Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нервно-психическое развитие ребенка




Особенностью нервной системы новорожденного являет­ся ее относительная морфологическая и функциональная незрелость. Спинной и продолговатый мозг в период внут­риутробного развития развиваются раньше и к моменту рождения ребенка оказываются более законченными по своему строению, чем головной мозг. В деятельности голов­ного мозга функционально преобладают подкорковые цент­ры.

Поэтому психомоторное развитие ребенка раннего воз­раста происходит на фоне созревания морфологических структур головного и спинного мозга в процессе взаимо­действия организма с внешней средой.

Первые 3 года жиз­ни характеризуются быстрым нарастанием массы мозга. Так, у новорожденного она составляет 350-380 г, к году увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам - в 3 раза. Хотя количе­ство извилин и борозд в полушариях головного мозга у но­ворожденного такое же, как и у взрослого, их развитие ифференцировка выражены слабо. Особенно активно дифференцировка не-овных клеток идет в первые 5-6 месяцев жизни и в основном заканчивается к 8 годам.

Нормальное развитие нервной системы ребенка возмож­но только при достаточном разнообразии внешних раздра­жителей. Особенно большое значение имеет общение ребен­ка со взрослыми, и в первую очередь с матерью, с детьми. Новые знания ребенок получает посредством наблюдения, исследования, общения с родителями, детьми, воспитателем и др. Раннее обучение ребенка должно быть направлено на создание оптимальных условий его интеллектуального, со­циального и эмоционального развития, формирования у не­го таких свойств личности, как самостоятельность и уверен­ность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

 

На выработку реакций условно-рефлекторного плана оказывают влияние следующие факторы.

- Соматическое состояние ребенка. Болезнь ослабляет функциональную активность коры и дополнительные тре­бования, предъявляемые к ЦНС, являются чрезмерной на­грузкой для организма. У больного быстро формируются от­рицательное отношение к лечебным воздействиям, к людям в белых халатах, поскольку все это закрепляется через оборо­нительную реакцию.

- Состояние возбудимости подкорковых центров. Нецеле­сообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сы­того ребенка, так как не будет соответствующего безусловно­го подкрепления в виде возбужденного пищевого центра, а также заниматься с утомленным ребенком и т.д.

- Участие двигательного анализатора. Обучение ребенка должно проводиться в виде игры. Данное условие является обязательным при активной познавательной деятельности. Возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его - существенное условие для быстроты за­крепления реакции, что хорошо реализуется в игре ребенка. В раннем возрасте в ЦНС процессы возбуждения преоблада­ют над процессами торможения, поэтому ребенку легче что-то делать, чем не делать.

 

Новые реакции. Не следует вырабатывать сразу несколь­ко новых реакций, навыков или умений. Это очень трудно для ребенка и не дает возможности прочного формирования ни одной из них. Поэтому в первую очередь надо вырабаты­вать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для организма.

 

Развитие моторики.

На 2-3-й неделе жизни ребенок фик­сирует взор на ярком предмете, следит за высоко поднятой яркой игрушкой.

К 1-1,5-месячному возрасту начинает держать голову, развиваются координированные движе­ния рук (приближает руки к глазам, носу, разглядывает их).

В3 месяцев ребенок ощупывает руки, перебирает руками яеяло, пеленки.

С 5 месяцев хватает предметы, но соверша­ет при этом много лишних движений, и только к 7-8 меся­цам появляется координация двигательного и зрительного анализаторов.

На 4-5-м месяце совершенствуется координа­ция движений мышц спины, ребенок переворачивается со спины на живот, на 5-6-м месяце - с живота на спину. На 6-м месяце ребенок начинает сидеть.

В 7-8 месяцев устанавлива­ется ползанье (первые несколько дней, как рак, назад).

В 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль ее спинки. К году делает самостоятельно первые шаги. Однако некоторые дети начинают ходить с 10-11 месяцев, другие - с 1 года 2 месяцев. Годовалый ребенок идет, широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки со­гнуты и в тазобедренных, и в коленных суставах. Ручки сна­чала вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и при­жаты к груди для страховки при падении.

 

Со 2-3-й недели в процессе кормления ребенок рассматри­вает лицо матери, с 1-го месяца — улыбается при виде матери или другого человека. К 2-3 месяцам он «гулит», к 5-му месяцу наблюдается длительное певучее «гуление». К 3-му месяцу по­является комплекс оживления. В 4—5 месяцев узнает свою мать среди других людей. К 5-му месяцу наблюдается дли­тельное певучее «гуление», в 7 месяцев возникает лепет. После 6-7-го месяца формируется активная познавательная деятель­ность, которая требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. В это время существенно обогаща­ется лепет и возникает сенсорная речь. Данное понимание яс­но выражается поворотом головки, протягиванием рук в на­правлении называемого предмета или лица. Сенсорная речь после 9-го месяца обогащается настолько, что ребенок начи­нает понимать запрет, простые просьбы. Формируется мотор­ная речь. На 10-11-м месяце ребенок произносит отдельные слова, к концу года — 8-10 слов. К 1,5 года произносит целые предложения, с интересом рассматривает картинки; в 2 года воспринимает несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в общении

