Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм как основные принципы философского мышления в эпоху Возрождения




Социально-философские идеи в философии эпохи Возрождения.

Натурфилософия Ренессанса.

Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм как основные принципы философского мышления в эпоху Возрождения.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения, Ренессанс получила свое название от итальянского художника и архитектора Джорджо Вазари, который в 1550 году впервые употребил этот термин. Часто он используется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Но Возрождение – это не только реставрация старого, но и его переосмысление, и поиск нового. У истоков подобных идеей стояли Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно.

Данте

В «Божественной комедии» Данте ищет переход от божественного первоначала к стихиям «нижнего мира». Учение о человеке нашло свое выражение и в его философских трактатах, и в образной системе «Божественной комедии», где земное вторгается в запредельное, личные и общественные страсти кипят в провалах ада, на ступенях Чистилища и в райских высях. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: а) проявление собственной добродетели в земной жизни; б) созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при «содействии божественной воли».

Петрарка

В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, провозглашая свое якобы невежество и, тем самым, считая такую ученость бесполезной. Петрарка считал, что прийти к новому расцвету науки и искусств можно не через слепое подражание античности, а через ее переосмысление и необходимость превзойти ее культуру. Содержание подлинной философии – это науки о человеке. Забота о земной славе – долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда.

Альберти

Ценность человеческой личности определял не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Пико

Для Пико дела Мирандола основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически незакрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Мирандола исходил из идеи о «срединном положении человека между миром земным, материальным и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу.

Николай Кузанский

Он пересмотрел взгляды античных философов на проблему Единого и Бесконечного. Если у них эти два понятия противопоставлены друг другу, то Кузанец заявляет: «Единое есть все». Т.е., центром его философии выступает пункт о совпадении противоположностей: Единого и Бесконечного. В качестве Бесконечного он рассматривал Бога. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существую. Отстраните Бога от его творений и останется небытие, ничто. Пантеизм Кузанца развил

Бруно

Он утверждал, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруна от мистического пантеизма Кузанского.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.