Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синички и снежинки

(1) Взглянул я в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. (2) Она сидит и тянет головку то вправо, то влево. (3) При этом её тоненький клювик открывается и закрывается. (4) Что это она делает? (По В. Белову.)

Нередко параллельная и цепная связь совмещаются в преде­лах одного ССЦ.

В зависимости от содержания и строения различают три типа

ССЦ:

1. ССЦ статические, преимущественно описательного харак­тера (параллельная связь).

2. ССЦ динамические, преимущественно повествовательного характера (цепная связь).

3. ССЦ смешанные, широко употребительные и при описании, и при повествовании, и при рассуждении (параллельная и цепная связь).

Для формирования навыка распознавания механизма внут­ренней и внешней связи между предложениями в тексте можно ис­пользовать такие задания:

1. Докажите, что внутренняя связь между предложениями тек­ста осуществляется через новое; через известное; через известное в 1-м предложении.

2. Прочитайте текст. Заключите в рамку местоимения и слова (возможно, целые предложения), которые они замещают. Докажите, что связь между предложениями цепная.

3. Произведите синтаксический разбор предложений, охарак­теризуйте порядок слов. Докажите, что связь между предложениями параллельная.

4. В данном тексте подчеркните лексические повторы, синони­мы, в том числе контекстуальные. Средством какой связи, цепной или параллельной, они являются?

5. В предложениях текста подчеркните все средства связи, бла­годаря которым достигается его внутренняя и внешняя связность.

2.6. Законченность текста. В отличие от других признаков за­конченность текста не имеет формальных лексико-грамматических показателей и устанавливается на содержательном уровне.

Завершенность текста, по М. М. Бахтину, определяется: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом и речевой волей говорящего; 3)типическими композиционно-жанровыми формами завершения. Более отчетливо категория за­вершенности выявляет себя в текстах, имеющих название. Именно это ограничивает текст и наделяет его завершенностью.

Итак, текст - это основная единица языка и речи, так как имен­но текст способен выразить законченное высказывание, передатькоммуникативное намерение человека, участвующего в речевом общении, как пишет в своей книге Н. А. Ипполитова. Текст обладает собственной внутренней структурой, собственными категориями, что позволяет признать его моделируемой, воспроизводимой единицей языка. В основе построения и реализации определенных речевых произведений лежат общие принципы [5, 23].

3. Принципы обучения текстообразованию. Текстообразованиебазируется на следующих принципах:

1. Вооружение учащихся специальными знаниями о системе речеведческих понятий и категорий текста.

2. Учет многоаспектности текста, составляющие которой - це­левая установка, смысловой, композиционный, функционально- стилистический, жанровый и лексико-грамматический аспекты.

3. Рассредоточенное усвоение учащимися речеведческой тео­рии и формирование у школьников коммуникативных умений эф­фективного речевого общения в разных сферах деятельности.

4. Органическая взаимосвязь работы по лингвистике текста с изучением фонетики, лексики, словообразования и грамматики на уроках русского языка.

5. Гармоничное сочетание аналитической, аналитико- синтетической и синтетической работы при обучении текстообразо­ванию.

Коммуникативные умения, формируемые на уроках русского языка:

-определение темы и главной мысли данного текста; выделе­ние подтем, установление их целесообразности и оправданности;

- обнаружение опорных слов текста с учетом типа речи, квали­фикация их синтаксической позиции;

- выбор заголовка текста, соответствующего его прагматиче­ской установке (предполагаемому воздействию);

- обнаружение ключевых предложений, непосредственно свя­занных с темой (заголовком) текста;

- деление текста на ССЦ, вычленение составляющих их частей;

- установление специфики структурно-логической организации содержания данного текста; типы речи, его составляющие, доминирующий тип речи;

- -установление лексико-грамматических средств, обеспечивающих смысловую цельность текста;

- выявление способов смысловой и структурной связи предложений в тексте;

- устное или письменное воспроизведение содержания данного текста с сохранением его жанрово-стилистических особенностей;

- редактирование негативных текстов с целью предупреждения возможных ошибок на содержательном, композиционном, речевом уровнях при создании учащимися собственных высказываний;

- понимание темы, её объёма и границ; отбор опорных слов, ключевых предложений;

- накопление материала по теме, его обобщение, структурно- логическая организация с учетом жанрово-стилистической специфики текста;

- структурирование ССЦ, раскрывающих подтемы и микротемы текста с привлечением языковых средств, соответствующих решаемым коммуникативным задачам;

- совершенствование написанного с целью улучшения содержания текста, его логико-композиционной организации и речевого оформления.

 

Цитированная и рекомендованная литература

1. Романова, Т. В. Анализ текста как средство развития речи учащихся / Т. В. Романова // Рус.язык в школе. - 1989. - № 1.

2. Солганик, Г. Я Стилистика текста / Г. Я. Солганик. - М.,1997.

3. Антонова, Е. С. Тайна текста / Е. С. Антонова // Рус.язык в школе. - 2000. - № 6.

4. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку / Н. А. Ипполитова. - М., 1998.

5. Величко, Л. И. Работа с; текстом на уроках русского языка

/Л И Величко. - М., 1983.

6. Лосева, Л. М. Как строится текст / Л, М. Лосева - М 1980

7. Литвинко, Ф. М. Текст: содержание обучения в школе / ф. М. Литвинко II Рус.язык и ли т. - 2002. - № 1. - С. 28-51

8. Купалова, А. Ю. Текст в занятиях родным языком/ А. Ю. Купалова. - М., 1996.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Передача энергии при парном взаимодействии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.