Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Характеристика стратегического менеджмента




Стадии и факторы выбора стратегии

Особенности анализа внешней среды фирмы в стратегическом;

Характеристика стратегического менеджмента;

1. Стратегический менеджмент раздел менеджмента, предметом которого является разработка и принятие стратегических решений, стратегическое управление.

Управление предприятием предполагает учет множества факторов: экономических, технологических, социальных, политических, пра­вовых, каждый из которых дает свое видение и понимание ситуации.

Стратегические решения (например, решения о вхождении в рынок, строительстве завода, изменении организационной структуры) инерционны, что не позволяет их сразу по принятии радикально менять. Различные стратегические решения могут принадлежать к разным типам как совместимым, так и несовместимым.

Управление предприятием строится на основе рациональных и об­щечеловеческих подходов. Рациональные подходы учитывают влия­ние экономических, финансовых, маркетинговых, технологических и правовых факторов. Общечеловеческие подходы — факторы пси­хологические, социальные, политические, культурные. Пренебре­жение каким-либо подходом или фактором может привести к управленческим ошибкам со всеми вытекающими последствиями, например:

• финансовые потери;

* потеря клиентов и рынков сбыта; конфликты и развал коллектива;

формирование логически стройных, но абсолютно нереализуемых решений

2. Стратегический менеджмент (СМ) отличается от оперативного (ОМ) тем, что:

миссия организации в СМ — выживание организации в долго­ срочной перспективе посредством установления динамического ба­ланса с окружением, в ОМ — производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

• СМ занимается в основном проблемами внешнего окружения, ищет новые возможности в конкурентной борьбе, средства адаптации к изменениям в окружении, ОМ — обращает первоочередное внимание на внутренние проблемы предприятия, связанные
с более эффективным использованием ресурсов;

• СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ — на кратко- и среднесрочную;

Основными факторами построения системы управления для СМ являются сотрудники, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ — организационные структуры, техника и технология;

• при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ — как ресурсы организации, исполнителей работ;

эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения ок­ружения, в ОМ — в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

3. Методы и технологии стратегического менеджмента.

 

Таблица

Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
Ситуационный анализ Макроокружение организации: — экономика и политика — технология и экология — правовое обеспечение — демография, общество — обзоры, информационные обобщения, про­екты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты — кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки — PEST—анализ
Непосредственное окружение (внешние связи, субъекты рынка): — заказчики — посредники — конкуренты — внешние влияния — общественность — поставщики — анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации — анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)
Собственно организация: — результаты реализации целей прошлой стратегии — оценка состояния маркетинговой совокупности — возможности, ресурсы — маркетинговая инфраструктура — сравнительный анализ "цели - план - факт -оптимизация - отклонения" — причинный анализ, пирамидальная структура — анализ, балльная оценка возможностей и способностей — информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет
Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
Конфронтационный анализ (организация — кон­куренция): идентификация слабых и сильных сторон на осно­ве оценки возможностей с помощью инструмента­рия маркетинговой совокупности — анализ SWOT — методы сравнительного анализа
Детальный анализ параметров маркетинго­вой совокупности: — анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен — анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия — анализ доли торговых расходов — анализ цикла "продукция - рынок — товарооборот - прибыль - затраты" — анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mс Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств) — классификация продукции по П. Дракеру — метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий — ABC—анализ, оптимум Парето
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков — причинный анализ — анализ SWOT, анализ портфеля заказов
Прогнозы и предсказания: — динамика окружения организации — динамика параметров рынка — динамика параметров организации — сценарий развития — нормативный метод — анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей — операционные исследования, имитационные модели — методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей: — миссия организации, ее идентификация, путь развития — выбор целевого рынка (сегментов и локаль­ных рынков) — профилирование предложений — целевые приоритеты, целевые траектории — масштабы целей (технико—экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров) — портфель заказов (план) — SWOT (план) — модели принятия решений, методы оценки вариантов — операционные исследования, моделиро­вание — анализ риска — методы творческого мышления при стоимост­ном анализе — методы экспертных оценок
План стратегических операций: — выделение стратегических предпринима­тельских подразделений — типовая стратегия роста, конкурентная страте­гия — стратегические операции с помощью инстру­ментария маркетинговой совокупности — формулирование стратегических вариантов — идентификация и оценка потенциально узло­вых проблем и рисков — коррекция на основе обратной связи — портфель заказов (план) — SWOT (план) — операционные исследования, моделиро­вание — методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей) — методы сетевого анализа — анализ риска — метод мозговой атаки, прочие методы стои­мостного анализа — методы экспертных оценок

 

 

Стратегический менеджмент как процесс, его структура и содержание основных элементов

 

Анализ среды является начальным процессом в стратегическом ме­неджменте; на его основе определяется миссия и цели фирмы, выра­батывается стратегический план развития. Внутренняя среда фир мы анализируется по следующим направлениям:

- маркетинг;

- финансы и учет;

- производство;

- персонал;

- организация управления.

Анализ внешнего окружения проводится с иелью: познания окружающей среды; распознавания: изменений; трендов; возможностей;

• факторов риска и форс-мажора.

2. Процесс определения миссии и щелей состоит из трех этапов, со­стоящих в определении:

• миссии фирмы, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

• долгосрочных: целей;

• среднесрочных целей.

3. В настоящее время к процессу формировани я стра тегии подходят с
точек зрения
:

• воплощения намерений руководства;

• реализации потенциала коллектива; рационального управления;

• отслеживание адекватности окружающей среде;

• создания конкурентных преимуществ;

Выбор стратегии базируется на одном из сценариев:

• стратегия ограниченного роста;

• стратегия роста;

• стратегия сокращения;

• комбинированная стратегия.

4. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Существует несколько состав­ляющих успешного выполнения стратегии:

• цели стратегии и планы хорошо доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и их вовлечения в процесс реализации стратегии;

• руководство не только своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имеет план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксирует
достижение каждой цели;

• в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

5. Процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями организации. Основ­ными задачами любого контроля являются:

определение того, что и по каким показателям проверять;

* осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соот­ветствии с принятыми стандартами, нормативами;

• выяснение причин отклонения, если они вскрываются в результате оценки;

• осуществление корректировки при ее необходимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.