Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи

 

Задача 1

 

К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клини­ческого центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на И часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: "Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет". Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: "Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать." Задание:

1. Прокомментируйте ситуацию.

2. Как бы поступили Вы?

 

Задача 2

Прочитайте следующий отрывок из книги И.А.Шамова:

"Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и от­ношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъек­цию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в не­правомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назна­ченного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: "Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!"

Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у ме­ня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного".

 

Задание:

1. Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2. Можно ли было не допустить ее возникновения?

 

Задача 3

Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую "лошадиную" дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профес­сиональной компетенции врача.

Задание: Тактика медсестры?

Задача 4

Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.

Задание: Как поступить?

Задача 5

Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат ц сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсестра торопли­во, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на не­го.

Задание:

1. Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

2. Почему?

3. Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом.

 

Задача 6

Н.А.Магазаник в своей книге "Искусство общения с больными" при­водит пример своего пациента - известного художника с довольно тяже­лым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каж­дые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Ита­лию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем на­строении.

Задание:

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?

 

Задача 7

Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:

"Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!", он с негодованием восклицает: "Какой вздор, другой моей но­ге тоже 80 лет, но она не болит!"

Задание:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.

 

Задача 8

У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Задание: Нельзя ли найти другой выход из ситуации?

 

Задача 9

Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстой! первая беседа со вновь поступившим пациентом. Задание:

1. С каких слов Вы начнете?

2. Назовите факторы, способствующие формированию благоприят­
ного и эффективного "эффекта ареола", и подробно охарактеризуйте каж­дый из них.

 

 

Задача 10

Когда человек попадает в больницу, его родственники, озабоченные положением дел в здравоохранении и представляя все в самых черных красках, нередко раздражаются и жалуются на всех и на все.

Задание: Как Вы можете избавить их от отрицательных эмоций?

Задача 11

Ознакомьтесь с нижеприведенным отрывком из книги: "В медсестринской:

- Богданов! Что Вам здесь нужно?

- Здравствуйте, девочки! Оленька, Вы сегодня дежурите? Я попросить
Вас хотел...

- Садитесь. Что у Вас?

- Плохо я чувствую себя. Слабость и суставы ломит. Это все из-за лекарства этого, которое решили отменить.

- Что решили отменить?

- Ну, таблетки же мне дают в меньших количествах.

Медсестра берет лист назначений:

- Преднизолон?

- Вот-вот. И как мне выдачу уменьшили, я себя хуже чувствовать стал.

Медсестра пожимает плечами (равнодушно):

- Врачу скажите. Во время обхода.

- Так он же и распорядился мне таблетки ограничить. Какой толк ему
жаловаться? Скажет - так надо - и весь разговор.

- Он врач - ему виднее.

- Ну, пожалуйста...

- Мы ведь не можем сами давать Вам лекарства. Только по предписанию врача, как он сказал - так и будет.

- Да ведь я не против! Но дайте мне хоть передышку. Пару дней выдавайте таблетки, как прежде, я отдохну немного от этой ломоты, приду в себя, а потом пусть все будет как надо.

- Вы слышали, Богданов? Нельзя! Русским языком Вам сказано. Идите в палату, я тороплюсь.

Прошло две недели. Разговор на улице:

- Здравствуйте! Вы помните меня? Я медсестра из терапевтического.
У нас Ваш муж лежал. Как он?

- Никак. Похоронила Пашу своего...

- Все так неожиданно получилось. Его уже выписывать хотели.

- Да. Не помогло ему лекарство-то! Преднизолон. Так просил принес­ти...

- Он и умер сразу после этого. Не помогло ему.

- Постойте! Да Вы же убили его! Он умер от передозировки преднизолона, который он тайком продолжал принимать! Ему же нельзя было! Это Вы виноваты!

- Что!? (Теряет сознание)."
Задание:

1. Назовите вид общения и аргументируйте свою точку зрения.

2. Как бы в подобной ситуации поступили Вы сами?

 

Задача 12

Ознакомьтесь с приведенным ниже отрывком из книги П. Бернер:

"Пациенту было всего 36 лет, а у него уже был богатый список все­возможных перенесенных операций и осложнений.

К нам его перевели из другой больницы, где ему сделали операцию на поджелудочной железе. Кончилось все очередной операцией, в результате которой он практически лишился поджелудочной железы, а приобрел ог­ромную рану на животе, всяческие трубки, капельницы и т.п. Человек был независимый, привык к полной самостоятельности, и ему очень тяжело было свыкнуться с тем, что он теперь беспомощный и больной. Послеопе­рационный период затянулся, и в конце концов он так разозлился на судь­бу, настолько расстроился, что отказался от всякого дальнейшего лечения, процедур и уколов. Отказался даже лечиться и выполнять предписания по режиму.

