КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые направления развития общего образования
Пять основныхнаправлений развития общего образования. 1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной,основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки. Требования к структуре образовательных программ предполагают соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатови решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.При формировании требований к материально-техническим условиям следует отказаться от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры. Данные требования должны стать стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, в ближайшие два года предстоит завершить переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации. Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе должно начаться уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь должны привлекаться учителя и школы – участники приоритетного национального проекта «Образование». Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; России продолжать участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. 2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Указанные направления работы найдут отражение в финансово-экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей. Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы,распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. 3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) с ложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне субъектов Российской Федерации. К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Соответствующую практику, реализуемую в 34 регионах в рамках комплексных проектов модернизации образования, следует в целом признать успешной. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. С учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труда, выделения в них базовой и стимулирующей частей, соответствующая работа по введению новых систем оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет. 4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Предстоит существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности. Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевыхкомнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов… Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих. 5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги… Большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания,медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход … к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов и т.д.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |