КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как специальный орган охраны: задачи и функции
Департамент охраны МВД Республики Беларусь
Служба охраны при МВД Республики Беларусь была создана в 1952 г. на базе отдела промышленной милиции, ведала «охраною всего национализированного имущества, кроме железнодорожных путей и водного транспорта». До 1991 г. она называлась вневедомственной охраной при МВД БССР. Совет Министров БССР своим постановлением от 24 июля 1991 г. № 286 «О совершенствовании порядка услуг по охране объектов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам» поддержал предложение МВД БССР об организации деятельности объединения «Охрана» при этом же министерстве. Поворотным событием для службы стал указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь», которым объединение «Охрана» при МВД преобразовано в Департамент охраны МВД Республики Беларусь с правами юридического лица. В соответствии со ст. 11 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» подразделения охраны являются функциональным звеном системы ОВД. В ст. 19 определено, что подразделения охраны ОВД (Департамент охраны МВД и подчиненные ему подразделения) осуществляют функции в сфере охранной деятельности, охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования. Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений охраны ОВД определяются законодательными актами Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 утверждено Положение о Департаменте охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в котором определено, что Департамент охраны МВД является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере охранной деятельности. Основными задачами Департамента охраны являются:
Понимая важность задач по реализации комплекса мероприятий по противодействию преступлениям корыстной направленности, защите имущественной безопасности, обеспечению охраны общественного порядка, основными направлениями работы Департамента охраны на ближайший период определены:
Департамент состоит из аппарата, областных, Минского городского и приравненных к ним управлений, отделов (отделений) в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах и других подразделений, создаваемых в соответствии с законодательством. Структура, численность и штатные расписания подразделений Департамента утверждаются в порядке, определяемом министром. В структуру Департамента охраны входят:
Организационно Департаменту подчинены центр профессиональной подготовки и служебно-прикладных видов спорта, учебный центр, центр по сертификации технических средств охранно-пожарной сигнализации, информационно-аналитический отдел, отдельная специальная рота милиции, группа информации и общественных связей. Лица из числа гражданского персонала аппарата Департамента, областных, Минского городского и приравненных к ним управлений Департамента, отделов (отделений) Департамента в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах, кроме лиц, осуществляющих их техническое обслуживание и обеспечение деятельности, являются государственными служащими. Департамент возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению министра. Заместители начальника, в том числе первый заместитель, назначаются на должности и освобождаются от должностей министром по представлению начальника Департамента. Численность заместителей начальника Департамента определяется министром. Департамент финансируется за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности и остающихся в его распоряжении, средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет других источников, определенных законодательством. В состав подразделений охраны входят строевые подразделения, гражданский персонал военизированной либо сторожевой охраны подразделений Департамента охраны, инженерно-технический и обслуживающий персонал. В 2010 г. в республике функционировало 125 районных подразделений охраны (71 отдел и 54 отделения), работало порядка 11 тыс. сотрудников ОВД, 13,5 тыс. гражданского персонала, выполнявшего задачи по охране объектов, и 3,5 тыс. инженерно-технических работников, обеспечивавших эксплуатацию средств и систем охраны. На балансе Департамента охраны девять питомников служебных собак: шесть из них имеют статус областных, два созданы на базе крупных территориальных отделов охраны, один принадлежит учебному центру. На балансе более тысячи служебных собак. Департамент охраны оказывает на договорной основе следующие охранные (платные) услуги: охрану физических лиц; охрану объектов (имущества) юридических и физических лиц, в том числе грузов, перемещаемых транспортом; охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования; проектирование, монтаж, наладку, техническое обслуживание средств и систем охраны. В зависимости от способа обеспечения договорных обязательств указанные услуги подразделяются на следующие виды:
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2005 г. № 154 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 19 августа 2004 г. № 6» утверждены формы типовых договоров об оказании охранных услуг. Соответствующие типовые договоры предусмотрели возможность определения видов и условий охраны объектов по соглашению сторон. Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД, который включает в себя:
Данный перечень не распространяется на объекты, охраняемые в пределах своей компетенции Вооруженными силами, ОВД и внутренними войсками МВД, органами государственной безопасности, государственной охраны, пограничной службы, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям и иными государственными воинскими формированиями и военизированными организациями, таможенными органами, военизированной охраной государственных организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям. Надежная и эффективная охрана на объектах различных форм собственности во многом определяется рациональным выбором тактического варианта защиты конкретного объекта. Избранный вариант должен предусматривать определение структуры охраны, количества рубежей защиты, способов обнаружения проникновения на охраняемый объект, выбор типа технических средств и их размещение как в системе охраны в целом, так и на каждом объекте в отдельности. Это напрямую зависит от структуры и характеристики объектов, а также особенностей размещения в них материальных ценностей. Основой организации охраны объектов является договор, заключенный между подразделением охраны Департамента охраны и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находятся эти объекты. Существует два основных варианта порядка заключения договоров подразделениями Департамента охраны:
Инструкцией о порядке приема-передачи под охрану Департаменту охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жилых домов (помещений) граждан, их обследования и организации делопроизводства по договорам об оказании охранных услуг, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 290, определен порядок приема-передачи объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жилых домов (помещений) граждан под охрану областным, Минскому городскому и приравненным к ним управлениям, отделам (отделениям) в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах и другим подразделениям Департамента охраны, создаваемым в соответствии с законодательством, организации их обследования, а также подготовки, оформления и осуществления контроля исполнения договоров об оказании охранных услуг. Прием-передача объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жилых домов (помещений) граждан под охрану подразделениям охраны включает в себя:
Заявления (обращения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о приеме объектов подаются в подразделения охраны по месту нахождения юридического лица (его филиала, представительства), месту регистрации индивидуального предпринимателя, месту жительства граждан и регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Зарегистрированные заявления (обращения) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о приеме объектов должны быть рассмотрены в течение одного месяца. В течение 10 дней с момента регистрации заявления (обращения) о приеме объектов для проведения первичного обследования объектов в подразделении охраны создается комиссия по приему объектов, в состав которой включаются:
В состав комиссии могут включаться должностные лица Департамента охраны, областных, Минского городского управлений Департамента охраны, представители территориальных ОВД, а также представители других органов и организаций. Решение о создании комиссии оформляется приказом (распоряжением) начальника подразделения охраны. В ходе первичного обследования объектов комиссия:
Результаты первичного обследования объектов оформляются актом обследования объектов. Первый экземпляр акта вместе с сопроводительным письмом подразделения охраны направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для устранения недостатков, выявленных комиссией в результате обследования объектов, а второй остается в подразделении охраны. Прием объектов осуществляется на основании договоров об оказании охранных услуг и оформляется соответствующим приказом начальника подразделения охраны. Решение о принятии объекта под охрану подразделением охраны принимается начальником подразделения охраны после оборудования объекта техническими средствами охраны и устранения недостатков по оснащению объекта инженерно-техническими средствами защиты, указанных в акте. Прием дополнительных объектов по действующему договору на оказание охранной услуги Департаментом охраны оформляется путем дополнения перечня объектов, охраняемых по данному договору. Подключение технических средств охраны, установленных на объектах, к пульту централизованного наблюдения подразделения охраны или выставление на объектах постов из сотрудников, гражданского персонала военизированной либо сторожевой охраны осуществляется после издания приказа начальника подразделения охраны о приеме объектов и внесения изменений в дислокацию постов и маршрутов патрулирования подразделения охраны. Выставление на объектах постов из сотрудников, гражданского персонала военизированной либо сторожевой охраны оформляется актом выставления (снятия) постов из сотрудников, гражданского персонала военизированной либо сторожевой охраны. На каждый объект, охраняемый с помощью пультов централизованного наблюдения, оформляется оперативная карточка на охраняемый объект, которая хранится в ОДС, при отсутствии службы – в пункте централизованного наблюдения подразделения охраны. Плановое обследование каждого из объектов проводится в соответствии с утвержденным графиком обследования объектов, охраняемых подразделением охраны, не реже двух раз в год с промежутком между обследованиями не более шести месяцев. Для планового обследования объектов создается комиссия по обследованию объектов в составе должностного лица подразделения охраны, представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, или индивидуального предпринимателя. При возникновении служебной необходимости комиссией по обследованию объектов может быть проведено внеплановое обследование объектов. В ходе планового и внепланового обследования объектов комиссия по обследованию объектов:
Результаты планового (внепланового) обследования объектов оформляются актом. Снятие объектов с охраны осуществляется в порядке, предусмотренном договором об оказании охранных услуг. О снятии объектов с охраны издается приказ начальника подразделения охраны. Указом Президента Республики Беларусь от 14 августа 1999 г. № 470 на подразделения охраны возложены задачи по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств. Взяты под охрану все расположенные на территории государства посольства и консульства иностранных государств, представительства международных организаций и резиденции иностранных послов. Для предотвращения нападения на указанные объекты, своевременного реагирования на любые изменения оперативной обстановки в зоне их расположения все посты милиции оборудованы телефонной связью, кнопками тревожной сигнализации, разработаны и направлены в ОВД по территориальности планы их обороны и обеспечения общественного порядка. Техническая служба Департамента охраны развивалась и совершенствовалась вместе с развитием службы охраны. Свое развитие служба начала с простейших хлопушек и холостых пиропатронов с родамином. Сегодня техническая служба Департамента охраны использует в своей деятельности самые передовые технические средства охраны и технологии для обеспечения надежной охраны объектов различных форм собственности и личного имущества граждан. Активно проводится работа по перевооружению подразделений современными средствами охраны, внедрению новой техники и автоматизированных систем передачи извещений. Для эффективного использования современных технических средств охраны объектового уровня, устанавливаемых на объектах и в квартирах граждан, требовались и системы передачи извещений, которые не уступали бы им по информативности, быстродействию, помехозащищенности. Поэтому вместе с НП РУП «Агат-Систем» управление средств и систем охраны Департамента охраны начало разработку новой полностью автоматизированной системы передачи извещений, которая к 1994 г. была успешно завершена и совместно с НТ ЗАО «Аларм» был организован выпуск разработанной АСОС «Алеся», которая в настоящее время является основной системой, используемой подразделениями Департамента охраны и внедренной во всех подразделениях. На АСОС «Алеся» переведены все объекты и квартиры граждан, охраняемые с использованием городских телефонных линий и по каналам GSM-связи. Охрана автотранспортных средств обеспечивается только по каналам GSM-связи. Управлением средств и систем охраны в 1996–1997 гг. была проведена большая работа по поиску систем охраны, способных защитить нетелефонизированные объекты, изучен опыт стран ближнего и дальнего зарубежья. Летом 1997 г. проведена опытная эксплуатация радиосистем в Минске и Жлобине. Активное внедрение радиосистем передачи извещений в подразделениях республики начато в 1999 г. Одновременно проводились работы п о разработке отечественных радиоканальных систем передачи извещений и систем передачи извещенз.ий, использующих каналы GSM-связи, которые учитывали бы особенности белорусского рынка. Управлением средств и систем охраны в настоящее время обеспечен полный переход на охрану объектов и квартир граждан с помощью автоматизированных систем передачи извещений, использующих для передачи извещений как телефонные линии, так и каналы GSM- и радиосвязи. Разработаны и внедрены отечественные радиоканальные системы передачи извещений большой, средней и малой емкости «Маяк», «Новатех-РДО», «СОС-16М», а также системы передачи извещений, использующие для передачи извещений каналы GSM-связи: «Аларм-GSM», «Новатекс». Динамика развития всех сторон современного общества требует оперативного реагирования на все происходящие процессы, в том числе в вопросах технического совершенствования систем в области охранной деятельности. Одним из перспективных направлений этой деятельности является разработка и внедрение системы оперативного управления силами и средствами реагирования Департамента охраны в целях обеспечения безопасности граждан, их имущества, транспортных средств и перевозимых грузов. В рамках Государственной программы по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы были предусмотрены соответствующие мероприятия по внедрению навигационных систем. Было начато оборудование автомобилей нарядов групп задержания охраны навигационно-связными терминалами системы GPS, которые вошли в единую систему управления и контроля. Информация о транспортных средствах стала доступна в ОДС подразделений областных и Минского городского управлений Департамента охраны. В 2011 г. завершены работы по созданию системы оперативного управления силами и средствами реагирования подразделениями охраны. Основным назначением системы является сбор, обработка и предоставление данных о контролируемых объектах оператору – инспектору-дежурному. Поступающие по каналам GSM-связи данные отображаются на электронном плане местности, что позволяет осуществлять визуальное наблюдение за местоположением наряда в режиме реального времени, определять его фактические маршруты движения и скорость движения транспортного средства на маршруте, просматривать историю его движения, осуществлять поиск объектов на карте. Таким образом, использование данной системы обеспечивает повышение эффективности работы нарядов, задействованных в системе единой дислокации, и использования транспортных средств за счет планирования и контроля прохождения маршрутов. Более 600 автомобилей оперативно-дежурных служб, нарядов групп задержания и нарядов сопровождения Департамента охраны оборудованы терминалами, позволяющими передавать данные по каналам GSM-связи. С 1991 г. техническая служба перешла на использование для охраны объектов и квартир граждан аппаратуры не только отечественных производителей, но и мировых. Для контроля за качеством и законностью поставок поступающих на белорусский рынок технических средств охраны и разработки собственных технических средств, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, в 1993 г. при Департаменте охраны был создан Центр по сертификации технических средств охранно-пожарной сигнализации. За время своего существования им разработаны методические рекомендации по выбору аппаратуры охранной сигнализации для решения типовых задач по блокировке объектов, применению пассивных оптико-электронных инфракрасных, вибрационных, сейсмических извещателей, а также пассивных звуковых извещателей для блокировки остекленных конструкций и приемно-контрольных приборов. Центр сегодня выполняет функции не только органа по сертификации продукции, но и научно-практического подразделения. Департамент охраны оказывает услуги по охране и сопровождению грузов, перемещаемых автомобильным транспортом, только по территории республики. Постановлением Государственного таможенного комитета и МВД Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 46/359 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь и Департамента охраны МВД Республики Беларусь по организации таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В постановлении определен порядок передачи сопровождаемых транспортных средств таможенным органом отправления наряду сопровождения и порядок передачи сопровождаемых транспортных средств нарядом сопровождения таможенному органу назначения, а также действия наряда сопровождения при возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению таможенного сопровождения. Начальником Департамента охраны МВД Республики Беларусь ежеквартально утверждаются списки сотрудников нарядов сопровождения, уполномоченных осуществлять таможенное сопровождение транспортных средств, в том числе их прием и передачу, с указанием в них номеров служебных удостоверений этих сотрудников. Списки представляются в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь для последующего направления их в таможни. Уведомление о необходимости таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, направляется таможенным органом отправления в виде телефонограммы, регистрируется оперативно-дежурной службой подразделения Департамента охраны. Время прибытия наряда сопровождения не должно превышать 8 ч с момента уведомления таможенным органом отправления подразделения Департамента охраны, формирующего этот наряд, о необходимости таможенного сопровождения. Таможни обеспечивают нарядам сопровождения беспрепятственный и внеочередной доступ в пункт таможенного оформления, склад временного хранения или иное место, в котором сотрудники нарядов сопровождения и должностные лица таможенного органа осуществляют действия по приему-передаче сопровождаемых транспортных средств. Департамент охраны выступает гарантом доставки сопровождаемых грузов и несет ответственность в случае недоставки по уплате суммы таможенных платежей государству. Департаментом охраны приняты дополнительные меры по усилению охраны перевозимых автомобильным транспортом особо ценных грузов. Служебные автомобили оборудованы аппаратурой отображения подвижных объектов с помощью GPS. В настоящее время во всех областных управлениях Департамента созданы и функционируют специальные строевые подразделения, обеспечивающие охрану и сопровождение грузов по территории республики. Одним из направлений реализации Департаментом охраны государственной политики в сфере охранной деятельности является лицензирование охранной деятельности, контроль за деятельностью лицензиатов. Данное направление служебной деятельности позволяет обеспечить экономическую стабильность, надежную сохранность товарно-материальных ценностей на объектах различной формы собственности. Лицензируемая деятельность включает следующие составляющие работы и услуги:
Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь и выдается на 10 лет. Срок действия лицензии по ее окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 10 лет. МВД до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В ходе проведения проверки:
Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией МВД и оформляется в установленном порядке приказом. Лицензия подписывается министром внутренних дел или уполномоченным им заместителем и заверяется гербовой печатью МВД. Сотрудники лицензионно-контрольных подразделений Департамента охраны проводят большую профилактическую работу по обеспечению сохранности имущества юридических лиц. В результате проводимой работы сотрудники помогают выбрать оптимальный вариант охраны объектов (имущества), выработать должностные инструкции как сторожей, так и ответственных за работу сторожевой охраны. В соответствии с законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» все работники ведомственной охраны проверяются по данным информационно-аналитических подразделений ОВД. Данная проверка обеспечивает качественный подбор работников охраны и исключает возможность принятия на работу лиц, которые по своим моральным и деловым качествам не могут выполнять охранные функции. В ходе взаимодействия с территориальными ОВД по недостаткам в технической укрепленности объектов юридических лиц в адрес руководителей направляются представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, рекомендации по улучшению сохранности товарно-материальных ценностей. В ст. 23.57 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности. На основании ч. 2 ст. 3.29 ПИКоАП полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.57 КоАП, наделены должностные лица ОВД. К ним относятся:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |