Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера?

Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?

Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность?

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

 

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихо­творения Юнны Мориц:

"Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!"

 

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выраже­ние чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознатель­ном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно по­нимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

 

А) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности ме­дицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к боль­ному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благо­ухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высо­кие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, неволь­ная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

 

Б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова

иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ах-

медхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой одно­сельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам; "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".

 

В) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40 см - 2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м

 


Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вы-зывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и па­циентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою лич­ную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важ­ный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним. чше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так. чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

 

Г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и оза­боченность.

Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне не­приятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему не­обходимую помощь.

 

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСтаЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

- паузы

- интонация

- возгласы и восклицания

- тон, звучность, тембр голоса

- дикция

- скорость речи

 

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

- тишина

- конфиденциальнсть

- адекватное освещение, отопление и вентиляция

- удобная поза

 

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

- степень знакомства

- предшествующая информация об этом человеке

- личный жизненный опыт общения, например, с категорией меди­цинских работников

- эмоциональный фон

 

Важную роль играет "эффект ареола" •- первый образ восприятия, до­минирующий впоследствии достаточно длительное время.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мастерство общения в сестринском ДЕЛЕ | Доброжелательное отношение к людям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.