Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории восприятия

Читайте также:
  1. II. Первые теории Нового времени.
  2. VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
  3. VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
  4. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  5. Аксиоматическое построение теории вероятностей
  6. АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
  7. Аксиомы теории вероятностей
  8. Аксиомы теории вероятностей и их следствия. Правило сложения вероятностей.
  9. Аксиомы теории полезности.
  10. Аксиомы теории управления.
  11. Альтернативные подходы к теории фирмы
  12. Альтернативные теории международной торговли

Тема: Теории восприятия. Виды и свойства восприятия.

Лекция № 4.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Понятие процесса восприятия.

2. Теории восприятия.

3. Свойства восприятия.

4. Виды восприятия.

5. Патология восприятия.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Суть процесса восприятие состоит в отражении реально существующего мира. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Очевидно, что восприятие – не то же самое, что и действительность. Мозг двух различных людей может переживать одну и ту же сенсорную информацию радикально различными способами.

Различные факторы влияют на индивидуальную реальность, которую мы строим через наше восприятие. Физические характеристики стимулов – только один из этих факторов. Другие факторы – биологические, они имеют отношение к нервной системе. Есть еще и другие факторы, которые следуют из нашего опыта научения. То, что мы воспринимаем, также определяется нашими ожиданиями, эмоциями, потребностями.

Ощущение – процесс физиологический, восприятие – процесс когнитивный. Говоря об ощущениях, мы употребляем термин стимул или сенсорный сигнал, говоря о восприятии мы используем слово паттерн.

Паттерн – сложное сочетание сенсорных стимулов, которые мы относим к тому или иному классу объектов.

 

1. Теория Германа Гельмгольца.

Г. Гельмгольц (1821-1894) – ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле. Те аспекты восприятия, которые не представляют стимул непосредственно, являются, в некотором смысле, дополнениями, которые получают восприятие в соответствии со своим развитием в прошлом опыте.

Гельмгольц писал: «Физические действия, посредством которых мы приходим к суждению, что некоторый предмет некоторого качества находится перед нами в некотором месте, в общем, являются не сознательными действиями, но бессознательными». Наш мозг получает лишь набор нервных импульсов и на основе их мы делаем заключение.



Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.

3 характеристики бессознательных умозаключений:

ü Бессознательные умозаключения обычно непредсказуемы. Обычно они проявляются как непреодолимые. Явления типа цветового контраста и единства бинокулярного зрения происходят непосредственно и всегда при данных условиях и их нельзя модифицировать подумав.

ü Бессознательные заключения формируются опытом. Эти заключения в начале являются сознательными (за исключением инстинктов) и становятся путем ассоциации и повторения бессознательным умозаключением.

ü Бессознательные заключения по своим результатам сходны с сознательными, и , поэтому, являются индуктивными

Современный исследователь Ричард Грегори выдвигает идеи сходные с идеями Гельмгольца. Восприятие не определяется просто совокупностью стимулов, скорее это динамический поиск наилучшей интерпретации данных. Воспринимаемый объект – это возникающая у нас гипотеза, проверенная с помощью сенсорных данных. Грегори говорит, что теория Гельгольца рассчитана в основном на те случаи, где первичные образы выделить трудно, они зашумлены, не однозначны, поэтому для Грегори главным понятием выступает прошлый опыт, который позволяет отобрать существенные признаки.

2. Структурализм (Вундт, Титченер).

Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу сознания. Вундт говорил, что выделить чистое ощущение крайне трудно. Титченер разработал технику выделения чистых ощущений – аналитическая интроспекция. Чтобы быть аналитичными, люди должны быть внимательными и точно сообщать лишь ощущения в чистом виде. Мы должны избегать стремления примешивать к сообщению, относящемуся к опытам, лишние сведения. Субъект в этих опытах был активен, но его активность не подчеркивалась. Титченер вводил закон суммации ощущений, согласно которому образ как представление – это сумма ощущений. Следующее положение – положение о прошлом опыте субъекта. Прошлый опыт – это совокупность образов-представлений. Каждый такой образ-представление есть сумма ощущений. Воспринимаемый первичный материал, первичные образы, накладываются на прошлый опыт субъекта и путем такого наложения происходит опознание объекта по его ключевым признакам.

3. Восприятие как процесс категоризации. Теория Джерома Брунера.

Для Брунера, восприятие – часть интеллекта.

2 основных положения:

ü Восприятие – это процесс категоризации, т.е. отнесения объекта к категории. На организм воздействует некий раздражитель, и он отвечает на него, относя его к соответствующему классу вещей или явлений.

ü Восприятие – это процесс принятия решений. На основе набора признаков нервная система должна «решить», чем является раздражитель.

Этапы принятия решения:

1. Первичная категоризация – явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии»значение» события может ограничиваться только тем, что это «объект», «звук» или «движение». Этот процесс происходит бессознательно.

2. Поиск признаков. Здесь мы ищем дополнительные признаки, которые позволили бы точно отнести объект к какой-либо категории. Если объект хорошо соответствует какой-либо категории, то процесс более точного отнесения стимулов к категории на основе дополнительных признаков может быть также бессознательным. Если соответствие неточно, тогда мы начинаем искать дополнительные признаки, которые помогли бы более точному отнесению объекта.

3. Подтверждающая проверка. Поиск ограничивается кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную гипотезу (категорию).

4. Завершение проверки. Внимание к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо блокируются.

Основным для Брунера является понятие прошлого опыта. Прошлый опыт субъекта – это определенный набор устоявшихся категорий. У каждой категории есть своя степень готовности обнаружения, перцептивная готовность. Объект выступает для субъекта как проблеме.

4. Теория перцептивного цикла У. Найсера.

Найсер предлагает для анализа процесса восприятия схему перцептивного цикла. Он пытался рассматривать как стимулы окружающей среды, так и внутренние когнитивные механизмы.

Схеме – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схеме принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации. Схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря чему, открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.

С биологической точки зрения, схема – часть нервной системы. Это некоторое активное множество физиологических структур и процессов; не отдельный центр мозга, а целая система, включающая рецепторы, афференты, центральные прогнозирующие элементы и эфференты.

В каждый момент квалифицированная деятельность определяется наличной ситуацией, тем, что происходило ранее, а также планами и ожиданиями действующего. Схема – это план сбора информации об объектах и событиях, план получения новой информации. В случае зрения, схема – направление исследовательских движений головы и глаз. Восприятие по своей природе избирательно. Схема, не только план, но также и исполнитель плана. Это структура действия, равно как и структура для действия.

При восприятии, важнейшими когнитивными структурами являются предвосхищающие схемы, подготавливающие индивида к принятию информации строго определенного, а не любого вида и, таким образом, управляющих активностью. Восприятие – конструктивный процесс, в каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него ее принятие, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, нам часто приходится активно исследовать поток информации, например, двигая головой, глазами или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий. Результат обследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации.

Описанный процесс автор называет перцептивным циклом и представляет его в следующей модели:

 

1. схема 2. обект 3. исследование

5. Сравнение с эталоном.

В процессе приобретения жизненного опыта у нас образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с некоторым значением. Этот эталон находится в долговременной памяти и при восприятии объекта, мы ищем, какой эталон к нему лучше всего подходит. Распознание происходит путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов.

6. Подетальный анализ.

Восприятие – многоуровневая обработка информации, в которой сложному этапу предшествует этап идентификации входных стимулов по их более простым деталям. Хьюбл и Визель получили данные в пользу гипотезы о подетальном анализе. Они вживляли мелкие электроды в зрительную кору кошки и обезьяны, а потом изучали нервную активность, при предъявлении различных стимулов. Они обнаружили, что некоторые клетки реагируют только на горизонтальные фигуры, а некоторые только на вертикальные.

Механизм разложения паттерна на простые детали скорее всего этап, предшествующий анализу информации на высшем уровне.

Непосредственное отношение к подетальному анализу имеют наблюдения за движениями глаз и зрительными фиксациями. Чем дольше мы смотрим на деталь паттерна, тем больше информации мы из нее извлекаем. Ярбус предположил, что чем больше информации содержит деталь, тем дольше на ней задерживается взгляд. Таким образом, мы фиксируемся не на всех деталях, а на наиболее важных – на тех, которые несут наиболее значимые характеристики объектов. Распределение точек фиксации зависит также от целей наблюдателя. Таким образом, восприятие деталей сложного паттерна зависит не только от физических свойств стимула, но и от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация.

7. Прототипное сравнение.

Альтернативная теория сравнения с эталоном.

Вполне вероятно, что в долговременной памяти хранятся не конкретные эталоны, а своеобразная абстракция паттернов, которая служит в качестве прототипа. Предполагается, что прототип – абстракция набора стимулов, воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него.

