КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть. - сущность определения медицинской этики и деонтологии;
ПОНЯТИЕ О БИОЭТИКЕ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3
Компетенции: ПК 4.2; ОК - 1; 10; 11;
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ: - сущность определения медицинской этики и деонтологии; - этические принципы медицинской деятельности; - возможные нарушения этико-деонтологических норм и их последствия для пациента; - типы медсестер, по И.Харди, и возможность профессиональной деформации медсестры; - основные принципы сестринской этики и деонтологии. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Медицинская этика как прикладная наука. 2. Краткий исторический очерк этико-деонтологических концепций. 3. Этические категории "Долг" и "Ответственность". 4. Этические нормы. Медицинский этикет. Субординация. 5. Влияние медицинского коллектива на пациента. 6. Влияние пациента на самого себя. 7. Влияние пациентов друг на друга. 8. Этика и деонтология в связи с возрастом. 9. Профессиональная деформация медсестры. 10. Типы медсестер, по Харди.
"Ethos" - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения. ДЕОНТОЛОГИЯ (deontos- должное, надлежащее, logos - учение) изучает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология применимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, агрономической и так далее, в том числе, и медицинской. Медицинская этика изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология изучает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники. Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии. Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была особенностью медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь". Понятие медицинская деонтология было введено сравнительно недавно: в начале прошлого столетия английским ученым и философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтологии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. А так же советские ученые и организаторы здравоохранения: Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие внесли вклад в развитие этики и деонтологии. Долг и ответственность. Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (профессиональных) обязанностей.
ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!
Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника: 1. моральный - это оказание медицинской помощи вне зависимости 2. профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не со Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются престижностью. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик выявляется без труда и может получить, к сожалению, отрицательную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой. Существуют и определенные правила поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медработника.
Внешняя культура поведения: 1. внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь), 2. соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, не упот Внутренняя культура поведения: 1. отношение к труду, 2. соблюдение дисциплины, 3. дружелюбие, соблюдение субординации Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном счете значительно ухудшает работу лечебного учреждения. Нужно всегда соблюдать главный этический принцип НЕ НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, и скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страдания пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо, для восстановления его здоровья. В противном случае, у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых исследований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности, общения медперсонала, наблюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают: 1. поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе; 2. неверное толкование лечебных и диагностических процедур; 3. депрессия от бездействия или невнимания персонала. Как следствие всего выше перечисленного, у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - канцерофобия, болезни сердца - кардиофобия и так далее). Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома, в палате. Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрицательным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим прогнозом борется за жизнь, и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате так, чтобы они соответствовали по характеру друг другу. И совсем идеально, если общение друг с другом принесет им удовлетворение. Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, время надеется на быстрое улучшение. Подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами жевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что лет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самообвинения больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осторожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим смирением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболели впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, подвержены исключительно серьезным проявлениям страха. То есть очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания. У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником. А может быть инфантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Медсестра постоянно близко общается с больным, тогда как врач видит его только на обходе, и должна своими заботливым, уважительным отношением, беседами с больным ориентировать его на выздоровление. Это особенно трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней, с тяжелым исходом. Профессиональная тайна. Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или.с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права на информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и так далее). Медсестра должна объяснить цель назначенных манипуляций, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупредить о негативных последствиях этого шага. Кроме того, медсестра должна ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо использовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом и должна обучить самого пациента, его родственников некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом круг деятельности медсестры очень широк.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |