КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Алгоритм разработки УР
Вопрос. Требования к организации процесса разработки и принятия решений Этапы процесса разработки и реализации УР. Требования к организации процесса разработки УР. Анализ процесса принятия решения различными школами управления. Алгоритм разработки управленческого решения – этосовокупность процедур и приемов управленческой деятельности, выполняемых в определенной последовательности и направленных на выбор наиболее оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов Особенности представлений различных школ управления о процессе принятия решений n принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов; n на всех этапах принятия решений предусматривается сбор, обработка и оценка информации; n на всех этапах процесса принятия решений основными являются: идентификация проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев выбора, оценка альтернатив и принятие решения; n процесс принятия решения представляется как системная деятельность лиц, принимающих решения, он подчинен законам управления, организации деятельности людей. n n цель решения не должна противоречить целям организации, а также должна учитывать интересы лиц, для которых разрабатывается решение; n решение должно разрабатываться на том уровне управления, где имеется достаточно информационных ресурсов и полномочий для принятия подобных решений; n технология разработки решения должна включать качественные и количественные методы исследования; n число альтернативных вариантов решения должно быть не менее двух; n учет риска и принятие мер по защите от негативного влияния рисков на результаты реализации решения; n качество процесса разработки решения и технических средств для принятия решений должно быть не ниже качества входящей информации и используемой методической и методологической базы; n экономическая обоснованность решения; n стоимость работ по разработке решения должна быть ниже, чем эффект, ожидаемый в результате реализации решения. n Формирование информационной базы решения. n Описание проблемы и постановка целей УР. n Разработка критериев оценки альтернатив УР. n Разработка альтернативных вариантов решения проблемы. n Согласование вариантов УР со всеми разработчиками и необходимыми специалистами. n Выбор наилучшего варианта. Утверждение выбранного управленческого решения с вышестоящим руководством. n Организация процесса исполнения решения (реализация). n Контроль исполнения решения, анализ отклонений от поставленных целей. Формирование информационной базы решения n Основным содержанием данного этапа является сбор, обработка и анализ информации о ситуации принятия решения. n Информация может быть количественной и качественной. Источниками количественной информации являются различные сводки данных, статистические данные, информационные бюллетени, прайсы и т.п. n Получаемая информация о ситуации принятия решения должна удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к информации – полноты, полезности и ценности, точности и достоверности, актуальности, своевременности и т.д. Структура проблемы n Предмет проблемы характеризует суть проблемы, т.е. признаки неудовлетворенности ситуацией и возможности ее изменения. n Объектом проблемы выступает событие, явление, ситуация, персона, коллектив, которые являются носителями неудовлетворенности субъекта проблемы. n Субъектом проблемы является лицо, непосредственно связанное с проблемой, которого прямо затрагивают возникшие трудности и на которого ляжет вся тяжесть последствий в случае бездействия или недолжного разрешения проблемы. n Источники проблемы отражают причины возникновения проблемы. n Связи проблемы отражают взаимодействия между отдельными структурными элементами проблемы, а также отношения с другими проблемами. Пример описания проблемы Например, при повышении уровня бракованных изделий, поступающих из цеха № 115 (начальник цеха А.И. Гусев), составляющими проблемы будут: n предмет – высокий уровень бракованных изделий; n объект – цех № 115; n субъект – начальник цеха А.И. Гусев; n источники – некачественное сырье, низкая квалификация основных, ремонтных рабочих, высокая изношенность оборудования, недостаточный контроль качества на рабочих местах; n связи – низкое качество товаров, недостаточно квалифицированное выполнение начальником цеха № 115 А.И. Гусевым своих обязанностей по контролю качества входного сырья, состояния оборудования и трудовой дисциплины, нарушения отдела кадров, принявшего на работу рабочих более низкого разряда, чем необходимо по плану и т.д. Критерии оценки альтернатив УР n Критерий оценки – это признак, на основании которого производится оценка альтернатив УР n Критерии могут формироваться в виде дерева критериев, которое будет являться дополнением к дереву целей. Критерии могут быть количественными и качественными. n Они должны характеризовать все аспекты решения, быть однозначно понимаемыми и доступными для оценок, отвечать ряду требований (разложимость; неизбыточность, т.е. недублируемость, минимальная размерность и др.) Разработка альтернативных вариантов решения проблемы n Альтернативные варианты решения проблемы разрабатываются на основе имеющейся информации, а также аналитических данных и прогнозов развития ситуации. n Альтернативные варианты могут разрабатываться не только руководителем, но и подчиненными. n При этом используются различные объективные, активизирующие, экспертные и комплексные методы. Для процедуры согласования вариантов УР необходимо осуществить: n определить физических и юридических лиц, с которыми необходимо согласовать варианты УР, при необходимости оформить документально (вышестоящее руководство, клиенты, заказчики); n определить временные периоды согласований, а также наименование и содержание сопроводительных документов; n документально оформить общий акт согласований. Выбор наилучшего варианта. Утверждение выбранного управленческого решения с вышестоящим руководством n Разработанные альтернативные варианты УР должны быть оценены с точки зрения их пригодности для реализации, эффективности и степени удовлетворения условиям достижения цели решения. Для выбора лучшего варианта нужно провести количественную и качественную оценку каждой альтернативы, при этом используется разработанная ранее система критериев. n Принятие решения осуществляется, как правило, руководителем, который выдал задание на разработку решения, и несет ответственность за его реализацию и результаты. В процессе принятия решения ЛПР может учитывать результаты предварительного выбора, а может принимать и собственный вариант, не обсуждаемый с экспертами. Организация процесса исполнения решения n Включает следующие процедуры: информирование заинтересованных лиц о начале реализации УР, согласование с исполнителями и заказчиком процесса реализации УР, собственно реализацию. n Организация реализации решения должна включать план конкретных действий с указанием исполнителей, сроков, ресурсов, также можно установить санкции за неисполнение наиболее важных условий реализации решения. n План реализации может быть жестким и гибким. Жесткий план – это план, который составляется перед началом реализации решения. Плановые показатели сравниваются с фактическими без какой-либо корректировки. Гибкий план предполагает создание условий, при которых возможна корректировка первоначальных показателей. Контроль исполнения решения, анализ отклонений от поставленных целей n Методы контроля исполнения решений определяются типами планов реализации решения. При жестком планировании задача контроля состоит в фиксировании значений показателей и сравнении их с плановыми. При гибком планировании к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т.е. появляется возможность для корректировки планов. n Результаты контроля служат информацией для ЛПР о степени достижения цели решения, а также о наличии и характере отклонений. n Анализ отклонений предполагает выявление причин отклонений и возможностей исправления допущенных ошибок. Полученные выводы служат информационной базой для последующих УР. Тема 4: Оценка в разработке управленческого решения Цель: раскрыть роль и значение оценочных процедур при РУР, изучить принципы конструирования оценочных систем, познакомиться с основными методами многокритериальной оценки
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |