Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шесть правил эффективного знакомства с пациентом

ГЛОССАРИЙ

ОБЩЕНИЕ - непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ -общение с использованием выражений, жестов, осанки и позиции вместо слов

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - процесс передачи информации от одной личности к другой (или группе) посредством разговорной речи


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало евета будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не оыло. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ
ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С
ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, что бы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: «Как вы себя чевствуете?» или «Что вас беспокоит больше всего?» Дав ему выговориться о его болезни, вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученую от больного. Дайте возможность больному свободно отвечать на ваши вопросы, но если он слишком уклонится от темы – возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговра контролируйте себя, говрите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены что больной понял вопросы? Попросите его повторить его своими словами то, что вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, вы поможете себе узнать больше о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «НЕТ». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоь, попросите поподробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больными незнакомой вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как ваше зрение?» если он ответить: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтеся запсать вс информацию, которую вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы.

Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­
тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего
голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте есте­
ственны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической
атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после
каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить,

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и
тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после
Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий
предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Из книги Т. Бильрота "Домашний уход за больными":

Остается еще скачать несколько слов о том, как должна себя держан, тра милосердия в обращении с больным и его окружающими. Всего легче общение с тяжелобольными, они в большинстве случаев лежат с но-давленными умственными способностями, рачговаривают немного или на­ходятся в бреду. Сестра милосердия выполняет точно и беч шума вес, что сп укачано врачом, наблюдает и отмечает все ичменсния в больном и даст о них отчет доктору.

Гораздо труднее общение с выздоравливающими уже больными, а также и с страдающими какой-либо продолжительною болечныо, которые себя чувствуют иногда относительно хорошо, но все-таки нуждаются н особом вспомогательном уходе.

Чрезвычайно грудная задача для сестер милосердия - суметь стать в правильные отношения во всех столь разнообразныхдушевных настрое­ниях, и это приобретаетсятолько постепенным навыком. Но в особен­ности она должна остерегаться любопытства и болтливости. Скромность и спокойствие, тихое, неутомимое выполнение своих обязанностей - вот задача сестры милосердия. Если у больного является потребность выска­заться, то сестра милосердия должна его выслушать, спокойно, сочув­ственно, но не пускаться по поводу этого в пересуды, она должна старать­ся забыть все, что не относится к болезни. Она должна всегда дружески и с готовностью к помощи встречать все относящееся к больному, но в то же время остерегаться интимности с ним, иначе она рискует потерять вес и авторитет в его глазах, и больной сочтет себя вправе не обращать внима­ние и не слушаться ее требований. Для многих больных иногда очень полезно менять по временам сестру милосердия, так как самая лучшая из них утомляется при недельном пли даже месячном однообразии ухода. Точно так же и больные, вынужденные лежать продолжительное время, иногда желают перемены сестры милосердия или врача; у них является потреб­ность прервать вечное однообразие, и они надеются на лучшее от переме­ны или вообще от чего-либо другого, хотя они очень скоро будут недовольны и новым.

Но тем не менее сестра милосердия должна Противодействоватьявляющемуся у больного недоверию к пользующему его врачу; она всеми силами должна укрепить по доверие. Ничем нельзя оказать худшей услу­ги больному, как вызывая в нем подозренпе на счет врача. Конечно, простительно, если больной, страдающий очень продолжительное время хро­ническою болезньо, предполагает, что его неправильно лечат. Врачебное искусство не всемогуще. Многие больные, однако, готовы думать иначе; никто из них не желает согласиться, что болезнь привита к нему чуть ли не в зародышевом его состоянии; каждый считает себя нормальным, здоровым человеком, а заболел он, по его мнению, только вследствие той или иной случайности, небрежности или неправильного лечения; большин­стволюдей думают, что могут во многих случаях указать причины своих болезней, тогда как медицина напрасно их ищет сотни лет.