У нас с ним к тому времени сложились весьма близкие отношения и я решила с ним поговорить. Он мне сказал: "Я так устал, что со мной без конца что-то делают, а я даже слова сказать не могу. Я беспомощен. Со мной что хотят, то и делают!" А я ему ответила, что нельзя изменить обстоятельства (учитывая, что его состояние требует стационарного лечения), остается изменить свое к ним отношение. Объяснила, что выбор У него есть (и он его уже сделал, попросившись в нашу больницу, которая в этой области лучшая). И смотреть на происходящее лучше не в том плане, что С НИМ что-то делают, а в том, что делают это ДЛЯ НЕГО, чтобы по­мочь ему поправиться. Я сказала ему, что вместо того, чтобы горевать из-за своего бессилия по поводу того, что мы делаем с его телом, не лучше ли помочь самому себе морально, взглянув на происходящее со стороны. Ведь в моральном плане мы как раз и бессильны ему помочь. Сказала, что ему не надо забывать, что он человек, что он больше и сильнее всякой болезни, которая с ним приключилась... Пока я говорила, он только молчал, и мне трудно было определить, доходят мои слова или нет. Мне порой ка­залось, что я слишком много от него хочу, но я сказала ему все как другу, поскольку дружба меня к этому обязывала",

Задание:

1. Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом.

2. Аргументируйте свою точку зрения.

 

Задача 13

Прочтите отрывок:

"Опытная медсестра рассказала эпизод, героем которого явилась не­молодая пациентка, перенесшая инсульт. Ее а по профессии она была пианист-концентмейстер - сильно тревожила плохо слушающаяся правая рука. Эпизод связан с отказом пациентки заниматься лечебной гимнастикой.

Медсестра: Я с ней посидела, поговорила. Я ей не стала в лоб гово­рить, чтобы она шла на гимнастику. Вместо этого я сказала, что, мол, смотрите какой прогресс. "Вы вспомните, как пальцы позавчера двига­лись, и посмотрите, как сегодня. Тут, - говорю, - не иначе, как упражнения помогли. Главное, не бросать. Тогда, наверняка, рука рано или поздно окончательно разработается", - подбадривала я ее. Тут важно было обра­тить ее внимание на положительные сдвиги, потому что сама она было просто зациклена на отрицательных явлениях и на том, чего она теперь не может. А я ей напомнила, что когда она только поступила, то с рукой было так плохо, что она даже есть без посторонней помощи не могла. А теперь уже и ложку и чашку держать может. И пальцы понемногу зашевелились, и рука стала подниматься. "Вот, - говорю, - даже над головой уже подни­маете. Вчера еще не могли, а сегодня выходит". И сходу еще кучу всего перечислила, что она раньше не могла, а теперь уже может. Так немного еще поговорили - она встала и отправилась на лечебную гимнастику".

Задание:

1. Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом.

2. Аргументируйте свою точку зрения.

 

Задача 14

Прочтите отрывок:

"Медсестра: у меня было четверо пациентов. Они все время требовали У меня - каждый свое, и я ничего не успевала. Пациент скажет - я бегу!

Одного надо было учить, как ему вставать после операции, другим тоже было много чего надо. Вхожу в палату и начинается...У одного капельница не идет, я с ней вожусь. Тут же выясняется, что другому таблетки забыла дать - бегу за таблетками. Третьего вдруг тошнить начинает - судорожно придумываю, как сделать, чтобы его рвало не на себя. Четвертый пить хо­чет... И тут выясняется, что время к обеду, а я их даже не помыла."

Задание:

1. Охарактеризуйте стиль и вид общения.

2. Назовите основные ошибки медсестры?

3. Предложите свой вариант общения.

 

Задача 15

Пациент жалуется медсестре: "Прощаясь со мной, зав.отделением сказала: "До свидания. Выздоравливайте! " Значит, я еще болен? Если бы я был здоров, она сказала бы: "Больше не болейте".

Задание: Что должна ответить медсестра?

Домашнее задание:

Учебник «Основа сестринского дела» авторы: Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.

Страницы 61-78 прочитать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению | Шесть правил эффективного знакомства с пациентом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 20399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.