КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патристика
Особый период в развитии западной философии, для которого был характерен синтез основных положений античной философии с христианской догматикой. Патристика-учение отцов церкви, кот.было призвано обратить культурные наследия античности на объяснения и утверждения новых христианских ценностей. Патристика: восточная и западная. Восточная - греч язык, проблематика: теологическая, онтологическая. Иоанн Златоуст, Григорий Низкий, Дмитрий Ареопаст, Василий Великий. Лежит в основе христианскоебогоучение. Западная - латинский язык, проблематика: гуманистическая. Аврелий Августин, “Исповедь”- особый жанр литературы.
Личность христианского Бога наиболее ярко воплотилась в образе Христа, являющего собой непостижимую глубину, многомерность и уникальность личности. В следствии этого происходит переоценка ценностей и на смену античному стремлению к славе, богатству, успеху придут христианские ценности любви, сострадания, милосердия и смирения. Креационизм- “творение” с лат (‘Творение мира Богом из ничего’)
Провиденциализм. Со времён патристики Аврелия Августина, человечество начинает восприниматься как единое и движется от начала к своему логическому концу. С этого момента начинается восприятие мира, как единого от прошлого к будущему и во многом именно эта концепция лежит в основе прогрессистской концепции развития человечества.
Схоластика (10-15 века н.э.) -университетская философия К этому времени уже окончательно формируется средневековая культура знания 1. Онтология 2. Гносеология 3. Антропология В метафизической проблематике происходят определённые изменения, которые наиболее ярко проявились в споре номиналистов и реалистов. В этом споре выделились несколько направлений: 1- Реалистика => Рационализм (Фома Аквинский) общие понятия существуют, причём существуют таким образом в самих вещах, Боге, голове человека. Реалисты продолжают линию Платона, хотя и очень её упрощают. 2- Номиналисты.=>Эмпиризм Считали, что общие положения реально не существуют, а существуют только имена и названия реально существующих вещей. У Оккам 3- Концептуальсты(промежуточное положение). Пьер Абеляр так же считали, что общее понятия не существуют как таковые, но они рассматривали их как концепты, т.е. доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира.
Теодицея: суть заключается в стремлении обосновать правомерность представлений о Боге. “Пять путей души к Богу” Фома Аквинский (отталкивается от учения Аристотеля) Изменение понимания в человеческой реальности. Понимание человека особую роль сыграло в учении Аквинского, которое отталкивалось от трудов Аристотеля. Ф. Аквинский утверждал, что человек является целостной личностью, т.е. единством души и дела Декарт => Спиноза => Лейбниц (Рационализм) Бэкон => Гоббс => Локк (Эмпиризм) В основе эмпиризма лежит метод индуктивности
Персоналистическая схоластическая концепция общества происходит из того, что существует тесная зависимость между расцветом общества и расцветом человеческой личности, поскольку началом предмета и целью общественных отношений есть и должна быть человеческая личность, при этом подчёркивается высокое достоинство человека, кот достигается сознательно и свобода при этом подчёркивается. Общество со своей стороны должно представить возможность человеку духовно-нравственного развития при этом человек не может быть поглощен обществом и стоять его безликой частицей. Эта концепция способствовала появлению и распространению христианского гуманизма, которая должна была в дальнейшем трансформироваться в гуманизм эпохи Возрождения
. Основные особенности философии эпохи Возрождения:
Основные особенности философии нового времени
Новоевропейская философия начинается с творчества двух выдающихся мыслителей нового времени, это уже не философия бытия, а философия сознания, которая начинает заниматься не сколько процессом осмысления окружающего мира, сколько самим процессом познания, в соответствии с этим происходит изменение в структуре философского знания. Ф.Бэкон(«Новый органон») Р.Декарт: основной тезис: «Мыслю следовательно существую», этим своим тезисом новоевропейское мышление, начиная с Декарта, противопоставило себя против окружающего мира, в результате чего теоцентризм заменяется антропоцентризмом. При этом познающее «Я» ставит себя вне мира, выделяет себя как субъект. Мир не превращается в нечто летающее вне субъекта, только таким образом, то есть мысленно поставив себя в позицию субъекта и соответственно превратить весь окружающий мир в противостоящий объект стало возможным познавать научным. В соответствии с этим проблема метода осталась главной. Основное произведение Р.Декарта-«Распределение о методе», в котором он положил начало рационализму. Когда мы говорим о рационализме, как о философском учении, то речь идет не просто о доверии к разуму. Под рационализмом нового времени понимают течение, утверждающее наличие в сознании врожденных идей- этим он во много продолжает линию Сократа и Платона. Дедукция – процесс от общего к частному. В итоге философия 17-18 веков- расцвет метафизики, как рациональной и философской дисциплины, вскоре сменяется его радикальным разрушением.
Переход по принципу субъект – объект означал новую ориентацию и самоориентацию человека в мире, в конечном итоге новый способ существования. Задача человека становится стремлением овладеть знанием о мире, при этом меняется само отношение к познанию истины. Человек заявляет о своей претензии властвовать над миром, при этом формируется новое отношение к природе, религии и обществу.
Новое отношение с природой. Природа уже не рассматривается человеком как некая вечная дальность, она рассматривается и становится объектом исследования для детального и разумного субъекта, открывающего законы природы и стремящихся к власти под ней. Природа уже не столько реальна к себе, сколько реальность для человека как материал, которому он задает нужную форму, при помощи науки и технике создает свой внутренний мир.
Новое отношение с религией. В этой области происходит разрыв между миром религиозным и нерелигиозным, в результате чего вера и разум отделяются друг от друга и становятся параллельно. Это означало что в области религии разум не может ни о чем судить, а религия не имеет никакого отношения к научному познанию. Бог еще присутствует но имеет определенную ограниченную сферу влияния.
Новое отношение к обществу. На общество также начинают смотреть как на нечто вторичное, целиком являющееся свободными индивидуумами, занимающимися своими интересами. В этих условиях на первый план выходит идея протезанского общества и правового государства. Философы нового времени начинают опираться на понятия естественного права человека, заполняемое понятием общественного договора. Критерии общества: - право на жизнь - право на свободу - право на собственность Философии Нового времени было предложено 3 основных типа правового государства, которые впоследствии явились прообразами существующих в мире государств: -авторитарное -либеральное -коммунистическое
Выводы по философии нового времени: Философия нового времени несла в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным относится: идея просвещения и научно-идеологический процесс. К отрицательным относится: в первую очередь раскол халатного мировосприятия и сведение его только к математическому виду, это привело впоследствии к господству механицизма, то есть взгляды на окружающий мир как на огромный механизм, частями которого являются люди, материал. Хотя рационализм претендовал на абсолютную достоверность знания, он все больше склонялся к субъективизму. Следствием чего стала сильная тенденция замыкания в себе субъекта. Поэтому основной проблемой философии станет проблема выхода к реальному миру, то есть возникает необходимость отыскания мостов между сознанием и реальностью.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |