КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Референдум. В отличие от авторитарного общества в демократическом государстве политические решения обычно оцениваются и регулярно утверждаются народом
Выборы и референдумы В отличие от авторитарного общества в демократическом государстве политические решения обычно оцениваются и регулярно утверждаются народом, Это может происходить как непосредственно на референдумах, так и косвенным путем через альтернативные выборы (рис. 5.1). Рассмотрим два этих варианта подробно.
Рис. 5.1. Формы принятия политических решений
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — это институт прямой демократии, заключающийся в непосредственном обращении к избирателям страны для решения законодательного или иного жизненно важного вопроса государственной жизни. Хотя референдум имеет общие черты с выборами (тех же участников — взрослое население страны, избирательные комиссии, институт наблюдателей, а нередко и общую процедуру голосования), главное отличие его от выборов состоит в том, что его цель — решение коренных вопросов функционирования общества, а не избрание лиц, которые будут этим обществом управлять. Во многих странах предусмотрены различные виды референдумов и формы их проведения. В конституциях многих государств специально выделяются вопросы, по которым проведение референдума строго обязательно. Это чаще всего принятие новой конституции или поправок к существующей. Референдумы обычно сопровождают периоды крупных политических изменений. Так, ратификация Маастрихтского договора и вступление в Европейский союз в ряде стран были подтверждены на референдумах. Референдумы происходили и во многих странах Восточной Европы в период радикальных политических преобразований в начале 1990-х гг. Обычно вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован в альтернативной форме таким образом, чтобы избиратель мог дать на него однозначный ответ «да» или «нет»; в противном случае возможна неоднозначная трактовка результатов референдума. Конституция Российской Федерации характеризует референдум как высшее непосредственное выражение власти народа наряду со свободными выборами (ч. 3, ст. 3). В отличие от широкомасштабных опросов населения референдумы охватывают всех избирателей страны (на федеральном уровне) или субъекта федерации (на региональном). Это также предусмотрено Конституцией России. Референдумы в настоящее время почти полностью вытеснили такое ранее распространенное явление, как плебисцит. Родиной современных референдумов является Швейцария. Уже в XV в. в Берне был проведен первый референдум в современном понимании этого термина. С тех пор в этой стране состоялось свыше 250 референдумов. В настоящее время они часто проводятся во многих европейских странах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия и др.). Исключение из европейских стран составляют лишь Великобритания и Германия, в которых референдумы проходят крайне редко. Сейчас даже авторитарные и диктаторские режимы пытаются использовать референдум для легитимизации своей власти. Проведение референдумов может инициироваться гражданами страны (например, в Швейцарии), парламентом или президентом. Любой законопроект, касающийся увеличения налогов граждан Швейцарии, утверждается на референдуме. В Российской Федерации первый закон о референдуме был принят в 1990 г. Согласно новому, закону «О референдуме Российской Федерации» (принятому в октябре 1995 г.) инициатива его проведения принадлежит гражданам страны, однако для этого необходимо собрать не менее 2 млн. подписей избирателей различных субъектов федерации. Только после этого Президент России, с согласия Конституционного Суда Российской Федерации, назначает дату референдума. Однако референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также если страна находится на чрезвычайном или военном положении. Референдумы могут иметь как рекомендательный, так и обязательный характер. Например, референдум о продолжении существования СССР в 1991 г. имел рекомендательный характер, а референдум об утверждении Конституции в России в 1993 г. имел силу закона. Обычно решение считается принятым, если в референдуме участвовало не менее половины зарегистрированных избирателей, большинство из которых высказались за (или против) данного решения вопроса. Например, 12 декабря 1993 г. на общефедеральном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации. В референдуме приняло участие 54,8% избирателей, из которых большинство (58,6%) проголосовали за новую конституцию. При обязательном характере решений референдума в отдельных странах предусмотрена последующая их ратификация всем избирательным корпусом. Так, в США проект поправки к Конституции страны должен быть одобрен во всех 50 штатах. Что же касается региональных референдумов, то инициатива их проведения может исходить как от избирательного корпуса (например, в Италии), так и от отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция). Референдумы, конечно, не могут решить всех даже важнейших вопросов. Поэтому в конституциях многих стран определен не только круг проблем, по которым могут проводиться референдумы, но сформулированы также вопросы, по которым референдумы проводиться не должны (например, изменение статуса субъектов федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий президента и палат Федерального Собрания; принятие и изменение федерального бюджета; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования). Конечно, вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать, а уж тем более отменять признанные в современном мире права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |