КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малые группы основные понятия, виды
Психология малых групп 1. Малые группы основные понятия, виды, развитие 2. Структура малой группы 3. Социально-психологические явления в малых группах 4. Лидерство в малых группах
Малая группа - совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность. Главные качественные критерии выделения малой группы являются - контактность ее членов — их возможность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; - целостность — социально-психологическая и функциональная общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое.
Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя - от 2 до 3 человек.
I. Принято выделять первичные и вторичные группы. - Первичная группа · малочисленность состава, · пространственная близость ее членов, · длительность совместного существования, · единство целей, · добровольность вхождения в группу · неформальный групповой контроль. Первичные группы в целом выполняют две функции: а) являются источником формирования моральных норм личности; б) являются средством поддержки и стабилизации жизни взрослого человека. - Вторичная группа · люди опосредовано связаны общей деятельностью по достижению общей цели. · непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать. (рабочая бригада является первичной для ее членов, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой, включающей в себя несколько первичных групп)
II. Среди малых групп есть деление на формальные и неформальные - Формальная группа · членство и положение, поведение и взаимоотношения членов регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов · отношения характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества и рационализацией как индивидуальных, так и групповых функций. · это элемент социальной структуры общества (например семья) или элемент его структурных подсистем (бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т. д.). Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. · Ведущей сферой активности и основным механизмом объединения людей в формальные группы является совместная деятельность. · По отношению к индивидам, входящим в состав формальной группы, группа выступает внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли. Межличностные отношения в формальной группе устанавливаются внутри известных официальных рамок. - Неформальная группа - возникает, как правило, в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий. - также они могут формироваться и вне рамок формальных структур (например объединения соседей, клубы по интересам и т. д.). - отношения характеризуются относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. - В группе самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов.
III. Еще одним видом групп является так называемая референтная группа. · Референтной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно значимыми. · Референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение. · Референтной может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше. Типы референтных групп 1) нормативные и сравнительные. Нормативные — это те группы, в которых индивид стремится получить и сохранить признание или стремится стать их членом. С этой целью он согласовывает свои установки и поведение с теми представителями этих групп, которые, с его точки зрения, являются главными носителями взглядов этой группы. Сравнительной считается та референтная группа, ценности членов которой человек считает точкой отсчета для соотнесения или сравнения своих оценок и самооценок. 2) Референтные группы могут быть реальными и воображаемыми. Реальная — это группа людей, выступающая для индивида эталоном социальных норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, идеалы, выступающие в форме персонифицированных идеалов и эталонов. Функции референтной группы: - статусно-информативная (формирует у индивида представления о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей); - регулятивно-нормативная, интерпретирующую для личности групповые социальные нормы и регулирующую его поведение, и ценностно-ориентационную, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |