эмоционально ближе. Правда, поскольку мать чаще оказывается ближе эмоционально, возникает так называемый материнский эффект.

Вторая группа моделей, называемая идентификационной, основана на том, что ребенок развивается благодаря постоянному осваиванию новых ролей. При идентификации себя с одним из родителей (чаще, того же пола) он овладевает способами поведения — характерными для данной роли. Однако эмпирические исследования не подтверждают эти предположения.

В качестве третьей модели В. Н.Дружинин выдвигает идею американского психолога Р.Зайонца. В ней прогнозируется зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье, что как бы повышает «интеллектуальный климат» в семье. Такой климат складывается из суммы уровней каждого ее члена. Естественно, что каждый в семье влияет на других, а семья в целом влияет на каждого своего члена. По наблюдениям Р.Зайонца, преимущества в интеллектуальном развитии получают первенцы. Они больше взаимодействуют с родителями, чем их братья и сестры, рожденные позже. Близкие по времени рождения братья и сестры сходны между собой, подобно близнецам. Нередко они конкурируют за родительское внимание. На уровне развития их интеллекта отрицательно сказывается то, что они взаимодействуют не только с родителями, но и друг с другом, сокращая таким образом возможность интеллектуальной стимуляции.

Исследования сотрудников Р. Зайонца, изучавших связь между коэффициентом интеллекта и положением ребенка в структуре семьи, показали, что IQ в среднем снижается при увеличении числа детей в семье. Наибольшие баллы чаще получают старшие дети. Чем дальше младшие от первенца и чем больше детей в семье, тем у младших ниже IQ.

Любопытно, что эти данные были подтверждены в результате проверки прогноза, сделанного Р.Зайонцем. Заметив наметившуюся в 1976 г. тенденцию увеличения средней численности американской семьи, он точно предсказал до 1980 г. прогрессивное уменьшение показателей по тесту школьных способностей у американских учащихся.

Иными были результаты исследователей, изучавших зависимость уровня креативности от количества детей в семье. Оказалось, что в этой ситуации модель Р. Зайонца не работает. Психологи М. Рунко и М. Балед тестировали детей на уровень развития дивергентного мышления по тесту Дж. Гилфорда. Лучшие показатели были у единственных детей в семье. На втором месте оказались первенцы, затем — следовали младшие дети. Худшие показатели по креативности продемонстрировали средние по времени рождения дети. Важно, что те, у кого было больше братьев и сестер, показали лучшие результаты, чем те, кто имел одного брата или сестру.

Это наблюдение косвенно подтверждено другими исследованиями. Многие специалисты отмечают, что дети, имеющие много братьев и сестер, менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими, более настойчивы и коммуникабельны. Российский психолог Д. В. Ушаков, суммируя результаты влияния формальных аспектов структуры семьи на интеллект, выделил следующие многократно подтвержденные явления.

1.Интеллект у детей в среднем тем выше, чем старше их родители.

2.Интеллект выше в семьях, где меньше детей.

3.С порядковым номером рождения ребенка интеллект убывает.

4.В многодетных семьях интеллект имеет тенденцию особенно понижаться при сокращении интервалов между рождением детей.

5.В семьях с высоким образовательным и экономическим статусом интеллект детей выше и перечисленные выше феномены менее выражены.

Исследования ряда российских психологов (Е.А. Григоренко, В.Н.Дружинина, Б.И.Кочубея, А.М.Матюшкина, Д.В.Ушакова и др.) подтверждают, что уровень креативности в большей степени зависит от влияний среды. Так, например, при изучении моно-и дизиготных близнецов — учащихся старших классов школы выяснилось, что наиболее высокие уровни креативности демонстрируют подростки с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью.

Эти данные приобретают особый смысл в свете изучения степени достижений. Как мы уже отметили, исследования свидетельствуют о том, что IQ выше у первенцев и единственных детей в семье, которые к тому же более директивны и потому склонны «истаивать установленные правила и традиции. Младшие часто оказываются более креативны, и история свидетельствует о том, что большая часть стержневых открытий в науке сделана младшими братьями: Н.Коперником, Ч.Дарвином, Д.И.Менделеевым, И. И. Мечниковым и другими.

Изучая семьи Нобелевских лауреатов по науке и литературе, американские психологи выявили ряд особенностей их семей и семейного воспитания. Почти все они происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, среди их родителей практически не оказалось выходцев из низших слоев общества. Большинство родились в крупных городах — столицах и мегаполисах. Обстановка в семьях лауреатов-ученых характеризовалась большей стабильностью, чем в семьях литераторов. Многие ученые-лауреаты Нобелевской премии называли свое детство счастливым. Отчасти благодаря этому их научная карьера начиналась рано и протекала без существенных срывов. В семьях лауреатов-литераторов нередко наблюдалась противоположная картина, трагические события для них были явлением типичным. Среди таких лауреатов 30 % в детстве жили с одним из родителей или в разорившейся семье.

По данным множества исследований оказывается, что в семьях, где ребенку уделяют внимание, но при этом предъявляют ему различные, несогласованные требования, где отсутствует жесткий внешний контроль за поведением, где поощряется нестереотипное поведение, где кто-то из близких является творческой личностью, развитие у ребенка креативности проходит более интенсивно. Благоприятное воздействие на формирование этого качества оказывают также повышенное внимание к способностям ребенка, высокая их оценка родителями и педагогами.

Изложенные нами результаты изучения средовых влияний на уровень интеллектуально-творческого развития детей не отражают всей палитры научных данных. В последние годы этой теме посвящается немало специальной литературы. Вместе с тем многие аспекты этой сложной проблемы просто не исследованы. Например, не так давно появился термин «информационное загрязнение среды». Несистематизированная лавина информации, обрушивающаяся на незащищенного ребенка, может приводить к таким же негативным последствиям, какие способны вызвать физические, химические, биологические факторы. Правда, как отмечают специалисты в области нейрофизиологии, мозг от нее не страдает, но может существенно нарушаться ход развития интеллекта и креативности.

Все рассмотренные теории представляют собой попытки объяс­нить существо проблемы развития. Как видим, ни одна из них не может быть признана единственной и абсолютно верной, каждая лишь приоткрывает нам определенную грань этого сложного яв­ления.

Вопросы и задания

1. Объясните роль и характер влияния среды и генотипа на развитие психики индивида.

2. Какими методами в психологии изучается генотипическое и средовое воздействие на процесс развития личности?

3. В какой мере эксперименты с участием животных могут влиять на наши представления о взаимодействии генотипических и средовых фак­торов в развитии личности?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Виноградов Е. С. О физических факторах интеллекта // Вопросы пси­хологии. — 1989. — № 6.

Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. — М., 1996.

Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. — М.; СПб., 2004.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический под­ход. - М., 2005.

Равич-Щербо И.В., Марютина Е. М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. -М., 2004.

Ушаков Д. В. Интеллект: Структурно-динамическая теория. — М., 2005.

Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. — М., 2002.

Эфроимсон В. П. Педагогическая генетика. — М., 2000.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.