КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Горизонтальный и вертикальный принципы образования избирательных округов
Выборы Существует две крайние точки зрения на выборы? Одна исходит из того, что каждый депутат представляет народ в целом, другая - из того, что каждый депутат является представителем граждан лишь своего округа. Первая абсолютизирует ситуацию, складывающуюся при голосовании за общенациональные партийные списки, когда отдельные депутаты скрываются за названием партии, вторая — при выборах по одномандатным округам, когда личность депутата имеет нередко большее значение, чем репутация партии. Результаты выборов во многом зависят от того, каким образом сформированы избирательные округа. Возьмем простой пример с одномандатными округами и двумя конкурирующими партиями: демократами (Д) и республиканцами (Р). Предпочтения избирателей отражены в табл. 5.1. Таблица 5.1
Предположим, что возможны два типа формирования избирательных участков: по горизонтали и по вертикали. Если избирательные участки сформированы по первому принципу, то победит демократ, если по второму — то республиканец. Горизонтальный принцип образования округов приводит к тому, что в первом и во втором округах победят демократы, а в третьем — республиканцы. Вертикальный принцип обеспечит, наоборот, победу республиканцам, так как в первом и во втором округах преобладают их сторонники. Классическим примером манипулирования выборами в одномандатных округах может служить голосование в послевоенной Японии. Из-за боязни, что к власти придут коммунисты (а в индустриальных округах они тогда действительно доминировали), избирательные округа были сформированы таким образом, чтобы объединить индустриальные районы с сельскими, в которых были популярны представители консервативных партий. Выборы, проведенные в таких условиях, обеспечили преобладание консервативных депутатов в японском парламенте. Проанализируем теперь эффективность участия в выборах, т.е. попытаемся ответить на вопрос, как могут повлиять предпочтения отдельного избирателя на исход голосования. Рассмотрим сначала простую ситуацию с двумя кандидатами (Андреевым и Борисовым) и тремя избирателями. Распределение их предпочтений представлено в табл. 5.2. Таблица 5.2 Влияние предпочтений отдельного избирателя на исход голосования (два кандидата, три избирателя)
Если выбор осуществляется по правилу простого большинства, то у третьего избирателя появляется возможность повлиять на результаты голосования. Это реально лишь в том случае, когда мнения первого и второго избирателей диаметрально противоположны. Тогда с вероятностью в 50% голос третьего избирателя может стать решающим. Пусть теперь за наших кандидатов голосует пять избирателей. В этом случае только в 6 вариантах из 16 голос пятого избирателя решает исход выборов (табл. 5.3). То есть возможность повлиять на результаты голосования понижается с 50% (как было в предыдущем примере) до 37,5%. Читатель может продолжить эксперимент, однако уже сейчас можно сделать однозначный вывод: с увеличением числа избирателей значимость каждого отдельного избирателя снижается. Таблица 5.3 Влияние предпочтений отдельного избирателя на исход голосования (два кандидата, пять избирателей)
Усложним первоначальный пример. Допустим, что возникает проблема выбора не из двух, а из трех кандидатов: Андреева, Борисова и Васильева. Тогда предпочтения двух избирателей распределятся так, как показано в табл. 5.4. В этом случае роль третьего избирателя повышается. В шести вариантах из девяти голосование третьего избирателя имеет решающее влияние на результат (колонки 2—7). Однако если избиратель не беспринципный индивид и хочет как-то повлиять на исход выборов, значит, у него есть определенная политическая ориентация. Допустим, в системе его Таблица 5.4 Влияние предпочтений отдельного избирателя на исход голосования (три кандидата, три избирателен)
Увеличение общего числа лиц, участвующих в голосовании, уменьшает шансы каждого отдельного избирателя повлиять на результаты выборов. Возможность любого гражданина оказать влияние на результат возрастает лишь в том случае, если ему безразлично, какого именно из кандидатов следует поддерживать. Неудивительно, что с увеличением числа кандидатов его шансы повлиять на выборы уменьшаются (конечно, при естественном условии, что ему не безразлично, за кого голосовать). В Российской Федерации размер одного избирательного округа достигает полумиллиона избирателей, а число партий и предвыборных блоков в 1993 г. составило 13. В этом случае влияние одного избирателя на результат оценивалось в 0,0011%. Неудивительно, что в России в 1990-е гг. наблюдалось увеличение числа избирателей, не пришедших голосовать. Поэтому во многих субъектах федерации уже приняты законы о том, что выборы считаются действительными, если к избирательным урнам пришло более 25% избирателей. Кроме того, возникает естественный вопрос, почему избиратели, обладая столь скромным воздействием на результаты выборов, вообще приходят голосовать?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |