Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Англии XVII- начала XIX вв




(классицизм)

В этот период архитектура развивалась на основе использования классического наследия- архитектуры Возрождения и архитектуры античности. Господствующий стиль- классицизм. Он был относительно однороден. Стадия неоклассицизма и особенно ампира не получила самостоятельного выражения (в отличие от Франции, России). Барокко проявило себя лишь в работах нескольких архитекторов, но как самостоятельное крупное течение развития не получило.

Эволюция английского классицизма совпадает с периодом активного промышленного развития страны с периодом формирования капитализма в Англии.

После краткого периода республиканского правления (1649-1660) и усиления реакционной идеологии при Якове II после второй революции 1688г власть в стране окончательно перешла при номинальном королевском правлении к парламенту, в котором бессменно до 60-х гг. XVIII в. руководила верхушка буржуазии и помещиков. В XVIII в. завершается аграрный переворот в Англии. Рост капитала обуславливает предпосылки для промышленного переворота конца XVIII- начала XIX в, который обеспечил рост торгово-промышленного капитала и переход к монополиям.

Архитектура страны в рассматриваемый период не была однородной. В первой половине XVII в. выделяется архитектор Инего Джонс, который обычно признается палладианцем, а в конце века работал Кристофер Рен во многих произведениях которого просматриваются барочные тенденции. Признаки барокко можно обнаружить и в творчестве Хоуксмора и Вэнбру. С конца XVII в. по середину XVIII в- расцвет английского палладианства. Конец XVIII- начало XIX вв. проявил себя неоклассицизм с довольно сильными романтическими влияниями.

 

Градостроительство.

Города Англии периода средневековья складывались и развивались в основном как города «бургового» типа, то есть росли возле замков феодалов или вблизи монастырей. Планировка их обычно была нерегулярной. Примером этому служит столица государства- Лондон.

Ил-8. Схематический план средневекового Лондона.

Залиты черным городские стены, сбор святого Павла и центральная башня Тауэра.

Ил-8` Тауэр. План.

В XVII в. Лондон оставался единственным городом Англии, в котором решались какие-либо градостроительные задачи. После знаменитого пожара Лондона 2 сентября 1666г. 11 сентября известный архитектор Кристофер Рен (1632-1723) представил план перестройки города.

Ил-8``Тауэр.

Ил-9. Лондон. План 1666 г. Кристофер Рен.

Главная часть города-Сити- расположена на северном берегу Темзы между Тауэром на востоке и собором святого Павла на западе. Рен предложил регулярную планировку, выделив 2 центра: у собора святого Павла, который начали перестраивать под его руководством, и у биржи. Ее он поместил в центре большой овальной площади, окруженной различными правительственными зданиями, к которой сходились десять улиц.

Градостроительное значение проекта Рена трудно переоценить. Это был первый грандиозный и вместе с тем реальный проект реконструкции существующего города, почти на 200 лет определивший проект реконструкции Парижа, предложенный Оссманом.

В начале XVII в. архитектор Иниго Джонс (1573-1652 гг.) вносит важные изменения в английскую архитектуру. Родился в Лондоне в семье суконщика. На рубеже века отправился в Италию затем Данию. С 1605-1613 г. Работает в Англии как художник и постановщик придворного театра. В 1613 г. Вторично уезжает в Италию, где изучает классическую и ренессансную архитектуру. В 1615 возвращается в Англию и назначается Генеральным инспектором Министерства Королевских рыбок, с чего и начинается его архитектурная деятельность.

Ил-10. Гринвич. Куинс-Хаус. И.Джонс. 1616-1635 гг.

Начинает постройку(Дом королвы) в 1616 г. И с перерывами строит до 1635 г. Это блестящий образец английского классицизма- новая страница в жилом строительстве Англии.

В начале XVII в. в королевских дворцах Уинтхолл возникает новый тип общественного здания- банкетный зал. И.Джонс и здесь является открывателем целой эпохи в английской архитектуре. В 1619 г. Он начинает Банкетинг-Хаус, предназначавшийся для государственных приемов, встреч послов и придворных спектаклей «масок».

Ил-11.Банкетинг-Хаус. (План, разрез,фасад)

Ил-12.Банкетинг-Хаус (Главный фасад)

В здании можно найти черты и элементы различных построек Палладио. Вместе с тем общая композиция здания воспринимается как вполне оригинальная, как проникнутая чисто английским духом.

Кроме этих построек И.Джонсу принадлежат: поместье Уилтон (1647 г), проект Уайтхолла, одного из наиболее грандиозных дворцов Европы 1638г.(две последующие серии проектов были разработаны его учеником Джоном Уэббом(1647-1648 и 1661-1665). Чертежи проекта послужили азбукой для английских палладианцев и чрезвычайно способствовали развитию английского классицизма.

После 1534 г.- года упразднения монастырей и секуляризации их собственности- культовое строительство сильно сократилось и только через сто лет возобновляется с работами И.Джонса. Значительным событием явилась постройка И.Джонсом нового восьмиколонного в антах портика (Коринфский) собор святого Павла, с развитым антаблементом и балкострадой, который явился провозвестником новой эры в архитектуре Англии.

Ил-13. Портик собора святого Павла в Лондоне 1634 г. Архитектор И.Джонс.

Другая его культовая постройка-

Ил-14.Церковь на площади Ковент-Гарден(1631 г.)

Сохранившаяся в эскизе, была навеяна явно античными образцами.

 

Следующим наиболее крупным архитектором после И.Джонса в XVII был Кристофер Рен(1632-1723) тот самый К.Рен, который создавал генплан застройки Лондона.

В конце 60-начале 70-х гг. XVII в. создается комиссия для реставрации собора святого Павла, которая была прервана гражданской войной, затем работам помешал пожар Лондона 1666 г, когда собор сгорел. Проектирование началось в 1668 г. В 1673 была изготовлена «Большая модель» собора. По этому проекту собор имел центрическую композицию (в плане квадрат с вырезанными углами).

В 1675 г. был составлен новый проект в виде латинского креста(в плане). Собор был увенчан мощным барабаном с куполом.

Ил-15. Собор святого Павла в Лондоне (Фасад, разрез, план)

Громада купола подчеркнута тонко разработанным миниатюрным фонарем. Вся композиция уравновешенная и цельная. В интерьере диаметр барабана равен 34 м.

Ил-16. При выполнении проекта в натуре изменились башни главного фасада, которым был придан барочный облик, но барочные колоны вокруг купола, наоборот заменяли классической колоннадой. Купол собора состоит из трех оболочек: внутренней довольно плоской, затем каменной конструктивной, наконец, верхней деревянной, на которой была уложена кровля из свинца.

Собор- самая большая некатолическая церковь мира(h=111 м, длина 155 м).

Сооружен как символ победы религии буржуазии над

католической религией феодализма, величественно господствует над Лондоном.

Погашая распор в куполе К.Рен применял аркбутаны, которые передают распор сводов на наружные столбы боковых нефов, уравновешивающие действие которых усиливается весом верхней глухой части. Глухая стенка, помимо ее конструктивного значения, по-видимому была необходима и для того, чтобы скрыть несовместимые с нормами классической архитектуры аркбутаны(нарушена логика). Фасады двухэтажные, хотя за ними скрыты одноэтажные более низкие боковые нефы. По второму этажу вместо арок идут глухие ниши.

Применение купола(конус) значительно сократило расход материалов, привело к уменьшению общего веса купола и распора от него и позволило создать грандиозное, не загроможденное опорами центральное пространство внутри собора.

Ил-17. Лондон. Собор святого Павла. Общий вид.

Ил-18. Лондон. Собор святого Павла. Главный фасад.

Строительство собора было закончено в 1711 г.

 

Кристофер Рен принимал самое активное участие в постройке после пожара 1666 г. 51 церкви в Лондоне. Он был главным инспектором работ, принимал самое непосредственное участие в разработке проектов церквей. Построенные церкви не похожи одна на другую. Их планы приспосабливались к условиям конкретного места. Что это был квадрат с четырьмя столбами внутри или в виде упрощенного базиликального типа, или такие, где основанием купола служит идущая по кругу коллонада.

Ил-19. Лондон. Церковь Сен Стивен. К.Рен.

Внешний облик церквей, как правило, очень скромный оживлялся вертикалью колокольни, примыкающей к основному зданию

В целом культовое строительство Англии этого периода не дало(кроме собора Святого Павла) значительных решений и было менее интересно чем общественное и жилое строительство.

В 1689 г. Кристофер Рен начал проект перестройки дворца Хэмптон-Корт для нового короля, законченный в 1698 г.

Зодчий отступает в нем от позиции палладианского классицизма, предложенных И.Джонсоном, и обращается к французским мотивам, построив парковые фасады дворца, отчасти напоминающие проекты Лево и Мансара. Проект был самым крупным и самым сложным в плановом отношении из построенных ранее.

Ил-20. Хэмптон-Корт. (Королевский дворец).

В конце XVII в. приобретает широкий размах строительство богаделен (госпиталей). Наиболее значительным из него был Гринвичский госпиталь в Лондоне.

Ил-21. Лондон. Гринвичский госпиталь. Генплан(1698-1729)

К.Рен ограничился постановкой за Кинг-Чарльз-Блоком двух поперечных корпусов(левый был выстроен только в конце XVIIIв. На этих корпусах он возвел два стройных купола(на часовне- слева, на холле- справа), и в глубине двора поставил две коллонады, которые суживая пространство, ориентировали перспективу на это здание.

Ил-22. Гринвичский госпиталь. К.Рен, Н.Хоцксмор,Д.Венбру.

 

С началом XVIIIв. центр передовой градостроительной деятельности начинает перемещаться в Бат- небольшой городок шерстяной промышленности. В это время здесь на «минеральных водах» обживает свою летнюю резиденцию английский король, благодаря чему городок с 1725 г. начинает интенсивно застраиваться при помощи проектов архитектора Джона Вуда. Он разработал целостный проект застройки Бата(явление редкое по тому времени). Воплощению этой творческой идеи Вуд посвятил всю дальнейшую жизнь.

Работы Джона Вуда ассоциируются с древнеримскими постройками. Это выражалось в крупном масштабе застройки центра Бата и особенно его крупной площади Цирка - на пересечении основных улиц-Гей-Стрит и Брок-Стрит(1753-1768 гг.)

Ил-23. «Круг» и «Полукруг» в Бате 1725-1780 гг.(план)

Джон Вуд(отец)

Джон Вуд Младший(сын).

Круглая площадь Цирк была окружена 33 однородными зданиями. Расположение выходящих на площадь улиц подчеркивало монументальность и замкнутость площад и создавало исключительный градостроительный эффект.

Ил-24. Круг» и «Полукруг» в Бате.(аэрофотосъемка)

Ансамблевая застройка Цирка была увязана по стилю и характеру с застройкой Гей-Стрит. Две другие улицы, выходящие на площадь, застроенные сыном Джона Вуда, тоже отвечали общему характеру застройки.

Еще более эффектно была организована серповидная площадь Ройал-Крессент на другом конце улицы Брок-Стрит.

Ил-25. Круг» и «Полукруг» в Бате(Общий вид)

Здесь на полуэллипсе, открытом в сторону прилегающего природного пейзажа, было возведено 30 одинаковых зданий(1767-1775 гг.) Джоном Вудом(сыном) с колоннами ионического ордера. Общий характер здании, их масштаб оказались очень эффектными и величественными. Площадь производит исключительно сильное впечатление.

Ил-26. «Полукруг» в Бате

Ройал-Кресент вызвал всеобщее восхищение и целый ряд последующих подражаний. В Бате был возведен целый ряд «кресентов» Кемден-Кресант, Ленсдаун-Кресент и другие.

В 60-х гг. XVIII в. кресент и Цирк, правда несколько более скромные были выстроены в Лондоне архитектором Денсом Младшим. На короткий период Бат стал влиятельным центром архитектурных поисков и градостроительных начинаний. Период ярких градостроительных начинаний XVIIIв завершается одним из наиболее грандиозных градостроительных начал английских архитекторов- проектом Риужент-Стрит с дальнейшим включением Сент-Джеймс-Парка, Трафальгарской площади и западнй части Стренда.

-Ил-27. Лондон. Риджентс-Парк. 1811г. Архитектор Д.Нэш.

Парк разбивается на окраине Лондона на участке земли, принадлежащем королю. Джон Неш смело подошел к решению проекта. В его проекте получили дальнейшее развитие идеи, предложенные архитектором Крэгом в планировкенового города в Эдинбурге(Шотландия),-идеи города-сада. Нэш совместил в своем проекте одновременно элементы широко задуманного парка свободной английской планировки с прудами, рощами, лужайками и газонами и комплексы интенсивной городской застройки, размещенные на той же территории.

Он же дал проект Риджент Стрит. Эта улица заканчивалась Парк-Кресентом(1812 г.)

Ил-28. Парк-Кресент. 1812 г. Джон Нэш.

Этот «полукруг» несомненно отголосок Ройал-Кресента в Бате.

 

Английский палладианизм прежде всего проявил себя именно в жилищном строительстве. Построенный Колином Кэмпбеллом.

Ил-29. Уонстед-Хаус в Эссенсе 1715-1720гг.

Оказался поворотным пунктом в развитии архитектурного стиля в Англии. Его шестиколонный высокоподнятый портик, навеянный композициями Инаго Джонса и Палладио, произвел огромное впечатление на современников и определил характерные черты «палладианского дома» распространившегося по стране.

Вслед за этой постройкой последовал

Ил-30.Чисвик-Хаус, 1725 г. Спроектированный архитектором-дилетантом и одним из главных покровителей палладианского движения- лордом Берлингтоном.

Один из видных деятелей английского палладианства Ульям Кент 1685-1748 был живописцем около 10 лет изучал свое искусство в Италии. В 1724 г. Берлингтон поручил ему издать «Проекты Иниго Джонса»(1727).Это склонило Кента заняться архитектурой и стать одним из ведущих палладианцев 40-х гг. XVIIIв.

Ил-31. Холькхэм-Холл в Норфолке 1734 г.

Ульяна Кента- новое классицистическое произведение впервые не подражающие прямо Плладио и постройкам древности.Зодчий создал новую необычайную по масштабам(в плане 100х60 м) композицию в форме классицизма.

Ил-32. Хольсхэм-Холл в Норфолке 1734 г. Интерьер.

Парковое строительство

Значение архитектуры Кента в истории английской архитектуры определяется в его реформах, касающихся паркового строительства(сады Карлтон-Хауса, Чисвика, Стоу), где он смог развить идеи английского классического парка.

 

Следующим этапом развития английского жилого строительства было перенесение форм жилых зданий классицизма поместий и вилл, в условии городской застройки, но здесь палладианский дом претерпел некоторые изменения. Портик часто стал заменяться ризалитом с полуколоннами. Находят частое применение и пилястры, вырос цоколь. В конечном итоге особняк классицизма превращается в грандиозный комплекс домов.

Английское палладианство заканчивает в основном свое развитие в 60-70-х гг. XVIII. Последними крупными архитекторами этого направления были

Джеймс Пейн(1725-1789)

Ульям Чемберс(1726-1796)

Планы жилых зданий еще сохраняют классическую строгую симметрию и уравновешенное развитие. Например:

Ил-33. Кедлстон-Холл в графстве Дербишир 1761-1765 гг. Архитектор Д.Пейн(план, аксонометрия)

Масштаб и композиция помещений и внутренней отделки становятся еще более монументальными, но уже несколько напряженными.

Ил-34.Замок Уордур-Кэсл в графстве Уилтшир, 1770-1776 гг.Архитектор Д.Пейн(интерьер)

Грандиозный холл английского жилого дома трансформировался в вестибюль, куда ведет парадный вход дома.

Ил-35. Фасад на реку Темзу.

Ульяму Чемберсу принадлежит постройка грандиозного здания правительственных учреждений(1776 г.). Оно состояло из ряда корпусов, образующих один большой и два малых двора. Здание построено в архитектурных формах английского классицизма. Особенно эффектен фасад, выходящий на реку Темзу. Свободный от излишнего декора, он имеет средний и два боковых ризолита. Средний ризалит на уровне двух верхних этажей обогащен лоджией за четырьмя колоннами, над которыми на аттике возвышаются фронтон, а за ним над центром корпуса- небольшой купол. Боковые ризолиты выглядит богаче чем центральный.

Композиция фасада уравновешена, изящна и не имеет аналогии в предшествующей архитектуре.

Чемберс также был одним из основателей английских пейзажных парков, издал ряд книг, посвященных архитектуре и парковому искусству. Оказал немалое влияние на дальнейшее развитие архитектуры классицизма не только в самой Англии.

Палладианский жилой дом.

Вслед за периодом палладианства наступает этап неоклассицизма, наиболее яркими представителями которого были братья Роберт и Джеймс Адамы. Вслед за общими изменениями стиля изменяются и планы жилых зданий. Паллидианский дом в плане представлял собой компактный прямоугольник с центральным ризолитом или портиком. Он развивался, присоединяя к себе другие, также прямоугольные блоки, связанные с галереями (например Кедлстон-Хлл в Дербишире).

Жилой дом неоклассицизма.

Жилой дом неоклассицизма имеет значительно более вычурный план-боковые блоки устраняются, а центральный приобретает сложную, иногда даже нессеситричную форму.

Таков план поместья Летон-Хоо в графстве Бедфордшир 1766-1770 гг. Архитекторы братья Адам.

Ил-36. План поместья Летон-Хоо в графстве Бедфордшир 1766-1770 гг.

Каждое из помещений дома получает индивидуальную и необычную трактовку, нередко доведенную до уровня изысканного изящества, свойственного и фасадам зданий.

Ил-37.Харвуд Хауз(1758-1771 гг.) Длинная галерея.

Ил-38.Остерли Парк (1761-1780 гг.) Гобеленовая комната.

Ил-39.Калзинский замок(1777-1790 гг.) Столовая.

Интерьеры архитектора Адама.

В начале XIXв. В английской архитектуре проявляются элементы неоклассицизма второй стадии, для которого отправными элементом становится античная Греция.Представителями этого напраления являлись Джорд Денс Младший, Томас Херрисон, Джон Нэшем.

Параллельно с классицизмом в Англии существовало направление-романтизм, который проявился, прежде всего в псевдоготических постройках. Псевдоготика была известна в Англии еще в XVIIв, в частности среди работ Рена.

Исключительную роль в развитии этого направления можно считать возведение известным знатоком искусства и сенатором Горацием Уололлем с помощью архитектора Робинсона, его поместья(1748 г).

Строоберри Хилл в Тункнеме которое имело облик средневекового замка оно явилось резким контрастом с господствующими в Англии палладианскими постройками. К началу XIX в. увлечение псевдоготикой приняло широкий размах.

Важнейшими центрами английской науки и образования XVII и XVIII в. были колледжи Оксфорда и Кембриджа где велось тогда обширное строительство. Одним из шедевров английской архитектуры эпохи классицизма было здание Рэдклифской библиотеки, выстроенное в 1739-1749 гг.

Ил-40. Рэдклифская библиотека, выстроенная талантливым архитектором Джеймсом Гиббсом(1682-1754 гг.)

Это одно из лучших зданий в обоих английских колледжах.

В середине XIX в. неоготика начинает занимать доминирующее положение в английской архитектуре. Крупнейшим сооружением, относящимся к стадии ранней викторианской готики являются:

Ил-41. Здание лондонского Парламента. 1840-1857 гг.

Построен по проекту архитектора Чарльза Барри в сотрудничестве со страстным приверженцем и пропагандистом готики- архитектором и художником А.Педжином.

Ил-42. Лондонский мост.

В плане зданий угадывается регулярность, связанная с классическими примемами.

Вторая стадия- Высокая Викторианская готика.

Неоготика особенно популярна была в церковном строительстве.

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.