Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка метода научного исследования

Философия эпохи Просвещения.

Проблема субстанции в философии Нового времени.

Разработка метода научного исследования.

Ф. Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Его афоризм – «Знание – сила». Конечная цель, по Бэкону, - изобретения и открытия. Цель открытий и изобретений – человеческая польза. Необходимо перестроить здание науки. Для этого следует проделать 2 вида работ: критическую и позитивную. Критическая, разрушающая работа заключается в выявлении причин человеческих заблуждений и выработке рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить 2 направления: учение об идолах (или призраках) и критику схоластического метода познания. Идолы – это искаженные образы действительности, ложные представления и понятия, с которыми нужно бороться. Их существует 4 вида:

1. Идолы рода – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

2. Идолы пещеры заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей.

3. Идолы рынка – это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения.

4. Идолы театра связаны со слепой верой в авторитеты.

По Бэкону, схоластика плодотворна на словах, но бесплодна в делах. Коренной порок схоластики в абстрактности. Ей Бэкон противопоставил индуктивный метод и теорию двойственной истины. Согласно последней, теология изучает Бога, ее функция – обоснование и защита религиозного вероучения, а опора – авторитет Священного писания и Церкви. Предмет философии – природа, цель – изучение законов природы, а опора – истина. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Опыт делится на плодоносный и светоносный. Первый дает немедленный полезный результат, но более ценным является второй, так как анализирует глубокие связи природы, знание которых дает возможность проводить плодоносный опыт. Опыты должны ставиться по методу индукции (умозаключение от частного к общему). Он заключается в составлении 5 видов таблиц:

1. Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления).

2. Таблица отклонения или отсутствия (случаи отсутствия того или иного признака).

3. Таблица сравнения (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете).

4. Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не типичны для данного явления).

5. Таблица «сбора» плодов (формирование вывода на основе общего, имеющегося во всех таблицах).

Р. Декарт попытался применить ко всем наукам математический метод познания – рационализм. Он сводится к 2 положениям:

1. В познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, документальных истин, т.е. в основе познания лежит интеллектуальная интуиция.

2. Разум из этих воззрений на основе дедукции способен вывести все необходимые следствия.

Дедукция – умозаключение от общего к частному.

3 правила дедукции, по Декарту:

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы исследование было направлено на его постижение.

3. В вопросе также должно содержаться известное.

Интеллектуальная интуиция должна начинаться с сомнения, т.е. Декарт был скептиком.

Еще один метод познания разрабатывал Т. Гоббс. Концепция «двух истин» у него приняла вид, что философия «исключает теологию». Понятие истины может быть только в философии, науке, а теология – это только «богооткровенное знание». Центром философии Гоббса стал человек, творец культуры и многообразных искусственных тел, самым важным и сложным из которых является государство. Гоббс обосновал сенсуализм: все понятия в человеческом уме порождаются «целиком или частично» в «органах ощущения», т.е. вся совокупность явлений человеческого сознания связывалась с ощущениями.

Джон Локк был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт – это наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. В его результате наш ум рождает идеи: простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-либо составляющие элементы. По содержанию простые идеи делятся на 2 группы. К первой относятся идеи, отражающие первичные качества внешних объектов, неотделимые от них (плотность, протяженность, движение и т.д.). Ко второй группе относятся идеи, отражающие вторичные качества внешних объектов, связанные с познающим субъектом (цвет, вкус, звук и т.д.). Сложные идеи образуются из простых в результате деятельности ума. Существует 3 способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную.

2. Сведение вместе двух идей, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну.

3. Обособление идей от всех других, сопутствующих им в их реальной действительности.

Джордж Беркли сформулировал концепцию репрезентативного (представительного) мышления. Согласно этой концепции, нет и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи. Беркли отказался от понятия «материи». Это позволяет отнести его в разряд идеалистов. Он стремился доказать, что существование как таковое и существование в восприятии тождественны. Непосредственными объектами нашего познания являются не внешние предметы как таковые, а лишь наши ощущения и представления, потому мы не способны воспринимать ничего, кроме наших собственных идей. Это позволяет сделать вывод, что идеализм Беркли субъективный. Если вещи никто не воспринимает, так как мир существовал до появления человека, то эти вещи воспринимает Бог, т.е. в данном случае Беркли стоит на позициях объективного идеализма.

Дэвид Юм основой процесса познания считал опыт. Основными элементами опыта являются восприятия, которые состоят из впечатлений и идей. Под восприятием подразумевалось всякое содержание сознания независимо от источника его формирования. Впечатления – это такие восприятия, которые входят в сознание с наибольшей силой. Под идеями подразумевались «слабые образы этих впечатлений в мышлении, рассуждении». Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в идеи с помощью способностей памяти и воображения. Вопрос о связи между идеями и вещами Юм сводил к проблеме ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности. Юм сомневался в причинных связях, говоря, что если они и существуют, то непознаваемы. Т.о. Д. Юм – субъективный идеалист и агностик.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стреловые самоходные краны | Философия эпохи Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.