 

Для быстрой оценки нервно-психического развития су­ществуют таблицы формирования основных навыков, кото­рые позволяют констатировать, какому возрасту соответ­ствуют отдельные функции или нервно-психический статус Данного ребенка в целом

Схема скрининга для выявления отставания в развитии детей

 

Воз­раст, месяц Моторика Тонкие дви­жения Взаимодействие с окружающими Речь
  Лежа на животе, подбородок поднимает Следит за движущимися предметами Прислушивается, улыбается
  Лежа на животе, голову поднимает Фиксирует взгляд, поворачивает на звук голову Слушает голос, улыбается, «гулит»
  Лежа на животе, поднимается на предплечья, держит голову Спонтанно руками тянется к игрушке Поддерживает социальный контакт, слушает музыку, улыбается Смеется, «гулит»
  Сидит некоторое время Переносит игрушки из руки в руку Предпочитает мать, высказывает недовольство Издает многосложные звуки
  Становится, подтягиваясь руками Захватывает мелкий предмет пальцами Играет со взрослыми, машет на прощание Подражает звукам («мама», «дядя»)
  Ходит с поддержкой за руку Опускает предмет по команде, знает «нельзя» Идет на зов, выполняет просьбы («дай», «принеси») Произносит 2-3 значащих коротких слова
  С поддержкой идет по лестнице Ест ложкой Подражает действиям взрослых Четко говорит 6 слов
  Бегает Строит дом из 6 кубиков Играет с другими Говорит фразы в 2-3слова
  Идет по лестнице, меняя ноги Строит дом из 9 кубиков Убирает игрушки Зовет себя «Я», знает полное имя
  Стоит на одной ноге ездит на 3-колесном велосипеде Может нарисовать окружность, крест Моет руки, ходит в туалет, помогает одеваться Знает стихи, считает до 3 предметов
  Прыгает на одной ноге Строит из кубиков модели Играет в ролевые игры с детьми Рассказывает истории
  Прыгает через веревочку Копирует треугольник Одевается самостоятельно Называет 4 цвета, считает до 10

 

О развитии движений, навыков общения, речевого развития медработник узнает из беседы с родителями и при контакте с ребен­ком.

При оценке общего уровня нервно-психического разви­тия детей в возрасте до 7 лет следует руководствоваться об­щепринятыми в настоящее время показателями нормально­го уровня по основным линиям нервно-психического разви­тия ребенка.

На 1-м году жизни выделены следующие 8 линий разви­тия: зрительные (Аз) и слуховые (Сз) ориентировочные ре­акции, эмоции (Э), движения руки и действия с предметами (Др)> движения общие (До), подготовительные этапы пони­мания речи (Пр) и активной речи (Ра), навыки и умения в процессах (Н). Развитие детей 1-го полугодия жизни прове­ряется по всем линиям развития, кроме 7-й - подготовитель­ных этапов понимания речи; во 2-м полугодии не оценивают 3-ю линию развития - эмоции, контролируют развитие действия с предметами, а не движения руки.

Значимыми показателями до 6 месяцев являются те, кото­рые характеризуют развитие зрительных и слуховых ориен­тировочных реакций, формирование движений руки. Во 2-м полугодии значимы для развития: подготовительные этапы понимания речи, общие движения и действия с предметами. Наиболее информативно развитие ответных положитель­ных эмоциональных реакций, подготовительных этапов активной речи, навыков и умений в процессах.

На 2-м году жизни выделено 6 линий развития: понима­ние речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движе­ния и навыки. В развитии детей 2-го года наиболее ин­формативным показателям является развитие активной речи.

На 3-м году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная речь, сенсорное развитие, сюжетная игра, движения и навыки. На 3-м году жизни происходят качест­венные изменения в развитии, самые существенные из кото­рых касаются также его речи.

 

Помимо нервно-психического развития, на 2-м и 3-м го­дах жизни следует контролировать также показатели поведе­ния и настроения ребенка.

 

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 4 До 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его по­ведением во время различных режимных моментов. При этом учитывают следующие ведущие показатели:

- моторное развитие и зрительная координация (равно­весие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.);

- развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.);

- познавательная деятельность (количество и счет, вели­чина, ориентировка в пространстве и во времени, конструи­рование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);

- социально-культурное развитие (культурно-гигиени­ческие навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

-

Однако имеются возрастные индивидуальные особен­ности психомоторного развития детей.

Считается, что нервно-психическое развитие ребенка 1-го года жизни соответствует возрасту, если у него сформированы все уме­ния по возрастным ведущим линиям на момент осмотра в поликлинике (±15 дней к возрастному интервалу).

На 2-м году жизни за нормальное развитие принимается форми­рование умений в пределах квартала.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах полугодия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.