Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1: Сущность предпринимательства




Предприниматели, это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. К предпринимателям следует относить всех, кто выполняет названную функцию, в том числе работников организации, а также и экономистов, финансистов, юристов, консультантов и пр.

Особенностью предпринимателей как общественной группы является ее принципиальная немногочисленность. Предприниматели - это особый тип склонных к инновационной деятельности людей.

По своим деловым качествам, ценностным ориентирам, корпоратив­ным нормам поведения менеджеры представляют собой противополож­ность индивидуальным предпринимателям. Им чужды индивидуализм, жесткость, способность рисковать, соперничество и властолюбие. Напро­тив, им присущи стремление работать «в команде», коллективизм, осознание ценности сотрудничества. Индивидуальный владелец капитала, как правило, стремится к получению максимальной прибыли. Для менеджеров гораздо важнее сохранение условий получения стабильного дохода и га­рантии сохранения своего социального положения.

Таким образом, высший менеджмент фактически функционально заменил предпринимателей.

Рассредоточение предпринимательской функции в виде распределения процесса принятия решений и вовлечения в предпринимательский процесс ее большего числа участников является объективным условием современ­ного предпринимательства. Распределение прав собственности является объективным процессом и условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Эффективная предпринимательская деятельность невозможна без мотивации наемных работников.

Мотивация - процесс, направленный на побуждение человека к деятельности, результатом которой является достижение личной, коллектив­ной или общественной цели.

Практически все предшественники Й. Шумпетера видели в качестве ведущих мотивов предпринимательской деятельности прибыль. Й. Шумпе-тер одним из первых представил развернутую трактовку неэкономических мотивов предпринимательства и выделил три основные группы таких Мотивов:

1) стремление иметь «свою империю» - быть полновластным господи­ном на собственном предприятии, которое предприниматель сам конст­руирует и сам строит, и которое, в случае успеха, полностью отвечает его запросам, потребностям, ценностям.

2) воля к победе - возможность в рамках собственного «дела» доказать собственную состоятельность, проявить мужество, ум, стойкость в борьбе с Конкурентами и другими факторами среды, реализовать себя как личность.

3) радость творчества - возможность заниматься любимым делом, полностью соответствующим индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий.

Экономическая мотивация, как фактор развития предпринимательства, представляет собой процесс согласования экономических целей, которые ставят перед собой и предприниматели и наемные работники при организации и ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Формой участия субъекта предпринимательской деятельности в хозяйственной деятельности является его экономическая активность - целесообр азная деятельность человека в экономических процессах, направленная на получение «чистой» (то есть превышающей затраты) выгоды.

Предпринимательская способность субъекта предпринимательства не ограничивается энергией предпринимательской активности и обязательно дополняется образованием, опытом, знаниями, навыками и умениями предпринимателя. Однако без самоорганизации - умения совершать последовательные, логически связанные действия, направленные на реали­зацию основной предпринимательской функции (новации), - предприни­матель состояться не может, то есть функция субъекта предпринимательства напрямую связана с самоорганизацией.

К основным, исходным положениям самоорганизации относятся: генерирование идеи; планирование, то есть трансформация идеи в товар (работу, услугу); принятие предпринимательского решения о реализации предпринима­тельского проекта; создание предприятия как имущественного комплекса в рамках орга­низационно-правовой формы и определение статуса своего участия в реализации предпринимательского проекта; инвестирование (финансовое обеспечение предпринимательского проекта): управление предприятием; оценка эффективности предпринимательской деятельности.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возмож­ный интерес фирмы-производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием иннова­ционного фактора. Инновация - нечто, воспринимаемое как новое, как ново­введение. Нововведение - процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономи­ческий эффект, новое приложение научно-технических знаний, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса, обеспечивающих рыночный успех, запуск в производство нового про­дукта. Под новшеством понимается новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве принято рассматривать два основных элемента: новаторскую, инновационную деятельность как предпринимательскую функцию; действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функ­ции (Рис. 1.1).

 
 

 


Новаторская инновационная деятельность как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте или техно­логии и дальнейшее распространение нововведения представляет собой следующие этапы.

Первый - отбор новых идей, знаний, новых продуктов, услуг, операций, принципов организации как результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иных научно-технических результатов, то есть новаций.

Вторым является внедрение, введение новации в практическую деятель­ность, то есть нововведение (инновация).

Третьимэтапом является диффузия инноваций, под которой подразу­мевается распространение уже однажды освоенной, реализованной иннова­ции, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологии в новых местах и условиях.

Идеи могут быть как собственные, так и заимствованные. Генерирование собственных идей или заимствование чужих предполага­ет создание предпринимательского проекта, в котором разработан алгоритм действий предпринимателя.

Обязательной составной частью предпринимательского проекта является технико-экономическое обоснование (бизнес-план) трансформа­ции идеи в предприятие, позволяющее реализовать идею. Поскольку в ос­нове любой идеи всегда лежит конкретный продукт (товар, работа или ус­луга), который может быть востребован рынком, то в случае, если на рынке предлагаемый продукт не востребован, то, соответственно, и идея будет не реализована. Для определения востребованности продукта и состоятельно­сти идеи проводятся экспертные оценки. После генерирования предприни­мательской идеи, на первом этапе предприниматель самостоятельно дает экспертную оценку своей идее па предмет совместимости идеи с возможно­стями предпринимателя.

Если первая экспертная оценка идеи положительна, то, как правило, для второй экспертизы приглашаются внешние эксперты. В этом случае изуча­ется деловая среда на предмет совместимости предпринимательской идеи с внешней средой и возможные формы реализации идеи (индивидуальное предпринимательство, создание предприятия, интрапренерство и т. д.).

Для принятия предпринимательского решения необходимо иметь информацию о соотношении на конкретном рынке между спросом и пред­ложением продукта, который заложен в предпринимательском проекте. Выявление соотношения между спросом и предложением продукта дает воз­можность предпринимателю принять решение о целесообразности реализа­ции идеи.

Перед принятием предпринимательского решения о реализации рассмат­риваемой идеи обязательно проводится экспериментальная оценка получен­ной информации.

Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. В сопоставлении этих факторов закладывается экономическая суть хозяйственной деятельности. Как известно, прибыль определяет уровень достижения поставленной цели, а она определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, поэтому реализация предпринимательской идеи пред­полагает управление затратами - как средство достижения предпринимате­лем высокого экономического результата. Управление затратами не сводиться только к снижению затрат, а распределяется на все элементы управления организацией.

Любая предпринимательская деятельность должна быть эффективной по определению.

Поскольку результат предпринимательской деятельности всегда связан с ее целью, атрибутом которой является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретный продукт (товары, работы и услуги), соот ветственно, объектами предпринимательской деятельности являются из­готовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга – то, что может удовлетворить чью-либо потребность, и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.


 

Лекция №2: Нестабильность, неопределенность и риск

в предпринимательской деятельности

Родовым признаком предпринимательства является рисковая деятель­ность, то есть риск есть постоянный спутник предпринимателя.

Предпринимательская среда потенциально несет в себе нестабильность и неопределенность в отношении будущих событий и, соответственно, риск.

Нестабильность предполагает переход к неизвестному состоянию, затрагивающему устойчивость предпринимательской системы. Условия нестабильности разрушают устойчивость предпринимательской деятельности.

Нестабильность:

1) приводит к потере устойчивости предпринимательской единицы;

2) ухудшает показатели управляемости предпринимательской единицы;

3) преобразует предпринимательскую организацию в новую предприни­мательскую структуру (делит или ликвидирует ее) согласно принципам самоорганизации.

Неопределенность - неполнота или неточность информации об усло­виях реализации предпринимательской деятельности, в том числе свя­занных с ними затратах и результатах. Неопределенность предполагает наличие нестабильности, при которой результаты действий не обуслов­лены, а степень возможного влияния этих факторов на результаты не­известна.

Риск - потенциальная, численно измеримая возможность неблагоп­риятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, вплоть до банкротства и ликвидации предпринимательской единицы. Риск связан с нестабильностью и неопределенностью, то есть с отдельными элементами предпринимательской среды, неблагоприятными обстоятельствами экономической деятельности, получением непредсказу­емого результата в зависимости от принятого хозяйственного решения, действия.

Природа нестабильности, неопределенности, рисков и потерь при осуществлении предпринимательской деятельности связана с финан­совыми убытками предпринимателя.

Финансовые риски можно объединить в три главные категории: риск локальный (чистый), спекулятивный и глобальный (Рис. 2.1).

Локальный (чистый) риск - результатом его являются потери, но нет возможности выигрыша.

Локальные риски возникают на уровне предпринимательской еди­ницы Предприниматель мало, что может сделать для того, чтобы избежать локального (чистого) риска. Так, любой предприниматель, имеющий грузо­вик, должен считаться с риском аварии, а если он имеет объект недвижимо­сти - с риском пожара.

Спекулятивный риск. При локальном (чистом) риске предприниматель может терпеть убытки или остаться без прибыли. В случае же спекулятив­ного риска предприниматель или выигрывает, или проигрывает. Например, предприниматель решает вложить капитал в земельный участок в надежде на то, что земля поднимется в цене, но в зоне влияния начато строительство экологически вредного объекта (алюминиевый завод), соответственно, стоимость земельного участка понижается.

Рис. 2.1. Категории финансового риска

 
 

 


Глобальный риск отличается как от чистого, так и от спекулятивного риска своим безличностным характером. Судьба не выделяет какого-то предпринимателя и не обходит своим вниманием всех остальных. Напротив, глобальный риск в одинаковой мере затрагивает всех участников предпринимательской дея­тельности.

Так как риск является постоянным спутником предпринимательской деятельности - это заставляет предпринимателя не только анализировать варианты возможных альтернатив, но и искать возможность снизить риск.

Рис. 2.2. Методы снижения рисков

 
 

 

 


Суть метода разделения рисков заключается в сокращении максималь­но возможных потерь за одно событие путем разделения активов фирмы.

Активы фирмы можно разделить следующим образом: физически, то есть хранить свободные денежные средства в различных банках;

по собственности, например, собственность фирмы, записывается на имя управляющих компанией, должности которых созданы для этих целей.

Под объединением риска понимается метод снижения рисков, при кото­ром возможный риск делится между несколькими субъектами экономики, что делает потери более предсказуемыми. В данном случае возрастает число единиц, подверженных риску, находящихся под контролем предпринимате­ля.

Самым распространенным методом снижения риска является полная или частичная передача (трансферт) риска другой стороне, что позволяет учесть интересы сторон, участвующих в предпринимательской деятельности.

При передаче риска необходимо учитывать:

распределение риска между сторонами должно носить четкий характер;

принимающая сторона должна иметь возможности своевременного выполнения всех взятых на себя обязательств;

решение о передаче риска должно приниматься на базе критерия эффективности, в сравнении с аналогичными по надежности методами сни­жения риска;

риск должен передаваться по обоюдно выгодной цене.

Страхование рисков как метод минимизации представляет собой сделку о передаче локального (чистого) риска путем заключения двустороннего договора.

Взамен на определенное вознаграждение, называемое премией, стра­ховая компания соглашается выплатить обусловленную сумму для покры­тия убытков при обстоятельствах, указанных в тексте договора, который называется страховым полисом.

Самострахование (резервирование) - создание предпринимателем спе­циального резервного фонда за счет отчислений из прибыли на покрытие непредвиденных расходов при наступлении рисковых событий.

Самострахование - это слишком дорогостоящее дело для большинства предпринимателей. Лишь немногие могут уменьшить риск с помощью из­быточных финансовых ресурсов и специально образованного страхового резервного фонда, так как он не вовлекается в оборот и является «мертвым», неработающим капиталом, не приносящим прибыли.

Итак, предпринимательский риск - экономическая категория, количественно и качественно выражающаяся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской идеи, отражающей степень успеха предпринимателя.

Предприниматели должны защищать себя и свои организации от непредвиденного развития событий, которые могут парализовать предприни­мательскую деятельность и привести к краху. Есть четыре способа управления рисками: избегать риска; справиться с риском самому; предотвратить наступление неблагоприятного события; переложить риск на других.

Для того чтобы остановить свой выбор на одном из названных практи­ческих подходов, предпринимателю следует предварительно проанализиро­вать степень своей подверженности риску, прибегнув при этом к консуль­танту. Программа управления риском, которая станет результатом такого анализа, должна:

четко выявить риски, которые могут привести к финансовым потерям;

дать оценку того, насколько серьезными могут быть потери;

выбрать оптимальный способ преодоления этих рисков.


 

Лекция №3: Внешняя и внутренняя предпринимательская среда

Под предпринимательской средой (ПС) понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и тре­бующих принятия управленческих решений для их устранения или при­способления к ним.

ПС представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей, и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, ко­торая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Внешняя среда предпринимательства представляется сложным неоднородным образованием, охватывающим широкий круг элементов, связанных как с фирмой - субъектом предпринимательской деятельности, так и между со­бой. Чтобы раскрыть структуру внешней среды предпринимательства следует обратиться к характеру взаимоотношений, складывающихся между субъектом предпринимательства и элементами среды.

Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со сто­роны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность. В связи с этим, можно выделить от­дельную группу элементов внешней среды - микроокружающую среду.

Ее элементы пребывают в состоянии постоянного взаимовлия­ния, когда каждый из них способен обуславливать изменения в поведении другого, но, и вынужден приспосабливаться к этим изменениям.

Вместе с элементами микроокружающей среды во внешней среде пред­принимательства присутствует влияние факторов, имеющих более «жест­кий» характер. Эти факторы (их можно назвать факторами макроокружающей среды) имеют ограничивающие, а иногда и стимулирующие свойства. Важней­шей особенностью таких факторов является невозможность какого-либо воздействия на них со стороны отдельных субъектов рынка, и наоборот необходимость в приспособлении к формируемым этими факторами усло­виям.

Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д.

Чтобы выделить факторы, обуславливающие параметры конкретного предпринимателя, необходимо располагать научно обоснованной классифи­кацией, отражающей структуру макрофакторов.

Экономические элементы обуславливают, в первую очередь, объем де­нежных средств, которые потребитель может направить на рынок конкрет­ного товара и которые формируют условия спроса и емкость данного рынка.

Экономические факторы макросреды охватывают и сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников.

Экономическая ситуация формируется во многом под влиянием поли­тических факторов.

Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней сре­ды социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда. Виды законов и других правовых актов явля­ются, как правило, следствием политических процессов. Правовые документы любого вида всегда являются «жесткими» и однозначными ограничителями предпринимательства.

Политические факторы оказывают влияние на экологическую ситуацию. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов: природно-климатические; природно-ресурсные; природоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географи­ческого местоположения потребительского рынка.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями обращения со всеми видами природных ресурсов, используе­мых в предпринимательской деятельности, в их числе: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосис­темы, окружающей территорию потребительского рынка.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис пред­принимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров.

Внутренняя среда предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функциони­рования предпринимательской организации, и полностью зависит от пред­принимателя. Когда речь идет о внутренней среде предпринимательства, то имеется в виду:

наличие капитала (как собственного, так и инвестированного); выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности; организационная структура организаций;

рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.