Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-философские идеи в философии эпохи Возрождения




Натурфилософия Ренессанса

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в XVI веке добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло свое отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Для Леонардо во взглядах на познание характерен сенсуализм. Важнейшей ступенью познания Леонардо считает многократно повторенный эксперимент, за которым следует рассуждение, истолковывающее протекание и результаты опыта. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

Николай Коперник создал новую астрономическую систему: геоцентризм он заменил гелиоцентризмом. Первой и высшей их сфер Вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следуют планеты, в центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты. Движение небесных тел объясняется их природой.

Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной – позволила Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, которым не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр – его звезда.

Галилей – основоположник научного естествознания, подведший твердый фундамент под астрономию и обосновавший новые методы научного исследования. Значение его творчества заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилей утверждал, что философия природы описана на языке математики. Математика выражает естественный порядок вселенной, однородный по своей материальной сущности и по законам единого механического движения. Абсолютно лишь то, что можно выразить математически. Где прекращается возможность математического количественного объяснения, там кончается наука.


 

Социально-философские идеи эпохи Возрождения нашли свое проявление в учениях основателей Реформации, Н. Макиавелли, утопических проектах и т.д.

Под «реформацией» понимают «движение за обновление веры». Датой начала Реформации считают 1517 год, когда Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов против индульгенций». Христос и святые, писал Лютер, совершили, согласно церкви, столько «добрых дел», способных спасти род человеческий, что образовался как бы излишек благодати, находящийся в распоряжении церкви. Этот излишек благодати мог быть использован священнослужителями для отпущения грехов. Вот его-то и продавали в качестве индульгенций грешникам. В позднее Средневековье возник вопрос: как кто-либо, даже святой, может передать другому свои заслуги, свою благодать? Лютер считал, что человек уже искуплен страстями Христа, этим добровольным актом любви к людям. Человек грешен, но только Бог может прощать грехи раскаявшемуся. Человек может спастись лишь уверовав. Вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни. Человеку следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Это способствовало формированию новой, предпринимательской этики, основным принципом которой было: получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщичества, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства.

Последователем Лютера в Швейцарии стал Жан Кальвин. Главное в его учении – идея предопределения. Согласно Кальвину, души людей еще до сотворения мира предопределены либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто не может знать собственного предопределения. Но в ходе своей жизни человек может получить знак от Бога. Если он преуспевает в своих земных делах, то это можно истолковать как указание на его избранность; если же ему не везет в его предприятиях, то нужно удвоить усилия: может быть, придет успех.

В Голландии Реформация получила свое обоснование в трудах Эразма Роттердамского. Он осуждал пороки католического духовенства, критиковал богословские споры, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание грабительских войн и сожжение еретиков. Но Эразм спорил не только с церковью, но и с Лютером. В центре их полемики оказался вопрос о природе человека. Основной посылкой Эразма было представление о человеке как о «благородном живом существе, ради коего одного построен Богом этот восхитительный механизм мира»; посылкой Лютера было: род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может. Лютер ограничивал проблему только загробным спасением, Эразм ставил вопрос шире – о человеческой нравственности вообще.

Н. Маккиавелли средневековую концепцию божественного предопределения заменил идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Политика – это особая сфера деятельности, имеющая свои законы, по сути несовместимые с моралью. Эти рассуждения принесли Маккиавелли славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия – «макиавеллизма». Но Маккиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи.

Термин «утопия» принадлежит Т. Мору и в переводе означает «несуществующая страна». Описывая Утопию, автор касается вопросов управления, занятий обитателей острова, их отношений друг с другом, пишет о рабстве, о супружестве, о религиях утопийцев. Мор полагает, что общество является результатом заговора богачей, а государство – их орудием. Утопия живет прекрасной, блаженной жизнью благодаря избавлению от частной собственности. Жителям неведомы излишества о роскошь. Рабами становятся те, кто допустит позорный поступок, или те, кто осужден на казнь за злодеяния. Мор, в противоположность Макиавелли, считал обязательным для правителей и государственных деятелей соблюдение общепризнанных норм морали.

Ранние идеи коммунизма получили дальнейшее развитие в произведении Т. Кампанеллы «Город Солнца». Жители Города Солнца решили «вести философский образ жизни общиной». Труд почетен, воспитание связано с производственной деятельностью. Традиции общества распространяются и на брачно-семейные отношения. Ячейка общества – не семья, а бригада. Жизнь обитателей Города Солнца строго регламентирована: одинаковая одежда, общественная столовая с одинаковой пищей; питаться все отправляются военным строем. Во главе Города стоит верховный правитель – Метафизик – всесторонне образованный человек. Ему помогают три соправителя: Сила, Мудрость, Любовь. Им подчинены руководители, ведающие узкими специальностями. В Городе предусмотрено общее собрание всех жителей старше 20 лет. Оно проходит дважды в лунный год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.