КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые элементы и основные принципы стандарта
Лекция №5. Стандарт ISО 9001-2008 (выпущен взамен ISO 9001-2000) «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает основные требования к системе менеджмента качества (системе качества), но не разъясняет каким образом эти требования могут быть удовлетворены. Это позволяет использовать данный стандарт в организациях, осуществляющих различную деятельность, и учитывать при его соблюдении особенности каждой организации. Если какое-либо требование данного стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается исключение этого требования.
Все требования к системе качества в стандарте изложены в 5 разделах (слайд 1): 1. Системы менеджмента качества. 2. Ответственность руководства. 3. Менеджмент ресурсов. 4. Процессы жизненного цикла продукции. 5. Измерение, анализ и улучшение. Рассмотрим основные из указанных требований.
Ответственность руководства
Стандарт ISO 9001:2008 предъявляет следующие требования к функциям высшего руководства в действующей системе менеджмента качества: · назначить уполномоченного по качеству; идеальный вариант, когда это — генеральный директор (первое лицо на предприятии); обычный вариант — один из его замов; уполномоченный по качеству осуществляет надзор за проектом создания или развития СМК, анализирует СМК, информирует других членов высшего руководства; · назначить квалифицированных сотрудников для оперативного управления СМК — менеджера по качеству в небольших организациях, создать службу качества в средних и крупных; распределить ответственность и полномочия за функции в СМК между остальными сотрудниками (в приказах, должностных и рабочих инструкциях, картах процессов и т.д.); · обеспечить оперативный обмен информацией по функционированию СМК между руководством и сотрудниками—в ходе совещаний по проблемам СМК, в процессе документооборота и т.д.; · анализировать СМК и предпринимать действия по ее улучшению — на основании отчетов менеджера по качеству, уполномоченного по качеству, рекламаций, отчетов по удовлетворенности потребителей и т.д.
Планирование развития организации Высшее руководство должно продемонстрировать системный подход к планированию развития организации. Как правило, с этой целью разрабатывается документ под названием «Концепция развития организации». В идеале концепция имеет структуру, приведенную на рис.1.(слайд 2)
Рис.1.Структура концепции развития организации.
Организация позиционирует себя, определяя текущее состояние, и ставит цели достижения желаемого состояния к заданному периоду времени. При постановке целей организации, помимо учета внешних ограничений, накладываемых средой (например, прогноз экономической ситуации, социальные условия, динамика законотворчества в сфере деятельности организации и т.п.), необходимо учитывать и внутренние ограничения, связанные с развитием уровня компетенции персонала. Последнее крайне важно, поскольку переход к следующему уровню развития, повышение производительности и эффективности деятельности организации требуют в первую очередь развития опыта, навыков и квалификации персонала.
Таким образом, установив цели организации, высшее руководство определяет цели структурных единиц организации вплоть до уровня отдельных исполнителей; цели, которые должны включать (но не только) как достижение производственных показателей, так в равной степени и показателей роста квалификации исполнителей (рис. 2).(слайд 3)
Рис.2. Развертывание целей организации до уровня исполнителей. Политика в области качества
Для уверенности в том, что качество воспринимается серьезно всеми членами организации, высшее руководство должно определить и опубликовать политику качества предприятия. Она определяет цели качества для всех работников и помогает продемонстрировать следование высшего руководства целям качества. После утверждения политики в области качества высшее руководство несет ответственность за понимание, осуществление и поддержку этой политики на всех уровнях организации. С практической точки зрения от предприятия требуется предпринять следующие действия: · определить и документировать политику предприятия в области качества; · определить и документировать цели предприятия в области качества; · определить и документировать обязательства предприятия по качеству.
Что такое политика в области качества?
Одной из основных задач менеджмента качества является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостный организм. Наиболее общие цели, выражающие причину существования предприятия, дающие представление о его назначении, необходимости и полезности для экономической среды, сотрудников общества в целом, обозначают такими словами, как «политика предприятия», «миссия предприятия», «философия предприятия». В условиях современного рынка, когда конкуренция очень жесткая и кроме данного предприятия такую же продукцию или услуги обеспечивают многие другие, руководители предприятия должны доказать возможным потребителям и обществу в целом, что данное предприятие существует не зря. Таким доказательством и служит политика предприятия в области качества. Формулировка такой политики — сложное и ответственное дело, она должна подчеркивать уникальность предприятия, быть понятной всем сотрудникам предприятия, потребителям, легко запоминаться. В какой-то степени политика предприятия носит и рекламный характер, и в то же время ни один тезис политики не может быть пустой декларацией. Например, девиз политики фирмы Аррl«Наши изделия изменяют жизнь и труд людей» обеспечивается значительными усилиями этой фирмы в разработке эргономичной конструкции персональных компьютеров, удобного интерфейса пользователя (кстати, только «Windows-95» позволила пользователям РС получить те удобства в работе с программами, которыми пользователи Макинтошей наслаждаются уже с середины 80-х годов) и ненавязчиво напоминает, что изобретателем персональных компьютеров, действительно изменивших труд и жизнь людей во всем мире, тоже была фирма Арр1е.
Политика в области качества в системе стратегического планирования
Как правило, политика разрабатывается высшим руководителем предприятия сроком на 5—7 лет. Иногда фирма предпочитает, кроме долгосрочной, иметь еще и политику на год, достаточно краткую, как, например, фирма «Тойота». Для предприятия политика в области качества является основным документом в системе документов стратегического и оперативного планирования в области качества. Для ее выполнения обычно разрабатывается целевая программа качества — либо как самостоятельный документ, либо как приложение к политике, либо как закрытая часть самой политики. Если политика провозглашает основные цели предприятия в области качества, то целевая программа рассматривает пути и средства для реализации этих целей и взаимодействие с другими стратегическими планами предприятия — маркетинговой, финансовой, технической, кадровой политикой, структурной политикой, которая в совокупности образует стратегический план развития предприятия, или политику предприятия. Из общей политики предприятия только политика в области качества является открытым документом. Для современного предприятия, исповедующего идеи тотального менеджмента качества (ТQМ), политика в области качества является главной, а остальные — подчиненными, т. е. основу общей политики такого предприятия составляет не финансовая или маркетинговая политика, а именно политика в области качества. На основании программы качества формируются краткосрочные планы в области качества — годовые, квартальные и т.д., в которых уже детально определяются мероприятия, сроки и ответственные за их проведение, формы контроля, источники финансирования.
Политика в области качества — минимальные требования
Стандарт не рассматривает всю совокупность действий руководства предприятия по стратегическому планированию. В качестве минимальной нормы стандарт требует, чтобы высшее руководство предприятия определило и документально оформило свою политику в области качества, включая задачи по качеству, и свое обязательство по качеству. Обязательства высшего руководства приводятся, как правило, в заключительной части политики. Политика в области качества должна соответствовать целям компании, требованиям и запросам потребителей. Выполнение политики в области качества должно подтверждаться измеримыми показателями. Кроме того, руководство должно обеспечить понимание этой политики, ее проведение и поддержку на всех уровнях организации. Для этого используются разнообразные средства — от информационных листков, буклетов, плакатов, стендов до организации специальных программ по внутрифирменному вещанию, а иногда даже и по местному радио и телевидению.
Примеры политики в области качества.
Типовые компоненты политики в области качества. Ориентация на общество: 1)наши изделия делают мир более удобным для жизни; 2)фирма — корпоративный гражданин сообщества; 3)мы не идем на компромисс с этикой ради прибыли; 4)экологическая чистота производства и продукции обязательны для нас.
Ориентация на потребителя: 1)потребитель — важнейшая фигура в нашем деле; 2)мы зависим от потребителя; 3)потребители — цель нашей работы; 4)потребители — это не посторонние люди; 5)потребители — это люди из плоти и крови, с чувствами и эмоциями; 6)наша обязанность – удовлетворить их нужды; 7)потребители – источник жизненной силы нашей организации; 8)потребитель заслуживает самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны.
Ориентация на сотрудников: 1) поддержка стремлений работников к образованию; 2) организация внутрифирменной системы обучения; 3) поощрение дополнительного образования; 4) контроль за условиями труда; 5) организация системы аттестации рабочих мест; 6) совершенствование системы оплаты труда; 7) равное внимание ко всем группам работающих; 8) выявление и помощь в разрешении проблем людей; 9) воспитание доверия через личное общение; 10) подчеркивание личной значимости работника; 11) развитие систем признания труда.
Ответственность руководства: 1. руководство обеспечивает все условия для воплощения ценностей фирмы; 2. руководство отвечает за претворение системы ценностей в жизнь; 3. принципы жизни фирмы — высший критерий для руководителя.
Система ценностей фирмы "АРРLЕ СОМРUTER": 1. Мы предлагаем изделия высшего качества. 2. Наши изделия изменяют жизнь и труд людей. 3. Наши изделия освобождают людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни. 4. Качество изделий фирмы обеспечивает уважение и преданность потребителей. 5. Мы искренне заинтересованы в разрешении затруднений у потребителя. 6. Мы не идем на компромисс с этикой ради прибыли. 7. Фирма — корпоративный гражданин сообщества. 8. Мы ставим «агрессивные» цели и заставляем себя добиваться их. 9. Работа в командах важна для успеха фирмы. 10. Мы рассчитываем на увлеченность и достижения каждого. 11. Мы поддерживаем друг друга и вместе разделяем побе- 12. Мы стремимся к созданию атмосферы, в которой каждый может почувствовать ощущение приключения и радости от работы в фирме. 13. Вознаграждение должно быть моральным и денежным одновременно. 14. Отношение менеджеров к работникам имеет первостепенное значение. 15. Мы приветствуем взаимодействие работника с руководителями любого уровня. 16. Работники должны иметь основания доверять мотивам и честности начальников. 17. Руководство отвечает за создание среды, в которой расцветают ценности фирмы.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |