Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 1. Главные характеристики




Тема 4.2. Особенности современного этапа развития науки

 

Полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно и ясно; чем проще, чем элементарнее какое-нибудь утверждение, тем оно кажется им «убедительнее» и «окончательнее»; и только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча». Настоящий ученый помнит о постоянном изменении картины мироздания, в чем убеждает история науки, он «духовно скромен» и, добиваясь максимальной доказательности и точности, помнит, что полной достоверности у науки нет, что нельзя переоценивать отвлеченные схемы и мертвые формулы, верить в них, а не в живую, бесконечно глубокую и изменчивую действительность (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 144).

 

Вопросы:

1. Главные характеристики современной постнеклассической науки[1].

2. Синергетика[2].

3. Дискриптивные дефиниции нелинейной динамики самоорганизующихся систем[3].

4. Сциентизм и антисциентизм[4]

5. Глобальный эволюционизм[5].

6. Наука и ценности[6] (социальные и внутринаучные ценности[7]). Этос науки[8]. Этические проблему науки начала XXI в.[9] Изменения мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации[10].

7. Роль науки в преодолении глобальных кризисов[11].

 

Литература:

1. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Основные понятия:

Постнклассическая наука, «антропный принцип», «человекоразмерные» системы, синергетика, когерентность, хаос, наука о хаосе, бифуркационные механизмы, флуктуации (возмущения), диссипативные системы, главное свойство диссипативных систем, аттракторы, неопределенность, вероятность, случайность, возможность, постулат современной науки (достоверно то, что подавляюще вероятно), стратегии научного поиска, сциентизм и антисциентизм, глобальный эволюционизм, демаркация, ценность, этические проблемы науки, техногенная цивилизация, негативы технократического развития, третий тип цивилизационного развития, альтернативные сценарии жизненных стратегий.

 

современной постнеклассической науки

Постнеклассическая рациональность характеризуется:

1) Широким распространением идей и методов синергетики, исследующей мир как саморазвивающуюся целостность, характеризующуюся нестабильностью, неустойчивостью, неравновесностью, хаотичностью и неопределенностью.

2) Парадигма целостности предполагает осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

3) Человек воспринимается как часть целого живого организма природы («организмическое» видение), он всегда находится внутри изучаемого объекта.

4) Подчеркивается принципиальная сопряженность и взаимообусловленность систем или частей внутри целого (принцип коэволюции)[12], витальная зависимость человека от других элементов мироздания.

5) Культивируется стремления построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

6) «Человекоразмерные» системы выступают в качестве основного объекта исследования современных наук.

7) Преодолевается субъект-объектная познавательно-онтологическая парадигма, что предполагает трансформацию идеала «ценностно-нейтрального исследователя». Э. Шредингер выдвигает гипотезу о единстве субъекта и объекта. Показывается, что «независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий, просто не существует»[13]. К. Вайцзеккер считает, что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности»[14].

«Антропный принцип» - один из фундаментальных принципов современной космологии. Вселенная рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Суть антропного принципа заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

8) Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

9) В методологии научного знания постулируется принцип научного плюрализма. В. Гейзенберг, будучи представителем постнеклассической рациональности, говорил о том, что «недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологическим концепциям. Надо постигать действительность всеми дарованными нам органами, нельзя ограничивать методы мышления одной-единственной философией»[15].

10) Приведенная дескрипция постнеклассического сциентизма признает истинным то, что представляется наиболее вероятным.

11) В целом в постнеклассической чувственно-идеалистической рациональности прослеживается тенденциозность «усиления роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума»[16].

12) Постнеклассический чувственно-идеалистический сциентизм до определенной степени преодолевает когнитивный нигилизм признания единственного фрагмент или элемента целостной реальности классической рациональности. Последняя, будучи наукой о фактах, оказывалась неспособной «ничем нам помочь в наших жизненных нуждах»[17], определяющих онтологическую опору жизни любого человека, поскольку ею не затрагиваются вопросы, имеющие решающую важность для подлинного человечества.

ВОПРОС 2. Синергетика [18]

Синергетика – теория самоорганизации систем, находящихся вдали от равновесия.

Предмет – процесс самоорганизации, спонтанного структурогенеза.

Метод – нелинейный инструментализм. Он междисциплинарен и интерсубъективен.

В ретроспективе следы термина «синергетика» можно найти в исихазме.

1. Содействие, соучастие;

2. Содействующий, помогающий;

3. Согласованное действие, непрерывное сотрудничество, совместное использование.

В центре проблема иррегулярного поведения неравновесных систем. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимании на таких ситуациях, в которых структура или функция систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов.

Парадоксальным казалось то, что при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом.

Синергетика направлена на поиск общих детерминант природных и социальных процессов как общих принципов самоорганизации различных по своей природе систем от электронов до людей.

Основополагающая идея:

1. Неравновесность мыслится источником появления новой организации, т.е. порядок («Порядок из хаоса» Пригожина и Стенгерса)

2. Неравновесные состояния связаны с потоками энергии между системой и внешней средой. Процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии из вне.

Неравновесные условия вызывают эффекты корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо и автономно.

Когерентность – согласованность элементов системы. Вдали от равновесия когерентность в значительной мере возрастает.

Хаос (в постнеклассической картине мира) – состояние, производное от первичной неустойчивости взаимодействий, которое может явиться причиной спонтанного структурогенеза.

Хаос – не бесформенная масса, но как сверхсложноорганизованная последовательность.

Хаос – нерегулярное движение с непериодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями, где для корреляции пространственных и временных параметров характерно случайное распределение.

Наука о хаосе – это наука о процессах, а не о состояниях, о становлении, а не о бытии.

В основе синергетики образ древовидного ветвящегося графика.

Синергетическая стратегия поиска предполагает учет принципиальной неоднозначности поведения систем и составляющих их элементов, возможность перескока с одной траектории на другую и утрату системной памяти, когда она забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.