В эксперименте с формированием прототипа, Солсо и Маккарти, обнаружили, что испытуемые неверно опознают прототип, как ранее виденную фигуру и делают это с большей уверенностью, чем при опознании ранее виденных фигур. Это явление называется псевдопамятью. Они предположили, что прототип формируется на основе часто встречающихся признаков: как правило, чаще воспринимаемые признаки имеют больше шансов сохраниться в памяти, чем редко воспринимаемые. Таким образом, можно представить, что процесс приобретения знания в паттерне состоит из 2 этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношениях между признаками.

Выделяют следующие общие характеристики прототипов:

1. Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных экземпляров.

2. Мы приобретаем определенные знания о прототипе даже когда имеем дело только с его видоизменениями.

3. Мы приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов, причем, хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем знакомые.

4. О модифицированных экземплярах мы судим по степени их близости к прототипу.

5. Формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени их отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.

Существуют 2 теоретические модели построения прототипов:

1. Модели пространственной тенденции – прототип из всех экземпляров.

2. Модель частоты признаков – прототип отражает наиболее часто встречающиеся сочетания признаков. Прототип – это паттерн встречающийся наиболее часто встречающихся признаков, свойственных некоторому набору экземпляров. Каждый раз, когда человек смотрит на паттерн, он регистрирует и признаки паттерна и взаимосвязи между ними.

8. Экологическая теория восприятия Джеймса Гибсона.

Реальное восприятие – это извлечение субъектом возможностей для его жизни и развития из окружающей среды. В стимуле есть все необходимое для восприятия. Восприятие есть функция стимуляции, а стимуляция функция окружающей среды.

Субъект – это обитатель мира. Он не отягощен какими-либо идеями ( пространства или времени). Гибсон рассматривает человека, его непосредственный опыт. Что получишь из опыта, то твое. Мир – это среда обитания, где есть все необходимое для восприятия. Первичную информацию не следует обогащать, ее нужно различать. В стимуле есть все. Источник восприятия – это свет, который создает рельеф и передает структуру поверхности.

Мир и основные объекты связаны между собой в движении. Сам субъект – это не только сетчатка, это одно единое тело, где сетчатка есть часть тела. Взаимодействуют 2 движущихся источника – субъект и мир.

Гибсон рассматривает не наблюдателя, а обитателя среды и определяет восприятие как активное извлечение важной для субъекта информации из всеобщего светового строя, который упорядочен также как реальные поверхности. Для Гибсона, субъект активен, но в данном случае не выходит за пределы стимульного материала, активность состоит в различении деталей. Чем полнее контраст, чем выше активность субъекта по отношению «добыванию» стимулов, тем этих деталей больше. Гибсон представляет нам процесс восприятия как непосредственный, непроизвольный. Для Гибсона восприятие – это извлечение возможностей. Научение влияет на восприятие не в плане участия памяти, а в том плане, что тренированный субъект способен извлечь больше информации из стимула.

Свойства восприятия:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Формируется с первого года жизни человека на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

2. Целостность – в отличие от ощущений, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения полученной информации ототдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при не полном отражении отдельных свойств объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3. Структурность – восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не являются простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

4. Осмысленность – восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Процесс осмысления информации может быть представлен структурно-логической схемой:

· 1 этап – выделение комплекса стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

· 2 этап – поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

· 3 этап – отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятия решения.

· 4 этап – формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Таким образом, восприятие в значительной степени интеллектуальный процесс.

5. Активность (избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

6. Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении условий восприятия предметов. Соответственно этому изменяются и рецепторные процессы. Примером константности является постоянство восприятии размеров фигуры человека, удаленного на расстояние механизмы константности формируются в онтогенезе. Основные параметры формируются к 2 годам, но развитие продолжается до 14 лет. Основной предпосылкой константности является отражение ситуации в которой воспринимается объект. Большое значение имеет прошлый опыт, связанный с видением предметов на разном расстоянии. Константность не является абсолютной. С увеличением дистанции наблюдения коэффициент константности уменьшается. При удалении предмета разрушается константа величины, затем формы, и наконец цвета. Восстановление происходит в обратном порядке.

В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности. Зависимость образов восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, прошлого опыта и жизненного пути – апперцепция.

 

Виды восприятия:

1. Классификация по основной модальности.

· Зрительное

· Слуховое

· Осязательное

· Обонятельное

· Вкусовое

2. Классификация по форме существования материи.

· Восприятие пространства

· Восприятие времени

· Восприятие движения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игры-шутки | Восприятие движения и времени

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 10371; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.