КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Методы факторного анализа показателей деятельности
Любой хозяйственный процесс складывается под воздействием разнообразных факторов, причем все они находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообусловленности. Все факторы, воздействующие на финансовые результаты деятельности, могут быть классифицированы по различным признакам: значимые и второстепенные, постоянные и временные, общие и специфические, экстенсивные и интенсивные, поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке, внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) и т.п. Для целей анализа важное значение имеет классификация факторов на внутренние и внешние. Внутренними (эндогенными) факторами называются факторы, определяющие результаты работы организации изнутри. К ним относят: · материально-технические (использование ресурсов, прогрессивных и экономичных предметов труда, производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства); · организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, видов товаров, разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений и др.); · экономические (финансовое планирование деятельности, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, снижения себестоимости, налоговое планирование, стимулирование производства и др.); · социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников и др.). Внешние (экзогенные) факторы – это факторы, не зависящие от деятельности коллектива, но количественно определяющие уровень использования производственных и финансовых ресурсов данной организации: природные условия; социально-экономические условия; рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности; организация эффективной рекламы; повышение конкурентоспособности; уровень развития внешнеэкономических связей; изменение цен в связи с инфляционными процессами и др.); хозяйственно-правовые и административные (налогообложение; правовые акты; государственное регулирование тарифов и цен, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации и др.). С позиции экономического анализа особую значимость имеет идентификация факторов экстенсивного (количественного) и интенсивного (качественного) развития (рис. 1, 2).
Рис. 1. Взаимосвязь факторов экономического роста
Использование производственных и финансовых ресурсов организации (то есть внутренних ресурсов) может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация состоит в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. Базой интенсификации является научно-технический прогресс (НТП). Анализ интенсификации производства требует классификации факторов экстенсивного и интенсивного развития.
Рис 2. Классификация факторов экстенсивного и интенсивного развития производства
Основными показателями объема производства и продажи продукции являются стоимость произведенной продукции и объем продаж (стоимость реализованной продукции). Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая продукция (ВП) и товарная (ТП). Объем произведенной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота, то есть стоимости той части продукции, которая используется на собственные производственные нужды. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Расчетная формула: ВП = Готовая продукция + Полуфабрикаты на сторону + Услуги на сторону + Остатки незавершенного производства Товарная продукция – валовая продукция за минусом незавершенного производства.
На предприятиях с длительным производственным циклом о произведенной продукции судят по валовой продукции; на предприятиях, где длительность цикла менее года – о произведенной продукции судят по товарной продукции. Показатель товарной продукции удобнее, нежели показатель валовой продукции, использовать при проведении рыночных исследований. Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл.
Таблица. Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год
В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.
Объем производства является показателем неразрывно связанным с объемом реализации продукции. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. На объемы выпуска продукции оказывают влияние различные факторы. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы: Ø обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования; Ø обеспеченность основными средствами, эффективность их использования; Ø обеспеченность сырьем и материалами и эффективность их использования.
Важнейшей характеристикой реализованной продукции является объем продаж, представляющий объемы реализованной продукции покупателям.
Выручка от продаж формируется: В = ∑ pi * qi Поэтому, основными факторами, влияющими на величину выручки от продаж, являются: § количество проданной продукции; § цена реализации единицы продукции.
За счет изменения количества: +20 * 17,826 = +356,5 За счет изменения цен: +1,774 * 250 = +443,5 Итого общее изменение выручки от продаж: +356,5 + 443,5 = +800.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом элиминирования (табл. 5.10), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Таблица. Анализ структуры товарной продукции
Примечание: Здесь t0 – базовый уровень показателя (прошлый период, план отчетного года, данные другого предприятия и другие базы сравнения); t1 – текущий уровень показателя.
Вусл1 = ∑ (VВобщ1 * Удi1 * Цi0) = 83 600 тыс. руб., Вусл2 = ∑(VВобщ1 * Удi0 * Цi0) = 76 000 тыс. руб., ∆Встр = Вусл1 - Вусл2 = 83600 – 76000 = +7600 тыс. руб. где: В – стоимость валового выпуска продукции; VВобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении; Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства; Цi – цена i-го вида продукции.
Если бы объем производства равномерно уменьшился на 5% по всем видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составил бы 76 000 тыс. руб. При текущей структуре он выше на 7600 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске. Прирост объема продаж зависит от степени экстенсивности и интенсивности использования того или иного ресурса. Считается, что ресурсы используются эффективно, если относительный прирост объема продукции превышает относительный прирост соответствующего ресурса. Оценка влияния ресурсов на объем продукции:
В процессе анализа рассматриваются использование основных средств, материальных и трудовых ресурсов и их влияние на изменение объема продукции.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |