КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нервно-психическое развитие ребенка
Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная морфологическая и функциональная незрелость. Спинной и продолговатый мозг в период внутриутробного развития развиваются раньше и к моменту рождения ребенка оказываются более законченными по своему строению, чем головной мозг. В деятельности головного мозга функционально преобладают подкорковые центры. Поэтому психомоторное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне созревания морфологических структур головного и спинного мозга в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Первые 3 года жизни характеризуются быстрым нарастанием массы мозга. Так, у новорожденного она составляет 350-380 г, к году увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам - в 3 раза. Хотя количество извилин и борозд в полушариях головного мозга у новорожденного такое же, как и у взрослого, их развитие ифференцировка выражены слабо. Особенно активно дифференцировка не-овных клеток идет в первые 5-6 месяцев жизни и в основном заканчивается к 8 годам. Нормальное развитие нервной системы ребенка возможно только при достаточном разнообразии внешних раздражителей. Особенно большое значение имеет общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь с матерью, с детьми. Новые знания ребенок получает посредством наблюдения, исследования, общения с родителями, детьми, воспитателем и др. Раннее обучение ребенка должно быть направлено на создание оптимальных условий его интеллектуального, социального и эмоционального развития, формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
На выработку реакций условно-рефлекторного плана оказывают влияние следующие факторы. - Соматическое состояние ребенка. Болезнь ослабляет функциональную активность коры и дополнительные требования, предъявляемые к ЦНС, являются чрезмерной нагрузкой для организма. У больного быстро формируются отрицательное отношение к лечебным воздействиям, к людям в белых халатах, поскольку все это закрепляется через оборонительную реакцию. - Состояние возбудимости подкорковых центров. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбужденного пищевого центра, а также заниматься с утомленным ребенком и т.д. - Участие двигательного анализатора. Обучение ребенка должно проводиться в виде игры. Данное условие является обязательным при активной познавательной деятельности. Возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его - существенное условие для быстроты закрепления реакции, что хорошо реализуется в игре ребенка. В раннем возрасте в ЦНС процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому ребенку легче что-то делать, чем не делать.
Новые реакции. Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Это очень трудно для ребенка и не дает возможности прочного формирования ни одной из них. Поэтому в первую очередь надо вырабатывать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для организма.
Развитие моторики. На 2-3-й неделе жизни ребенок фиксирует взор на ярком предмете, следит за высоко поднятой яркой игрушкой. К 1-1,5-месячному возрасту начинает держать голову, развиваются координированные движения рук (приближает руки к глазам, носу, разглядывает их). В3 месяцев ребенок ощупывает руки, перебирает руками яеяло, пеленки. С 5 месяцев хватает предметы, но совершает при этом много лишних движений, и только к 7-8 месяцам появляется координация двигательного и зрительного анализаторов. На 4-5-м месяце совершенствуется координация движений мышц спины, ребенок переворачивается со спины на живот, на 5-6-м месяце - с живота на спину. На 6-м месяце ребенок начинает сидеть. В 7-8 месяцев устанавливается ползанье (первые несколько дней, как рак, назад). В 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль ее спинки. К году делает самостоятельно первые шаги. Однако некоторые дети начинают ходить с 10-11 месяцев, другие - с 1 года 2 месяцев. Годовалый ребенок идет, широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты и в тазобедренных, и в коленных суставах. Ручки сначала вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении.
Со 2-3-й недели в процессе кормления ребенок рассматривает лицо матери, с 1-го месяца — улыбается при виде матери или другого человека. К 2-3 месяцам он «гулит», к 5-му месяцу наблюдается длительное певучее «гуление». К 3-му месяцу появляется комплекс оживления. В 4—5 месяцев узнает свою мать среди других людей. К 5-му месяцу наблюдается длительное певучее «гуление», в 7 месяцев возникает лепет. После 6-7-го месяца формируется активная познавательная деятельность, которая требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь. Данное понимание ясно выражается поворотом головки, протягиванием рук в направлении называемого предмета или лица. Сенсорная речь после 9-го месяца обогащается настолько, что ребенок начинает понимать запрет, простые просьбы. Формируется моторная речь. На 10-11-м месяце ребенок произносит отдельные слова, к концу года — 8-10 слов. К 1,5 года произносит целые предложения, с интересом рассматривает картинки; в 2 года воспринимает несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в общении
Для быстрой оценки нервно-психического развития существуют таблицы формирования основных навыков, которые позволяют констатировать, какому возрасту соответствуют отдельные функции или нервно-психический статус Данного ребенка в целом Схема скрининга для выявления отставания в развитии детей
О развитии движений, навыков общения, речевого развития медработник узнает из беседы с родителями и при контакте с ребенком. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 7 лет следует руководствоваться общепринятыми в настоящее время показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития ребенка. На 1-м году жизни выделены следующие 8 линий развития: зрительные (Аз) и слуховые (Сз) ориентировочные реакции, эмоции (Э), движения руки и действия с предметами (Др)> движения общие (До), подготовительные этапы понимания речи (Пр) и активной речи (Ра), навыки и умения в процессах (Н). Развитие детей 1-го полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме 7-й - подготовительных этапов понимания речи; во 2-м полугодии не оценивают 3-ю линию развития - эмоции, контролируют развитие действия с предметами, а не движения руки. Значимыми показателями до 6 месяцев являются те, которые характеризуют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, формирование движений руки. Во 2-м полугодии значимы для развития: подготовительные этапы понимания речи, общие движения и действия с предметами. Наиболее информативно развитие ответных положительных эмоциональных реакций, подготовительных этапов активной речи, навыков и умений в процессах. На 2-м году жизни выделено 6 линий развития: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки. В развитии детей 2-го года наиболее информативным показателям является развитие активной речи. На 3-м году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная речь, сенсорное развитие, сюжетная игра, движения и навыки. На 3-м году жизни происходят качественные изменения в развитии, самые существенные из которых касаются также его речи.
Помимо нервно-психического развития, на 2-м и 3-м годах жизни следует контролировать также показатели поведения и настроения ребенка.
Для оценки нервно-психического развития ребенка от 4 До 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитывают следующие ведущие показатели: - моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.); - развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.); - познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений); - социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими). - Однако имеются возрастные индивидуальные особенности психомоторного развития детей. Считается, что нервно-психическое развитие ребенка 1-го года жизни соответствует возрасту, если у него сформированы все умения по возрастным ведущим линиям на момент осмотра в поликлинике (±15 дней к возрастному интервалу). На 2-м году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала. На 3-м году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах полугодия
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |