КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1: Сущность предпринимательства
Предприниматели, это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. К предпринимателям следует относить всех, кто выполняет названную функцию, в том числе работников организации, а также и экономистов, финансистов, юристов, консультантов и пр. Особенностью предпринимателей как общественной группы является ее принципиальная немногочисленность. Предприниматели - это особый тип склонных к инновационной деятельности людей. По своим деловым качествам, ценностным ориентирам, корпоративным нормам поведения менеджеры представляют собой противоположность индивидуальным предпринимателям. Им чужды индивидуализм, жесткость, способность рисковать, соперничество и властолюбие. Напротив, им присущи стремление работать «в команде», коллективизм, осознание ценности сотрудничества. Индивидуальный владелец капитала, как правило, стремится к получению максимальной прибыли. Для менеджеров гораздо важнее сохранение условий получения стабильного дохода и гарантии сохранения своего социального положения. Таким образом, высший менеджмент фактически функционально заменил предпринимателей. Рассредоточение предпринимательской функции в виде распределения процесса принятия решений и вовлечения в предпринимательский процесс ее большего числа участников является объективным условием современного предпринимательства. Распределение прав собственности является объективным процессом и условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Эффективная предпринимательская деятельность невозможна без мотивации наемных работников. Мотивация - процесс, направленный на побуждение человека к деятельности, результатом которой является достижение личной, коллективной или общественной цели. Практически все предшественники Й. Шумпетера видели в качестве ведущих мотивов предпринимательской деятельности прибыль. Й. Шумпе-тер одним из первых представил развернутую трактовку неэкономических мотивов предпринимательства и выделил три основные группы таких Мотивов: 1) стремление иметь «свою империю» - быть полновластным господином на собственном предприятии, которое предприниматель сам конструирует и сам строит, и которое, в случае успеха, полностью отвечает его запросам, потребностям, ценностям. 2) воля к победе - возможность в рамках собственного «дела» доказать собственную состоятельность, проявить мужество, ум, стойкость в борьбе с Конкурентами и другими факторами среды, реализовать себя как личность. 3) радость творчества - возможность заниматься любимым делом, полностью соответствующим индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий. Экономическая мотивация, как фактор развития предпринимательства, представляет собой процесс согласования экономических целей, которые ставят перед собой и предприниматели и наемные работники при организации и ведении производственно-хозяйственной деятельности. Формой участия субъекта предпринимательской деятельности в хозяйственной деятельности является его экономическая активность - целесообр азная деятельность человека в экономических процессах, направленная на получение «чистой» (то есть превышающей затраты) выгоды. Предпринимательская способность субъекта предпринимательства не ограничивается энергией предпринимательской активности и обязательно дополняется образованием, опытом, знаниями, навыками и умениями предпринимателя. Однако без самоорганизации - умения совершать последовательные, логически связанные действия, направленные на реализацию основной предпринимательской функции (новации), - предприниматель состояться не может, то есть функция субъекта предпринимательства напрямую связана с самоорганизацией. К основным, исходным положениям самоорганизации относятся: генерирование идеи; планирование, то есть трансформация идеи в товар (работу, услугу); принятие предпринимательского решения о реализации предпринимательского проекта; создание предприятия как имущественного комплекса в рамках организационно-правовой формы и определение статуса своего участия в реализации предпринимательского проекта; инвестирование (финансовое обеспечение предпринимательского проекта): управление предприятием; оценка эффективности предпринимательской деятельности. Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес фирмы-производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного фактора. Инновация - нечто, воспринимаемое как новое, как нововведение. Нововведение - процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новое приложение научно-технических знаний, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса, обеспечивающих рыночный успех, запуск в производство нового продукта. Под новшеством понимается новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты. В предпринимательстве принято рассматривать два основных элемента: новаторскую, инновационную деятельность как предпринимательскую функцию; действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции (Рис. 1.1).
Новаторская инновационная деятельность как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте или технологии и дальнейшее распространение нововведения представляет собой следующие этапы. Первый - отбор новых идей, знаний, новых продуктов, услуг, операций, принципов организации как результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иных научно-технических результатов, то есть новаций. Вторым является внедрение, введение новации в практическую деятельность, то есть нововведение (инновация). Третьимэтапом является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологии в новых местах и условиях. Идеи могут быть как собственные, так и заимствованные. Генерирование собственных идей или заимствование чужих предполагает создание предпринимательского проекта, в котором разработан алгоритм действий предпринимателя. Обязательной составной частью предпринимательского проекта является технико-экономическое обоснование (бизнес-план) трансформации идеи в предприятие, позволяющее реализовать идею. Поскольку в основе любой идеи всегда лежит конкретный продукт (товар, работа или услуга), который может быть востребован рынком, то в случае, если на рынке предлагаемый продукт не востребован, то, соответственно, и идея будет не реализована. Для определения востребованности продукта и состоятельности идеи проводятся экспертные оценки. После генерирования предпринимательской идеи, на первом этапе предприниматель самостоятельно дает экспертную оценку своей идее па предмет совместимости идеи с возможностями предпринимателя. Если первая экспертная оценка идеи положительна, то, как правило, для второй экспертизы приглашаются внешние эксперты. В этом случае изучается деловая среда на предмет совместимости предпринимательской идеи с внешней средой и возможные формы реализации идеи (индивидуальное предпринимательство, создание предприятия, интрапренерство и т. д.). Для принятия предпринимательского решения необходимо иметь информацию о соотношении на конкретном рынке между спросом и предложением продукта, который заложен в предпринимательском проекте. Выявление соотношения между спросом и предложением продукта дает возможность предпринимателю принять решение о целесообразности реализации идеи. Перед принятием предпринимательского решения о реализации рассматриваемой идеи обязательно проводится экспериментальная оценка полученной информации. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. В сопоставлении этих факторов закладывается экономическая суть хозяйственной деятельности. Как известно, прибыль определяет уровень достижения поставленной цели, а она определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, поэтому реализация предпринимательской идеи предполагает управление затратами - как средство достижения предпринимателем высокого экономического результата. Управление затратами не сводиться только к снижению затрат, а распределяется на все элементы управления организацией. Любая предпринимательская деятельность должна быть эффективной по определению. Поскольку результат предпринимательской деятельности всегда связан с ее целью, атрибутом которой является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретный продукт (товары, работы и услуги), соот ветственно, объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга – то, что может удовлетворить чью-либо потребность, и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Лекция №2: Нестабильность, неопределенность и риск в предпринимательской деятельности Родовым признаком предпринимательства является рисковая деятельность, то есть риск есть постоянный спутник предпринимателя. Предпринимательская среда потенциально несет в себе нестабильность и неопределенность в отношении будущих событий и, соответственно, риск. Нестабильность предполагает переход к неизвестному состоянию, затрагивающему устойчивость предпринимательской системы. Условия нестабильности разрушают устойчивость предпринимательской деятельности. Нестабильность: 1) приводит к потере устойчивости предпринимательской единицы; 2) ухудшает показатели управляемости предпринимательской единицы; 3) преобразует предпринимательскую организацию в новую предпринимательскую структуру (делит или ликвидирует ее) согласно принципам самоорганизации. Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность предполагает наличие нестабильности, при которой результаты действий не обусловлены, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна. Риск - потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, вплоть до банкротства и ликвидации предпринимательской единицы. Риск связан с нестабильностью и неопределенностью, то есть с отдельными элементами предпринимательской среды, неблагоприятными обстоятельствами экономической деятельности, получением непредсказуемого результата в зависимости от принятого хозяйственного решения, действия. Природа нестабильности, неопределенности, рисков и потерь при осуществлении предпринимательской деятельности связана с финансовыми убытками предпринимателя. Финансовые риски можно объединить в три главные категории: риск локальный (чистый), спекулятивный и глобальный (Рис. 2.1). Локальный (чистый) риск - результатом его являются потери, но нет возможности выигрыша. Локальные риски возникают на уровне предпринимательской единицы Предприниматель мало, что может сделать для того, чтобы избежать локального (чистого) риска. Так, любой предприниматель, имеющий грузовик, должен считаться с риском аварии, а если он имеет объект недвижимости - с риском пожара. Спекулятивный риск. При локальном (чистом) риске предприниматель может терпеть убытки или остаться без прибыли. В случае же спекулятивного риска предприниматель или выигрывает, или проигрывает. Например, предприниматель решает вложить капитал в земельный участок в надежде на то, что земля поднимется в цене, но в зоне влияния начато строительство экологически вредного объекта (алюминиевый завод), соответственно, стоимость земельного участка понижается. Рис. 2.1. Категории финансового риска
Глобальный риск отличается как от чистого, так и от спекулятивного риска своим безличностным характером. Судьба не выделяет какого-то предпринимателя и не обходит своим вниманием всех остальных. Напротив, глобальный риск в одинаковой мере затрагивает всех участников предпринимательской деятельности. Так как риск является постоянным спутником предпринимательской деятельности - это заставляет предпринимателя не только анализировать варианты возможных альтернатив, но и искать возможность снизить риск. Рис. 2.2. Методы снижения рисков
Суть метода разделения рисков заключается в сокращении максимально возможных потерь за одно событие путем разделения активов фирмы. Активы фирмы можно разделить следующим образом: физически, то есть хранить свободные денежные средства в различных банках; по собственности, например, собственность фирмы, записывается на имя управляющих компанией, должности которых созданы для этих целей. Под объединением риска понимается метод снижения рисков, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики, что делает потери более предсказуемыми. В данном случае возрастает число единиц, подверженных риску, находящихся под контролем предпринимателя. Самым распространенным методом снижения риска является полная или частичная передача (трансферт) риска другой стороне, что позволяет учесть интересы сторон, участвующих в предпринимательской деятельности. При передаче риска необходимо учитывать: распределение риска между сторонами должно носить четкий характер; принимающая сторона должна иметь возможности своевременного выполнения всех взятых на себя обязательств; решение о передаче риска должно приниматься на базе критерия эффективности, в сравнении с аналогичными по надежности методами снижения риска; риск должен передаваться по обоюдно выгодной цене. Страхование рисков как метод минимизации представляет собой сделку о передаче локального (чистого) риска путем заключения двустороннего договора. Взамен на определенное вознаграждение, называемое премией, страховая компания соглашается выплатить обусловленную сумму для покрытия убытков при обстоятельствах, указанных в тексте договора, который называется страховым полисом. Самострахование (резервирование) - создание предпринимателем специального резервного фонда за счет отчислений из прибыли на покрытие непредвиденных расходов при наступлении рисковых событий. Самострахование - это слишком дорогостоящее дело для большинства предпринимателей. Лишь немногие могут уменьшить риск с помощью избыточных финансовых ресурсов и специально образованного страхового резервного фонда, так как он не вовлекается в оборот и является «мертвым», неработающим капиталом, не приносящим прибыли. Итак, предпринимательский риск - экономическая категория, количественно и качественно выражающаяся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской идеи, отражающей степень успеха предпринимателя. Предприниматели должны защищать себя и свои организации от непредвиденного развития событий, которые могут парализовать предпринимательскую деятельность и привести к краху. Есть четыре способа управления рисками: избегать риска; справиться с риском самому; предотвратить наступление неблагоприятного события; переложить риск на других. Для того чтобы остановить свой выбор на одном из названных практических подходов, предпринимателю следует предварительно проанализировать степень своей подверженности риску, прибегнув при этом к консультанту. Программа управления риском, которая станет результатом такого анализа, должна: четко выявить риски, которые могут привести к финансовым потерям; дать оценку того, насколько серьезными могут быть потери; выбрать оптимальный способ преодоления этих рисков.
Лекция №3: Внешняя и внутренняя предпринимательская среда Под предпринимательской средой (ПС) понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления к ним. ПС представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей, и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями. Внешняя среда предпринимательства представляется сложным неоднородным образованием, охватывающим широкий круг элементов, связанных как с фирмой - субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой. Чтобы раскрыть структуру внешней среды предпринимательства следует обратиться к характеру взаимоотношений, складывающихся между субъектом предпринимательства и элементами среды. Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность. В связи с этим, можно выделить отдельную группу элементов внешней среды - микроокружающую среду. Ее элементы пребывают в состоянии постоянного взаимовлияния, когда каждый из них способен обуславливать изменения в поведении другого, но, и вынужден приспосабливаться к этим изменениям. Вместе с элементами микроокружающей среды во внешней среде предпринимательства присутствует влияние факторов, имеющих более «жесткий» характер. Эти факторы (их можно назвать факторами макроокружающей среды) имеют ограничивающие, а иногда и стимулирующие свойства. Важнейшей особенностью таких факторов является невозможность какого-либо воздействия на них со стороны отдельных субъектов рынка, и наоборот необходимость в приспособлении к формируемым этими факторами условиям. Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д. Чтобы выделить факторы, обуславливающие параметры конкретного предпринимателя, необходимо располагать научно обоснованной классификацией, отражающей структуру макрофакторов. Экономические элементы обуславливают, в первую очередь, объем денежных средств, которые потребитель может направить на рынок конкретного товара и которые формируют условия спроса и емкость данного рынка. Экономические факторы макросреды охватывают и сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. Экономическая ситуация формируется во многом под влиянием политических факторов. Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда. Виды законов и других правовых актов являются, как правило, следствием политических процессов. Правовые документы любого вида всегда являются «жесткими» и однозначными ограничителями предпринимательства. Политические факторы оказывают влияние на экологическую ситуацию. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов: природно-климатические; природно-ресурсные; природоохранные. Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка. Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями обращения со всеми видами природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности, в их числе: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии. Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, окружающей территорию потребительского рынка. Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров. Внутренняя среда предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации, и полностью зависит от предпринимателя. Когда речь идет о внутренней среде предпринимательства, то имеется в виду: наличие капитала (как собственного, так и инвестированного); выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности; организационная структура организаций; рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т.д.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |