Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Референдум. В отличие от авторитарного общества в демократическом государ­стве политические решения обычно оцениваются и регулярно ут­верждаются народом

Выборы и референдумы

В отличие от авторитарного общества в демократическом государ­стве политические решения обычно оцениваются и регулярно ут­верждаются народом, Это может происходить как непосредствен­но на референдумах, так и косвенным путем через альтернативные выборы (рис. 5.1). Рассмотрим два этих варианта подробно.

    Форма принятия    
    политических решений    
       
Прямая Референдум (Античная Греция)   Непрямая Выборы (Выборы парламента)
             

Рис. 5.1. Формы принятия политических решений

 

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообще­но) — это институт прямой демократии, заключающийся в не­посредственном обращении к избирателям страны для решения законодательного или иного жизненно важного вопроса государ­ственной жизни. Хотя референдум имеет общие черты с выборами (тех же участников — взрослое население страны, избирательные комиссии, институт наблюдателей, а нередко и общую процедуру голосования), главное отличие его от выборов состоит в том, что его цель — решение коренных вопросов функционирования обще­ства, а не избрание лиц, которые будут этим обществом управлять.

Во многих странах предусмотрены различные виды референ­думов и формы их проведения. В конституциях многих государств специально выделяются вопросы, по которым проведение рефе­рендума строго обязательно. Это чаще всего принятие новой конс­титуции или поправок к существующей.

Референдумы обычно сопровождают периоды крупных поли­тических изменений. Так, ратификация Маастрихтского договора и вступление в Европейский союз в ряде стран были подтвержде­ны на референдумах. Референдумы происходили и во многих стра­нах Восточной Европы в период радикальных политических пре­образований в начале 1990-х гг.

Обычно вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован в альтернативной форме таким образом, чтобы избиратель мог дать на него однозначный ответ «да» или «нет»; в противном случае возможна неоднозначная трактовка результа­тов референдума.

Конституция Российской Федерации характеризует референ­дум как высшее непосредственное выражение власти народа на­ряду со свободными выборами (ч. 3, ст. 3). В отличие от широко­масштабных опросов населения референдумы охватывают всех избирателей страны (на федеральном уровне) или субъекта феде­рации (на региональном). Это также предусмотрено Конституци­ей России.

Референдумы в настоящее время почти полностью вытеснили такое ранее распространенное явление, как плебисцит. Родиной современных референдумов является Швейцария. Уже в XV в. в Берне был проведен первый референдум в современном понимании этого термина. С тех пор в этой стране состоялось свыше 250 рефе­рендумов. В настоящее время они часто проводятся во многих евро­пейских странах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия и др.). Исключение из европейских стран составляют лишь Великобрита­ния и Германия, в которых референдумы проходят крайне редко. Сейчас даже авторитарные и диктаторские режимы пытаются ис­пользовать референдум для легитимизации своей власти.

Проведение референдумов может инициироваться граждана­ми страны (например, в Швейцарии), парламентом или президен­том. Любой законопроект, касающийся увеличения налогов граж­дан Швейцарии, утверждается на референдуме. В Российской Федерации первый закон о референдуме был принят в 1990 г. Сог­ласно новому, закону «О референдуме Российской Федерации» (принятому в октябре 1995 г.) инициатива его проведения принад­лежит гражданам страны, однако для этого необходимо собрать не менее 2 млн. подписей избирателей различных субъектов федера­ции. Только после этого Президент России, с согласия Конститу­ционного Суда Российской Федерации, назначает дату референду­ма. Однако референдум нельзя проводить одновременно с выбора­ми, а также если страна находится на чрезвычайном или военном положении.

Референдумы могут иметь как рекомендательный, так и обя­зательный характер. Например, референдум о продолжении суще­ствования СССР в 1991 г. имел рекомендательный характер, а ре­ферендум об утверждении Конституции в России в 1993 г. имел силу закона. Обычно решение считается принятым, если в рефе­рендуме участвовало не менее половины зарегистрированных из­бирателей, большинство из которых высказались за (или против) данного решения вопроса. Например, 12 декабря 1993 г. на обще­федеральном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации. В референдуме приняло участие 54,8% изби­рателей, из которых большинство (58,6%) проголосовали за новую конституцию.

При обязательном характере решений референдума в отдель­ных странах предусмотрена последующая их ратификация всем из­бирательным корпусом. Так, в США проект поправки к Конститу­ции страны должен быть одобрен во всех 50 штатах. Что же касает­ся региональных референдумов, то инициатива их проведения мо­жет исходить как от избирательного корпуса (например, в Италии), так и от отдельных субъектов федерации (Швейцария) или цент­ральной власти (Франция).

Референдумы, конечно, не могут решить всех даже важней­ших вопросов. Поэтому в конституциях многих стран определен не только круг проблем, по которым могут проводиться референ­думы, но сформулированы также вопросы, по которым референду­мы проводиться не должны (например, изменение статуса субъектов федерации, досрочное прекращение или продление срока пол­номочий президента и палат Федерального Собрания; принятие и изменение федерального бюджета; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования).

Конечно, вопросы, выносимые на референдум, не должны ог­раничивать, а уж тем более отменять признанные в современном мире права и свободы человека и гражданина, а также конститу­ционные гарантии их реализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная информационная политика | Горизонтальный и вертикальный принципы образования избирательных округов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.