Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие движения и времени

Восприятие пространства.

Пространственные свойства присущи всем предметам, к ним относят: величина, форма, положение в пространстве.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем больше нам кажется предмет. Величина изображения предмета зависит от зрительного угла, в прямой зависимости.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета.

Закономерность: воспринимаемый размер = зрительный угол x расстояние.

Существенной поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной величине предмета. Константность величины значительно повышается, когда мы видим знакомые предметы, и значительно уменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Константность сохраняется только в известных пределах. Другой особенностью восприятия предметов в пространстве является контраст. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. (например круги)

На восприятие предмета влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных, светлые предметы кажутся больше, чем темные.

Восприятие формы – константно. Восприятие формы также зависит от нашего опыта. Очень сложен процесс восприятия объемной фигуры. Восприятие объема возможно за счет бинокулярного зрения. Когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке глаз будет отличаться. Так же значение имеет распределение света и тени на объемном предмете.

В восприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функции вестибулярного аппарата. Он тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторное изменение в положении глаз и наоборот.

Мы воспринимаем движение объекта вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать голову или глаза, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд. При этом происходит 2 явления:

1. смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве.

2. мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.

В восприятии движения значительную роль играет косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. При обнаружении неких признаков движения, осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о том, что предмет движется.

Все теории восприятия движения могут быть разбиты на 2 группы:

1. выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение.

2. восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к элементарным ощущениям.

Сложность изучения восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим лишь по определенным признакам. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований (чередование сна и бодрствования). С другой стороны мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени. Соответственно, в исследовании восприятия времени необходимо учитывать 2 основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны, то время шло быстро. И наоборот. Однако, если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. Негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуться в то время, которое ушло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Помимо установления порядка, мы пользуемся временной локализацией, т.е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить 2 аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный связан с нашей личной оценкой происходящих событий, что, в свою очередь зависит от заполненности данного временного периода событиями, а так же их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории восприятия | Восприятие глубины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.