Люди и даже высшие животные, по вполне врожденному свойству, мознаил причины и действия явлений, которые они видят. Если человек видит что-либо такое, причины чего не знает, то он себе лучше выдумает се, чем сознается: "Я не знаю, отчего случилось то или другое" Также от­носится человек и к причинам болезни. Болезни должны иметь какую-нибудь причину; когда мы здоровы, то мы очень хорошо сознаем, что не всегда можем определить и изучить их причины. Но если только кто-либо шболсл, то он теряет свою способность отрицания. Он так долго ломает себе голову, пока не решит, что ему удалось найти причину своей болезни; пусть она будет призрачною, но это его успокоит, как ребенка; найденная причина может быть продуктом его воображения, но он утешается отблес­ком правдоподобия. Не следует особенно противоречить больным в таких исщах; вообще без крайней надобности не следует спорить и не читать им каких-либо научных лекций об их болезни; они верят только тому, что им кажется наиболее вероятным, и будут довольны только поучениями, под-ч верждающими их собственные представления.

Точно так же никакой больной не допускает мысли, что он страдает неизлечимойболезнью. Он знает, что есть неизлечимые болезни; он даже видел случаи, что его друзья и родственники умирали от них; но относительно самого себя он ищет и находит причины почти всегда в каких-либо посторонних обстоятельствах, но нисколько не в неизлечимости своего страдания. Это счастье для большинства подобных больных. Они надеют­ся до последнего момента, и не следует в них колебать этой надежды; они ошибаются на счет своего положения, и их не следует вырывать из их полных надежд представлений. В подобных случаях как сестра милосер­дия, так и врач очень часто чувствуют себя з самом тяжелом положении. Больной настаивает, чтобы ему сказали совершенную правду; он уверяет, что приготовлен ко всему. Но ему не следует вполне доверять в этом, он сам обманывается на счет своих сил выслушать ужасную истину. Здесь нам предстоит задача утешать больного и успокаивать его, равно как поддерживать его собственную веру в свои надежды. Где невозможно выле­чить, там, насколько оно в наших руках, нужно стараться смягчить и об­легчить физические и душевные страдания больного.

Надежда - это самое лучшее облегчение, бальзам для измученного срдца, услаждение для впавшей в отчаяние души! Я еще раз должен ука­зать, как не следует забывать, что больной почти исключительно думает о себе и своей болезни. Он огорчается, если не обращают внимания на его жалобы, на сделанное им наблюдение или на те, которые, больной думает он сделал и которые считает чрезвычайно важными; очень возможно, что его наблюдения не имеют никакого значения для лечения, но тем не менее больному не следует о том говорить.

Каждый человек видит весь мир только в отношении к себе и в из­вестной степени считает себя центром, вокруг которого вращается весь мир, и поэтому если с ним что-либо случилось, то оно должно быть нечто особенное. Я всегда замечал, как неприятно задевает больных, если им сказать, что их болезнь самая ординарная, которую я видел уже тысячи раз, излечение которой пройдет самым обыкновенным порядком. Больно­му тогда кажется, что он только единица, номер в ряду тысячи других, и опасается потому, что его недостаточно внимательно осмотрели. Ему хо­чется быть чем-либо особенным, а его болезнь, хотя бы она была одна из самых обыденных, протекает у него совершенно своеобразно. Это, с одной стороны, льстит его самолюбию, а с другой - он надеется при этом встре­тить больше внимание и больше заботливости со стороны врача. Нет на­добности выводить больного из этого ему очень приятного круга пред­ставлений. Сестра милосердия поэтому не должна хвастать своим опытом, хотя она при этом может сказать, что уже видела много однородных слу­чаев; точно так же она не должна говорить, что подобный случай дурно протекает, и если больной говорит о других, умерших от болезни, которою он сам страдает, то пусть она лучше скажет, что "тот случай был другой, а у "Вас" все обстоит совершенно иначе". Постепенно можно развить в себе сообразительность и давать находчивые, успокоительные ответы по мере того, как больной будет задавать все новые и новые вопросы.

 

 

Все это не больше, как некоторые указания о затруднительнейших положениях, в которые сестра милосердия может быть поставлена боль­ным. Большинство из них узнается по опыту у постели его. Где сестра ми­лосердия не может сама себе помочь, там она должна посоветоваться с врачом уже по тому одному, чтобы не противоречить его словам. Многие больные недоверчивы, и в особенности это проявляется у них сильно, ког­да они замечают, или им кажется, что они заметили в чем-либо противоре­чие. Они сейчас ухватываются за всего ближе их волнующую мысль, что болезнь неправильно распознана, а потому и неправильно лечится. Я сове­тую в подобных случаях поступать так, как бы нам было желательно, что­бы поступали с нами, если бы мы были в положении больного.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационные задачи | Последствия экономической интеграции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.