КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль СМИ в формировании национального самосознания молодежи
Решающее влияние на воспитание личности молодого человека, на формирование его национального самосознания оказывают не только семья и образовательные учреждения, но и окружающая его информационная среда. Трудно переоценить роль информационного пространства, где развивается и растет человек. Обладая огромным влиянием на общественную аудиториюСМИ должны нести ответственность за воспитание детей и молодежи. Последствия их деятельности накладывают печать на разум и психику людей, прежде всего молодых. СМИ влияет на формирование и функционирование личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие. Благополучие общества во многом зависит от того, основывается ли информирование зрителя, читателя или слушателя на заботе о нравственном состоянии личности и общества, раскрываются ли в работе СМИ положительные идеалы, присутствует ли в них осуждение порока и зла. По исследованиям ученых «более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек живет и развивается в условиях благоприятной психогигиенической, облагороженной информационной среды». Обсуждая вопрос о деятельности СМИ, многие ставят во главу угла принцип свободы слова. Необходимо, однако, уточнить интерпретацию этого принципа. Сегодня, в век стремительного развития информационных технологий, манипулировать поведением людей стало особенно легко. Многим молодым людям стало сложно отличать свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне. В молодежной среде нельзя допустить разжигания вражды и ненависти, демонстрации образцов безнравственного поведения в качестве некоей культурной нормы. Поэтому свобода слова должна сочетаться с ответственностью и этической взвешенностью.Поэтому нормативным документом в информационной сфере является Закон РК «Осредствах массовой информации», который регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией РК. Являясь относительно самостоятельной системой, СМИ характеризуются такими составными элементами как содержание, свойства, форма, методы, уровень организации. Отличительные черты СМИ - это публичность, специальное техническое обеспечение, непостоянный объем аудитории, варьирующийся в зависимости от подаваемого материала. Различают следующие подсистемы СМИ как печать, радио, телевидение, Интернет, реклама. В печати информация распространяется путём нанесения текста на бумагу при помощи специальных технических средств в типографии. Но печатные СМИ (журналы, газеты и др.) проигрывают электронным в оперативности подачи информации - что в современном мире является немаловажным фактором. Радио вещает при помощи электромагнитных волн, которые расшифровываются радиоприёмником. В отличие от печатной прессы преимущество радиовещания заключается в быстроте распространения информации на большие расстояния, одномоментность получения информации всеми слушателями. Телевидение также распространяет информацию при помощи электромагнитных волн, но к звуку добавляется изображение. Сигнал принимается на телевизор. Благодаря спутниковому телевидению возросла возможность получения информации по множеству каналов, которые оповещаются во многих странах. Сейчас в каждой семье с помощью кабельного и спутникового телевидения можно смотреть до 100 и более каналов на нескольких языках. Все эти средства доносят востребованную информацию до массовой аудитории своевременно, оперативно и качественно. В настоящее время значительное влияние на формирование мировоззрения, развитие самосознания молодежи оказывают процессы, происходящие в Интернет-пространстве. Следует признать, что возможности, предоставляемые сетевой средой для духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания молодежи, используются сегодня лишь в крайне ограниченном объеме. Молодежная Интернет-среда стала площадкой для развития деструктивных тенденций, которые подчас выплескиваются в реальную действительность. К информации находящейся в глобальной сети имеет доступ любой человек, подключенный к Интернет. И эта очень большая по объему информация, которая может обновляться, сопровождаться большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя, пола, возраста, семейного положения и других значимых социальных характеристик. Необходимо также отметить влияние Интернет на виртуальное общение молодежи. Очень остро стоит проблема Интернет зависимости именно в этой возрастной категории, и многие врачи-наркологи уже выделяют это, как отдельную болезнь. В первую очередь, это зависимость от социальных сетей. На таких сайтах зарегистрированы миллионы молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет, которые проводят большую часть своего времени, изолируясь от живого общения. Интернет - ещё одно, очень мощное и перспективное «оружие» СМИ, с помощью которого проще всего воздействовать на сознание молодёжи, потому что именно эта возрастная категория является основой пользователей всемирной сети. Не менее важную роль в информировании населения играют сейчас рекламы. Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Эффективность рекламы зависит прежде всего от степени охвата аудитории, что обеспечивается симбиозом рекламы и СМК (средств массовой коммуникации). Для современных СМК реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления. Рекламу можно также рассматривать как способ коммуникацииосуществляемый с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию. Наряду с созидательным потенциалом различных передач, телепроектов, периодической печати, Интернет-сети немало информаций негативно влияющих на сознание молодежи и подростков, пропагандирующих насилие, зло и аморальные тенденции. В связи с этим требуется некий фильтр информаций, негативно влияющих на сознание молодежи, и этим фильтром может стать только духовно-нравственные общечеловеческие ценности каждого человека. Процесс информатизации общества благодаря компьютерным и телекоммуникационным достижениям развивается стремительными темпами и охватывает все большее количество населения земного шара. Поэтому СМИ являются одним из действенных факторов влияющих на формирование мировоззрения современной молодежи, системы национальных и общечеловеческих ценностей. XXI век называют информационным веком, так как обновляется теле- и радиотехника, меняется качество программ, увеличивается количество телевизионных каналов. Среди отечественных каналов телевещания увеличились программы на государственном языке, на языке межнационального общения, на иностранном языке, акцентирующие внимание зрителей и слушателей на особенностях национальных и этнических культур, что способствует развитию поликультурности населения. В формировании национального самосознания современной молодежи большую роль играют различные виды телепрограмм на разных отечественных каналах. К примеру на телеканале «Казахстан» (программа «Көкпар», «Сөз мерген» и др.), на канале «Ел арна» («Азамат жастар» и др.), на канале «Хабар» («Айбын» и др.), на «31 канале» («Замандастар», и др.), на канале «Рахат» («Ғибрат», «Зерде», «Қасиет», «Ұлт пен ұрпақ», «Ұлағат» и др.) и другие способствуют формированию национальных, общечеловеческих ценностей, культуры межнационального общения среди молодежи. Духовному обогащению современной молодежи, формированию у нее нравственных ценностей и гуманистического отношения к себе, к народу, к Родине, к миру является канал «Асыл арна». 4. Глобализация как один из факторов, влияющих на межкультурный диалог и национальное воспитание. В истории человечества всегда имели место взаимовлияния, взаимосвязи и взаимодействия между культурами различных стран мира. В начале третьего тысячелетия эти взаимовлияния усилились благодаря явлениям глобального характера. Глобальными явлениями, по мнению В.С. Кукушина, можно считать достижения, открытия, изобретения, которые теряют свою «территориальную» принадлежность, т.е. локальность, и становятся достоянием всего человечества. Глобализационные процессы нарастают в связи с новыми экономическими формами международного сотрудничества, усилением информационных потоков, потребностью к усвоению опыта иных культур, тягой к новизне и переменам. В настоящее время с ускорением темпов развития информационных технологий возросла возможность людей устанавливать контакты, получать необходимую информацию, не переходя за пределы территориальной принадлежности. То есть если раньше человек мог общаться с людьми из других стран только с помощью писем, телеграмм и т.д., то в настоящее время общение людей не ограничивается ни временем, ни расстоянием. Современному человеку благодаря развитию электронной техники и телекоммуникационных сетей в режиме on-line открываются большие возможности общения с людьми из любой точки земного шара. То есть глобализационные процессы ставят каждого человека на такую позицию, когда он чувствует себя частицей мирового сообщества. Что такое глобализация? Как она влияет на развитие каждой страны и человечества в целом? Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р.Робертсона. С середины ХХ века различные аспекты этого феномена изучались такими исследователями как Д.Белл, П.Дракер, Л.Туроу, И.Уоллерстаун, М.Арчер, Б.Тернер и др. В переводе с английского языка слово «глобализация» означает всемирное, общее, целостное, всеобъемлющее и т.д. Глобализация понимается и как интеграция во всемирное пространство и как интеграция полиэтнических сообществ в общемировые отношения. Такая масштабность данного феномена показывает его многогранность, сложность и многоаспектность. Итак, глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. В исследовании этого феномена встречаются различные мнения и толкования в сторону усиления и позитивных, и негативных ее сторон. Многие исследователи рассматривают глобализацию как объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном масштабе, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных культур или цивилизаций в целом. Причину распространения глобализационных процессов можно связать с тем, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне одной культуры, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения таких проблем в соотнесенности и сравнении с мировыми процессами. С течением времени глобализационные процессы усиливают экономические, политические, идеологические, культурные связи между различными странами и группами стран. Большое разнообразие этих взаимодействий позволяет рассматривать такие основные аспекты глобализации как: - экономическая глобализация; - политическая глобализация; - культурная глобализация. Последний из этих аспектов является базовым для всех других, так как именно благодаря культуре международного сотрудничества становятся возможными формирование рыночных механизмов в экономике, осуществление политических связей между государствами. Сегодня трудно представить себе государство, изолированное от глобализационных процессов, так как его развитие и процветание связано с уровнем духовного и культурного развития, экономики, науки и техники сотрудничающих с ним стран. И это означает, что глобализацию надо рассматривать как взаимопроникновение и единение различных национальных, религиозных, политических интересов, интеграцию различных культур и цивилизаций. В развитии глобализационных процессов важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях общечеловеческую значимость. В этом диалоге Казахстан является связующим мостом между Европой и Азией и синтезирует европейскую и восточную культуры. Наряду с позитивными сторонами процесса глобализации, по мнению социологов, наблюдаются и некоторые противоречивые точки зрения исследователей. Первой точки зрения придерживаются исследователи, которые утверждают, что глобализация создает конкуренцию между нациями, приводит к вытеснению одной нации другой. Отсюда, как опасаются представители этой группы исследователей, может произойти обесценивание национальной культуры, а вместо них появиться третья искусственно созданная культура. По мнению С.Л.Бурмистрова основной опасностью при этом может оказаться возможность потери разными культурами своей индивидуальности, своей специфики, что неизбежно приведет и к утрате носителями данной культуры своей самоидентичности, к размыванию культур и вследствие этого к потере исключительно важного для развития любой цивилизации фактора - фактора разнообразия. По мнению другой группы исследователей, национальное самосознание, национальное «Я» ведет к разногласию и раздору. Каждая нация будет стремиться в глобализационном процессе сохранить духовную, религиозную, языковую независимость своего народа. По мнению одного из представителей данной точки зрения, национальные идеи, национальные интересы всегда соприкасаются с конкуренцией и являются тормозящим механизмом для взаимосвязи, обмена опытом и стабильности. Э.Гидденс предполагает, что национальные сообщества это искусственные объединения, что язык, культура, традиции – это общие ценности, поэтому другие нации должны будут согласиться с преобладающим языком и культурой. Каждый народ имеет свою неповторимую культуру, отличающуюся особой ценностью и своеобразием. Каким образом соотносятся различные культуры, что может быть для них общим? В условиях глобализации всех людей объединяет общечеловеческая культура, основанная на принципах гуманизма. Диалог культур является необходимым условием для развития межэтнических, межнациональных отношений. Как отмечает Н.В.Кокшаров, диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряжение, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Методологические основы взаимовлияния культур, диалога культур были разработаны в трудах М.Бахтина, которые были глубоко изучены и развиты В.С. Библером. Как утверждает М.Бахтин, диалог - это взаимопонимание участвующих в этом процессе и в то же время сохранение своего мнения и сохранение дистанции. Диалогичность рассматривается как фактор развития и взаимодействия, объединения, как показатель общей культуры общества. По мнению М.Бахтина каждая культура живет только в вопрошании другой культуры, что великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. В диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания между разными и противоречивыми культурами. В настоящее время диалог культур рассматривается как объективная необходимость для освоения достижений другой культуры, для взаимообогащения и взаимодополнения, взаимопонимания, основанного на доверии и согласии. Именно неповторимость национальных, региональных, этнических особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый с другими уровень. Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. Как показывает реальная практика сейчас восточная культура оказывает огромное воздействие на культуру европейстких стран. Например, занятие йогой,различными видами восточных единоборств, древнекитайской оздоровительной гимнастикой, точечный массаж и др. В индустрии оздоровления и питания большим спросом пользуются методы тибетской медицины, тонизирующие травяные чаи, зеленый чай, и т.д. Но чтобы понимать другую культуру человек должен быть открыт к национальной, отечественной культуре. Только через уважение национальных ценностей человек может научиться ценить иную культуру и приобщиться к общечеловеческой культуре.
Вопросы для самоконтроля 1. Какова роль культурного наследия народа Казахстана в национальном воспитании молодежи? 2. Что вы знаете о литературном, архитектурном и музыкальном наследии казахского народа? 3. Как вы понимаете понятие «ценностные ориентации современной молодежи»? 4. Каковы основные задачи государственной молодежной политики в Республике Казахстан? 5. Охарактеризуйте влияние СМИ на формирование мировоззрения современной молодежи. 6. Охарактеризуйте основные виды СМИ. 7. Какие функции выполняют современные молодежные организации? 8. В чем сущность процесса глобализации? 9. Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны глобализации относительно ее влияния на национальное воспитание. 10. Что вы понимаете под межкультурным диалогом?
Обязательная литература 1. Кукушин В. С. Общие основы педагогики.Уч.пособие для студентов пед.вузов. М.- 2006. – С.194. 2. Бурмистров С.Л. О концептуальных основаниях диалога культур в условиях глобализации. www.perspektivy.info/globalizaciya. 3. Кокшаров Н.В. Диалог культур. http://yarcenter.ru/. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.- 1986 г. С. 430. 5. Кубесов А. Педагогическое наследие аль-Фараби. Алма-Ата: 1989. – 152 с. С.26. 6. Книга слов/Абай. Записки Забытого/Шакарим; Пер.с каз. К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. – Алма-Ата. 1992.- 128 с. 7. О молодежных организациях г.Алматы. balazan.kz/teen/ho4y/detail. Дополнительная литература 1. Современный словарь по педагогике. / сост. Рапацевич Е.С. – Мн. 2001. – 928 с. 2. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года. О государственной молодежной политике в Республике Казахстан. 3. Педагогика. Уч.пособие для ст. Пед.вузов. и пед кол. /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М. 1998. - 640с. С. 427. 4. Концепция Стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы. г. Астана, 2008 г. 5. Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации». от 10.07.09 г. № 178-IV.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |