Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 16




2. Источники финансирования учреждений разных типов

Согласно нормам российского бюджетного законодательства бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Осуществляется бюджетное финансирование в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов по видам экономической деятельности предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Таблица

Источники финансирования учреждений разных типов

 

  Учреждения
Казенное Бюджетное Автономное
Финансовый документ Бюджетная смета учреждения Задание учредителя, план финансово- хозяйственной деятельности Задание учредителя, план финансово- хозяйственной деятельности
Финансовое обеспечение На основе бюджетной сметы Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений Субсидии, а также поступления от самостоятельной деятельности учреждения
Финансовое обеспечение из бюджета В соответствии с бюджетной сметой Субсидии: - в соответствии с заданием учредителя; - на содержание имущества; - на иные цели. Средства бюджета: - на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; - на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно- правовыми актами В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

 

Бюджетные и автономные образовательные учреждения получателями бюджетных средств не являются, а казенные образовательные учреждения являются.

Способы финансирования бюджетных и автономных учреждений

 

Основной целью преобразования государственных (муниципальных) учреждений можно назвать открепление бюджетных средств от бюджетной сети и увязку этих средств с услугами, которые оказывают учреждения. Принцип бюджетного финансирования новых бюджетных и автономных учреждений поменялся в соответствии с указанной целью. Их текущая деятельность определяется государственным (муниципальным) заданием (своего рода заказом) на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), которое в обязательном порядке устанавливается для всех бюджетных и автономных учреждений учредителем. Оказание услуг (выполнение работ) в рамках заданий финансируется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Вместо финансирования всех необходимых расходов учреждения (как это происходит в отношении казенных учреждений) органы публичной власти теперь заказывают у бюджетных учреждений определенный объем услуг и работ (на нерыночной основе - в обязательном порядке и без конкурсных процедур). Объемы заказанных услуг и работ определяются в государственном (муниципальном) задании и оплачиваются из бюджета по нормативам финансирования услуг (работ).

Помимо субсидий на выполнение задания учредителя бюджетным законодательством РФ также предусмотрена возможность предоставления бюджетным и автономным учреждениям бюджетных средств целевого характера. К ним относятся субсидии на иные цели, при помощи которых учредитель может профинансировать расходы учреждений, не относящиеся к их текущей деятельности по выполнению задания учредителя и к содержанию необходимого для этого имущества, бюджетные инвестиции, а также средства обязательного медицинского страхования (для учреждений здравоохранения). Кроме того, бюджетные и автономные учреждения могут в установленном порядке наделяться полномочиями по исполнению публичных обязательств перед населением в денежной форме.

Для того чтобы организовать бюджетное финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений по выполнению задания учредителя, в каждом публично-правовом образовании должен быть принят порядок формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий для государственных (муниципальных) учреждений. Данный порядок должен содержать указание на необходимость расчета нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением. Таким образом, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, чтобы выделять субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансирование выполнения заданий, органы государственной власти и местного самоуправления должны рассчитать нормативные затраты, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), включая расходы на содержание имущества, которое используется при оказании соответствующих услуг.

Предложенный на федеральном уровне подход к расчету нормативов содержится в Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества федеральных государственных учреждений (утв. совместным Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527). Указанный подход касается только федеральных государственных учреждений, но в отсутствие других методических рекомендаций по расчету нормативов на него ориентируются многие субъекты РФ и муниципальные образования.

 

Проблемные моменты

 

Основные нерешенные проблемы по реформированию бюджетной сети связаны как раз с новым механизмом финансирования бюджетных и автономных учреждений. Остановимся на главных из них. Во-первых, федеральные Методические рекомендации по расчету нормативных затрат указывают на необходимость отдельно рассчитывать нормативы на оказание услуг и нормативы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений. Смысл такого разделения - в обеспечении гарантированного финансирования содержания государственного имущества, закрепленного за учреждениями, даже в случае снижения объемов оказания услуг по той или иной причине.

Однако изменение принципа бюджетного финансирования бюджетных и автономных учреждений с "финансирования учреждения" на "финансирование услуги" в конечном счете преследует цель развития конкуренции в социальной сфере путем привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг частных поставщиков. Но подход с разделением нормативов не позволяет использовать рассчитанные нормативы на оказание услуг для заказа государственных (муниципальных) услуг у частных поставщиков, поскольку они не учитывают затрат на содержание имущества.

Во-вторых, нормативы, в соответствии с федеральным подходом, должны рассчитываться на единицу услуг (работ) из ведомственных перечней государственных услуг (работ). Ведомственные перечни услуг утверждаются федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей федеральных бюджетных и автономных учреждений. Нормативные затраты на единицу услуг из ведомственных перечней, согласно федеральным Рекомендациям, должны определяться:

1) отдельно по каждому учреждению;

2) в среднем по группе учреждений;

3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих их специфику.

Однако детализация услуг в ведомственных перечнях федеральных министерств (и по аналогии в перечнях услуг большинства регионов и муниципалитетов) является слишком крупной для того, чтобы рассчитать нормативы без чрезмерно грубого усреднения затрат. Требуется более детализированное выделение услуг, на которые должны рассчитываться нормативы, в зависимости от величины расходов на их предоставление.

Наконец, в-третьих, согласно федеральным Рекомендациям по расчету нормативов объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Иными словами, предполагается сначала определять объем бюджетных ассигнований на выполнение заданий федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а потом подгонять нормативы под указанный объем.

Таким образом, ключевой проблемой реформирования бюджетной сети на сегодня являются сложности с изменением механизма финансирования бюджетных и автономных учреждений. В настоящее время большинство таких учреждений, как и раньше, финансируются "от достигнутого" (путем индексирования): нормативный метод финансирования услуг пока не работает.

Несоответствие системы учета затрат и нового механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений является одним из ключевых препятствий для практического перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг. Для решения этой проблемы необходима классификация по услугам, которая должна являться промежуточной классификацией затрат между "укрупненной" классификацией по функциональным признакам, целям и видам расходов и классификацией по экономическим статьям.

Для решения указанных проблем Минфином России в сотрудничестве с другими федеральными министерствами, а также с субъектами РФ в настоящее время разрабатывается Единый регистр государственных и муниципальных услуг <6>. Указанный регистр должен стать универсальным классификатором государственных (муниципальных) услуг, увязанным с кодами услуг в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).

 

Перспективы реформирования бюджетной сети

 

В перспективе предполагается значительно повысить роль частных поставщиков в системе оказания государственных (муниципальных) услуг. Увеличение числа частных поставщиков создаст конкуренцию между различными поставщиками за потребителя, которая будет подталкивать всех поставщиков (и государственных, и частных) к повышению качества услуг. Такая направленность преобразований системы оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере характерна не только для нашей страны. В европейских странах оказание государственных (муниципальных) услуг частными поставщиками (в основном некоммерческими организациями) уже давно сложившаяся практика.

На встрече с представителями общественных организаций 1 октября 2012 г. Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости сформировать систему, которая позволит некоммерческим или частным организациям оказывать социальные услуги наряду с государственными (муниципальными) учреждениями и конкурировать за бюджетные средства. Президент поручил к 1 апреля 2013 г. разработать критерии эффективности работы организаций - поставщиков услуг в социальной сфере и публичных рейтингов деятельности таких организаций. В России опыт привлечения частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг уже существует в некоторых регионах и муниципальных образованиях. Однако этот опыт пока остается достаточно точечным.

В рамках действующего российского законодательства возможны два основных способа (механизма) привлечения частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг <7>:

- государственный (муниципальный) заказ на оказание услуг;

- технология целевой потребительской субсидии.

Государственный (муниципальный) заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг означает проведение конкурсных процедур отбора поставщиков. В таких конкурсах могут участвовать не только частные поставщики, но и государственные (муниципальные) учреждения, располагающие возможностями выполнить соответствующий заказ наряду с установленным для них государственным (муниципальным) заданием.

Оказание государственных (муниципальных) услуг с использованием целевых потребительских субсидий означает, что бюджетные деньги на оказание услуги предоставляются не поставщику, а потребителю соответствующей услуги (поэтому субсидия и называется потребительской). Однако этот способ требует, чтобы потребители получали бюджетные средства на услугу не деньгами, а в форме специального документа - ваучера, сертификата, талона либо на банковскую карту (с условием, что потратить деньги с карты возможно только на оплату соответствующей услуги). Предоставление целевых потребительских субсидий, пожалуй, наиболее эффективный способ обеспечить потребителю возможность самому выбирать поставщика услуг, который его больше всего устраивает.

Однако проблема с привлечением частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг заключается не только в организации взаимодействия с ними и создании механизма их бюджетного финансирования. На сегодня в большинстве территорий в России фактически отсутствует рынок частных поставщиков услуг в социальной сфере. Развитие такого рынка также является одной из задач государства по реформированию системы предоставления государственных (муниципальных) услуг и преобразованию бюджетной сети.

 

Слайды 17,18. Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных казенных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных казенных образовательных учреждений[2], устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных казенных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ[3]).

Финансовое обеспечение бюджетных и автономных образовательных учреждений образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в 2013г осуществляется на следующие цели[4]:

 

1. в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);

2. в виде субсидий на иные цели;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.